ЗОЖ для детей дошкольного возрастаметодическая разработка (средняя группа)

  • 11863

    8 минут

    Опубликовано:26октября 2016

    (0)

    Здоровый образ жизни уже стал полноценной семейной культурой. Отказ от вредных привычек и упор на спорт вошли в моду. Поэтому все больше людей начинают интересоваться ЗОЖ и привлекают в свои ряды не только взрослых, но и детей. Эта тенденция положительно влияет на общее здоровье человека, способствует крепкому иммунитету, хорошему самочувствию, красивой фигуре и позитивному настрою. Приучая к здоровому образу жизни детей, вы помогаете им прожить долгую и счастливую жизнь, полную ярких и позитивных моментов. Это лучшая забота о близких, которая обязательно даст свои плоды уже в ближайшем будущем. Здоровый образ жизни для детей важен ничуть не меньше, чем для взрослых. Ведь это основополагающий принцип развития ребенка в сферах нравственной и физической культуры. Чем раньше вы заложите привычку правильно питаться и заниматься спортом, тем больше пользы она принесет в будущем.

  • Составляющие здорового образа жизни

    Основными компонентами детского ЗОЖ являются:

    • занятия спортом и введение физической активности в качестве регулярной привычки;
    • поддержание здорового образа жизни всей семьей;

    • регулярные прогулки на свежем воздухе;
    • правильное питание.

    Все физические нагрузки должны соответствовать возрасту ребенка и учитывать особенности его здоровья. Регулярное выполнение упражнений под руководством опытных тренеров – лучший вариант поддержания здорового образа жизни детей. Европейский Гимнастический Центр предлагает вам занятия в комфортной обстановке и по удобному графику. Масса позитивных эмоций, игровая форма тренировок и социализация каждого ребенка – это минимальный набор услуг, которые мы предлагаем каждому клиенту.

    Здоровый образ жизни детей и подростков (ЗОЖ).

    Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, он должен с раннего детства до глубокой старости постоянно заботиться о его укреплении. Для укрепления здоровья нужно вести здоровый образ жизни, знать и выполнять правила ЗОЖ.

    Следует с детства формировать у ребенка и подростка понятие о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный — всегда влечет за собой ухудшение здоровья. Установлено, что здоровый образ жизни способствует увеличению продолжительности жизни на 7-10 лет и является самым практичным и самым дешевым методом профилактики заболеваний. Известно, что на 50-55% здоровье определяется индивидуальным образом жизни. Здоровый образ жизни детей- это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Чтобы быть здоровым, нужно выполнять правила личной гигиены и режим дня, правильно питаться и заниматься спортом, отказаться от вредных привычек.

    Личная гигиена.

    Главное требование гигиены — держать тело в чистоте, чтобы избежать заболеваний, связанных с размножением бактерий и паразитов.

    Элементарные правила гигиены.

    1. Необходимо обязательно чистить зубы после пробуждения утром и перед отходом ко сну. 2. Нужно регулярно мыть голову. 3. Обязательно содержать в чистоте расчески, резинки и заколки для волос. 4. Полезно принимать душ или ванну два раза в день. 5. Мыть руки обязательно по приходу домой , до и после еды, после игры с животными, после туалета. 6. Нужно уделять внимание чистоте одежды и обуви.

    Поддержание чистоты кожи, уход за ногтями- составляющий элемент ЗОЖ. Чистая кожа обладает бактерицидными свойствами, а грязная, на поверхности которой скопились пот, кожное сало, попавшие на кожу вещества подвергаются раздражению и расчёсам, что приводит к развитию кожных заболеваний, экземы и гнойничков. Важно, чтобы у детей сформировалась привычка мыть руки каждый раз перед едой, после посещения туалета, игр с животными, работы на огороде, прогулок по улице. Наибольшее количество бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95% находящихся на коже рук), поэтому важно ухаживать за ногтями.

    Правильный уход за собственным телом особенно важен для подростков.

    В период полового созревания они и сами замечают, что стали больше потеть, ощущают сильный запах от ног и подмышечных впадин. От тех, кто пренебрегает личной гигиеной, неприятный запах ощущается на расстоянии. После приема душа следует сменить нижнее белье, на чистую кожу можно нанести гигиенические средства, уничтожающие запах пота. Ежедневно на ночь моют ноги.

    Нельзя пользоваться чужими головными уборами, расческами, мочалками, не следует трогать чужих и бездомных животных.

    Очень важен уход за волосами. Перхоть на волосистой части головы может быть признаком нездоровой кожи, нарушения питания, неправильного ухода за волосами.

    Нельзя забывать, что на кожу, волосы, ногти оказывают воздействие не только внешние факторы. Серьёзным врагом для кожи являются недостаток кислорода и сна, курение и алкоголь. Помогает коже стать здоровой и красивой рациональное питание: салаты из свежих овощей, фруктов, морковный сок, творог, ржаной хлеб, отказ от жирных блюд, острых приправ.

    Регулярный уход за полостью рта поможет сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Для сохранения зубов здоровыми нужно пользоваться индивидуальной зубной щеткой, которую меняют 1 раз в 3-4 месяца, 1-2 раза в год посещают стоматолога; после каждого приема пищи нужно полоскать рот.

    Очень большое значение имеет гигиена белья и одежды. Желательно, чтобы одежда была свободной и под ней сохранялась воздушная прослойка. Подросткам не следует носить обтягивающие джинсы и плавки, т. к. иначе происходит нарушение кровообращения, приводящее к воспалительным процессам. Одежда для девушек должна исключать возможность переохлаждения женских половых органов.

    Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков или колготок. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца, 1 раз в неделю менять постельное белье. На ночь рекомендуется одевать ночную сорочку или пижаму.

    Обувь для детей и подростков должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, т. к. тесная обувь вызывает деформацию пальцев, врастание ногтей, появление язв, мозолей, отморожение и плоскостопие.

    Режим дня.

    Часто дети говорят, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. И это совершенно верно! Именно эти люди волнуются о том, как чувствуют себя дети, с каким настроением они идут на занятия, когда и как они едят и развлекаются.

    Итак, режим дня — это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.

    Соблюдение режима дня является обязательным условием здорового образа жизни ребенка. Благодаря соблюдению режима формируются условные рефлексы на время, обеспечивается высокая работоспособность в течение всего дня.

    Основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это:

    • Нормальная продолжительность сна (8-9 часов). • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

    Сон является главным видом отдыха. Во сне восстанавливаются работоспособность, снимается эмоциональное напряжение. Хороший сон в благоприятных условиях-теплое одеяло, прохладный воздух, спокойная обстановка — влияет на настроение, память и внимание, состояние иммунитета. Для глубокого и крепкого сна полезны прогулки перед сном. Соблюдение баланса между занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе.

    Вернувшись из школы нужно пообедать и обязательно отдохнуть 1-1,5 часа без чтения книг и просмотра телевизора. Выполнять домашнее задание нужно с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут занятий следует проводить 15-ти минутный перерыв, желательно с физкультминуткой под музыку.

    Пребывание на свежем воздухе — один из необходимых компонентов рационального режима дня. Дети должны быть на свежем воздухе 1,5-2,5 часа ежедневно, а в дни отдыха — до 6 часов. Прогулки хорошо сочетать с двигательной активностью, занятиями спортом и физическим трудом.

    В любом возрасте полезно закаливание. Закаленный, тренированный человек может противостоять холоду и жаре, колебаниям атмосферного давления и влажности. Закаливающее действие оказывают воздушные ванны, ходьба босиком, посещение бани. Сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры — обтирание, обливание, ванны, растирание снегом и моржевание.

    Правильное питание.

    Детям для роста и взросления нужно много сил. А получить все необходимое они могут из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Только полноценное сбалансированное питание может дать детям здоровье на всю жизнь. В период роста у детей происходит нарастание мышечной массы тела, активизируется деятельность эндокринной системы, наблюдается некоторое снижение иммунитета. В этот период рекомендуется снизить в рационе содержание животных жиров и быстрых углеводов — сахара, сладостей, кондитерских изделий, картофеля. Очень полезны хлеб грубого помола, каши, кисломолочные продукты, нежирные сорта мяса, курица и рыба, фрукты, сырые овощи и зелень. Из сладкого предпочтительны мармелад, зефир, мед, шоколад в небольшом количестве.

    Питание подростка должно быть как можно проще, т. к. деликатесы повышают чувственность.

    Человеку в течение дня требуется выпивать около 2-х литров жидкости, равномерно в течение дня, желательно чистую воду. Соки, компоты, чай не уменьшают потребность в воде. Нежелательно потребление напитков, возбуждающих центральную нервную систему — кофе, колу, энергетические напитки.

    Правила здорового питания достаточно просты;

    • Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты. • Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану). Они содержат полезный белок и способствуют пищеварению. • Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют быть энергичными и бодрыми в течение многих часов. • Не отказывайтесь от мяса, в котором содержатся много полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

    СОВЕТ: Не торопитесь во время еды, хорошо пережевывайте пищу. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее 20 раз. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы.

    Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками — курением и употреблением алкоголя, которые являются важными факторами риска многих заболеваний и сказываются на состоянии здоровья. Вызывает тревогу тот факт, что в настоящее время снижается возраст, когда подростки пробуют курить. Каждый молодой человек, впервые беря сигарету должен знать , что его ждет впереди.

    Горящая сигарета — это химическая фабрика, производящая более 4000 соединений, в том числе больше 40 канцерогенных веществ, из которых наиболее ядовитым является никотин, вызывающих онкологические заболевания. Первый удар принимают на себя дыхательные пути. Компоненты табачного дыма раздражают слизистую оболочку гортани, дыхательных путей, развиваются хронические заболевания, а при длительном курении могут развиться рак гортани или легкого. Компоненты табачного дыма, растворенные в слюне, попадают в желудок, раздражают его слизистую оболочку и могут приводить к развитию гастрита и язвы желудка.

    Доказана связь между курением и сердечно- сосудистыми заболеваниями. Утрата свежести кожи и чистоты голоса, отталкивающий запах изо рта, желтизна зубов, ранние морщинки- такова расплата за курение. У курящих школьников нарушается сон, возникают головные боли, снижается память, внимание на уроках, ухудшается успеваемость.

    Пассивное курение также опасно, как и активное. Известно, что во время курения 20% вредных веществ табачного дыма сгорает, 25% – задерживается в легких курильщика, 5% – остается в окурке, остальные 50% загрязняют окружающую среду.

    Курение негативно влияет на все органы и системы и наносит непоправимый вред репродуктивной системе.

    Употребление алкоголя – также является фактором риска неинфекционных заболеваний. Регулярное употребление спиртных напитков вызывает снижение умственных способностей, затрудняет приобретение новых знаний и навыков, деформирует личность. Спиртные напитки вызывают раздражение слизистых оболочек желудочно- кишечного тракта, вызывают развитие гастрита и даже рака желудка. Возникают изменения в печени и поджелудочной железе, сердечно-сосудистой системе с развитием гипертонической болезни. Изменения в репродуктивной системе часто приводят к неполноценности потомства у людей, злоупотребляющих алкоголем.

    Быть здоровым и красивым в настоящее время становится престижным и модным, а здоровье и успешная карьера несовместимы с употребление алкоголя и курением. Поэтому много молодых людей выбирают рациональное питание, интересные увлечения, занятия физической культурой и спортом.

    Семейное ведение здорового образа жизни

    Прежде чем что-то рассказывать и объяснять своем ребенку, покажите это на личном примере. Для него это станет лучшей мотивацией, потому что сын или дочка всегда стремятся быть максимально похожими на своих родителей. Поэтому, говоря про здоровый образ жизни, убедитесь, что сами не нарушаете его базовых принципов. Стать достойным примером для своего ребенка довольно легко.

    Вместе везде.

    Регулярно совершайте общие прогулки. Но не ограничивайте их походами по магазинам. Ходите в парк, выезжайте на природу, посещайте детские открытые игровые площадки.

    Ешьте правильную пищу.

    Приучайте детей к здоровому питанию. Избегайте посещения кафе, где подается фастфуд. Добавьте в рацион больше овощей и фруктов, вместе пейте больше чистой воды. Откажитесь по возможности от газированных напитков и пакетированных соков.

    Помните про подвижность.

    Не забывайте про игры с мячом, посещение бассейна, катание на лыжах и коньках. Утренняя пробежка – отличный способ зарядиться энергией на весь предстоящий день не только для вас, но и для детей.

    Единое хобби.

    Приобщайте к своим увлечениям ребенка. Это не только станет подспорьем в его воспитании и общем развитии, но и объединит семью интересным хобби.

    Отказ от вредных привычек.

    Помните, что ребенок всегда смотрит на своих родителей и старается во всем им подражать. Чтобы заложить в нем правильное восприятие мира, откажитесь от курения, алкоголя, калорийных перекусов и регулярных вечеров перед телевизором.

    Семь правил здорового образа жизни для школьников

    1. Центр здоровья подростков и молодежи
    2. Это интересно
    3. Статьи
    4. Семь правил здорового образа жизни…

    Если ты хочешь хорошо учиться, быть ловким и умелым, запомни несколько правил, которые помогут тебе добиться успехов во всех делах.
    Правило №1 «Организуй свой режим дня» Спать, гулять, делать уроки, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Твой организм быстро привыкнет к режиму, ему легче будет справляться с любой нагрузкой.

    Правило №2 «Здоровый сон – залог здоровья»

    Сколько часов сна нужно?

    • Детям
    • — 1-2 лет — 11-14 часов;
    • — 3-5 лет — 10-13 часов;
    • — 6-12 лет — 9-12 часов.
    • Продолжительность сна младенцев и детей дошкольного и школьного возраста обязательно включает дневной сон. Он является прекрасным средством перезагрузки нервной системы, поэтому его следует сохранить как можно дольше.
  • Подросткам 13-17 лет — 8-10 часов. Стоит отметить, что количество часов сна в период полового созревания зависит от того, насколько активен образ жизни подростка.
  • Взрослым людям (с 18 лет) медики рекомендуют спать 7-8 часов.
  • Недостаточное количество сна может негативно сказаться на иммунитете человека и сделать его более уязвимым к болезням. Если же вы хорошо отдыхаете ночью, то в его организме повышается устойчивость к сезонным заболеваниям (например, гриппу). Ночью мозг высвобождает химические вещества, которые поддерживают восстановление иммунной системы.

    Правило №3 «Больше двигайся»

    Утро начинайте с водных процедур и сделайте гимнастику. Обязательно гуляйте, желательно на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день. Посещайте бассейн. Плавание поможет укрепить мышцы спины и пресса.

    Одним из оптимальных видов физической активности считается активных отдых. Это может быть любой вид спорта, катание на велосипеде, утренняя пробежка или активные игры на природе. Но самым лучшим активным отдыхом являются пешие прогулки на природе.

    Физическая активность важна как для укрепления мышечной системы, так и для укрепления мышечной системы, так и для психологической разгрузки, так и для укрепления всех без исключения систем организма. Поэтому – вперед на прогулку, наслаждаться свежим воздухом и хорошим настроением! Главное, одеться по погоде и тогда ваши физические нагрузки будут только на здоровье Вам.

    Правило №4 «Питайся правильно»

    Для растущего организма необходимы витамины, минеральные вещества, поэтому питание должно быть разнообразным. В рационе должны быть молочные продукты, каши, овощи и фрукты, ягоды, орехи. Пейте натуральные соки, компоты и кисели. Полезно пить чистую воду не менее 30 мл. на килограмм веса тела.

    Правило №5 «Береги зубы»

    Чистить зубы нужно 2 раза в день: утром – после завтрака, и вечером – перед сном. Важно правильно чистить зубы.

    Современные стоматологи разработали следующие рекомендации относительно чистки зубов:

    • Перед началом чистки зубную щетку необходимо тщательно прополоскать;
    • Не следует использовать слишком большое количество зубной пасты. Для взрослого человека полоска не должна быть длиннее 10 мм;
    • Гигиеническая процедура не может занимать менее 2 минут, но не должна продолжаться дольше 5 минут;
    • Щетку следует держать правильно по отношению к зубам. Угол наклона должен составлять 45 градусов;
    • Начинать процедуру очистки необходимо с нижнего зубного ряда, а в последующем переходить к чистке верхних зубов;
    • Первыми очищаются фронтальные зубы, затем нужно чистить те зубы, которые располагаются в глубине ротовой полости;
    • Направление движения при очистке нижних зубов — снизу-вверх, а при очистке верхних зубов — сверху вниз;
    • Жевательная поверхность зубов очищается с помощью круговых движений;
    • Рот после процедуры необходимо тщательно прополоскать;
    • После того, как зубы будут очищены, необходимо обработать поверхность языка. На ней скапливается большое количество бактерий, которые подлежат удалению. Для этой цели все современные зубные щетки оснащены специальной ребристой поверхностью, которая расположена с обратной стороны щетины;
    • Если есть возможность, после очищения зубов следует прополоскать рот специальным ополаскивателем;
    • Щетка после проведения процедуры должна быть тщательно промыта. Ставить на хранение ее необходимо в стакан, повернув чистящей поверхностью вверх.

    Правило №6 «Берегите зрение»

    Чтобы зрение было хорошим, необходимо соблюдать определённые правила. Когда смотрите телевизор, отойдите на 4 шага от экрана, сядьте удобно, во время рекламы отвлекитесь. Не увлекайтесь работой за компьютером. У экрана проводить время можно не более 2 часов в день.

    Комплекс для улучшения зрения

    Большую известность получил комплекс упражнений Н. Исаевой. Он понравится тем, кто предпочитает заниматься лежа. Особенно полезно его выполнять тем, кто весь день на работе находится на ногах.

    Упражнение 1 Выполнять можно сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на пространство между бровями и попробуйте удержать взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Каждый последующий день добавляйте по одной секунде, пока продолжительность упражнения не дойдет до одной-двух минут.

    Упражнение 2 Посмотрите обоими глазами на кончик носа и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока не доведете продолжительность занятия до одной-двух минут.

    Упражнение 3 Его также можно выполнять в положении сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на левое плечо и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока продолжительность занятия не доведете до одной-двух минут в день.

    Упражнение 4 Оно выполняется аналогично третьему, только на этот раз посмотрите обоими глазами на правое плечо. Удерживайте взгляд в течение пяти секунд. Это упражнение тоже надо будет довести до одной-двух минут в день.

    Упражнение 5 Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончиком носа, затем то же самое проделайте в противоположную сторону. Повторите упражнение четыре-пять раз.

    Правило №7 «Не совершай плохих поступков»

    Что же такое плохой поступок?

    Поступок, являющийся плохим — это действие, нарушающее общепринятые нормы поведения в обществе.

    Будь доброжелателен с другими, вежлив, уважай окружающих тебя людей, и тогда твоя жизнь будет интереснее, радостнее и веселее!

    Психолог Центра здоровья подростков и молодёжи УЗ «Вилейская ЦРБ» Шляпо Олеся Владимировна

    Правильное питание для ребенка

    Не все дети едят то, что им предлагают родители. Многие взрослые жалуются, что ребенок не признает овощей или нежирного мяса, а предпочитает употреблять исключительно какой-то один продукт, который не является полезным для растущего организма. Даже если сейчас последствия неправильного питания не особо заметны, в будущем это может привести к формированию расстройства пищевого поведения. Поэтому крайне важно приучить ребенка есть правильную пищу в нужном количестве. Есть несколько базовых принципов, которые получили название «умная тарелка».

    Для ума.

    Примерно четверть детского рациона должна состоять из продуктов, богатых крахмалом (крупы, картофель, цельнозерновой хлеб, кукуруза и горох). Это лучшие источники легкоусвояемых углеводов, без которых активно развивающийся организм не сможет правильно функционировать. Добавьте сюда свежие ягоды и фрукты, и ребенок будет легче справляться с решением сложных умственных задач.

    Для качественного пищеварения.

    Половина рациона – овощи (капуста, помидоры, бобовые культуры, морковь, шпинат, брокколи, огурцы и т. д.). В них также содержится большое количество витаминов и минералов, необходимых для роста ребенка.

    Для крепких и выносливых мышц.

    Оставшаяся доля – белок животного происхождения, который лучше всего получать из нежирных видов мяса (индейка, постная говядина, курица, а также рыба). Без этих продуктов у ребенка может наблюдаться отставание в развитии.

    Для быстрого обмена веществ.

    Всем детям необходимо употреблять достаточное количество жидкости. Лучше, если это будет чистая питьевая вода. В крайнем случае разрешаются соки, компоты и морсы домашнего приготовления без большого количества сахара.

    Когда проблема существует на уровне генетики.

    Если ребенок имеет предрасположенность к полноте, его рациону следует уделять особое внимание. Избыточный вес становится причиной возникновения серьезных проблем со здоровьем в будущем.

    Запрещенные продукты для детского рациона.

    Многие дети любят сладкое и вредные, но очень вкусные блюда типа гамбургеров и картофеля фри в ресторанах быстрого питания. Но именно в этом их стоит ограничить. Будьте готовы к выражению протеста и отказу есть полезную пищу. Постарайтесь переключить внимание ребенка, когда он просит что-то вредное. Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на проявление эмоций. Докажите правильность своего поступка личным примером. Для детей старшего возраста подойдет принцип поощрения. Каждая неделя, проведенная без вредных продуктов, может заканчиваться чем-то интересным для ребенка: походом в кино или на каток.

    ЗОЖ у детей дошкольного возраста

    Как известно, маленькие дети до определённого возраста фактически копируют особенности поведения родителей, поэтому опытные педагоги по поведению ребёнка могут понять, есть ли у него проблемы в семье. То же самое и с ЗОЖ. В большинстве случаев дети с интересом относятся к увлечениям своих родителей и стараются подражать им, мнение родителей для них также важно, а родительский авторитет не подвергается сомнению. На это можно опереться, если вы решили приобщить ребёнка к ЗОЖ. Но нужно отдавать себе отчёт, что оставаться в стороне не получится.

    Хотите, чтобы ребёнок был активным? Тогда вставайте с удобного дивана и отправляйтесь на совместные прогулки

    . Рынок товаров для детей сейчас может предложить спортивные товары на любой вкус, от классических мячей или фрисби до более сложных и дорогих велобегов, велосипедов, самокатов, сноубордов, а плаванию малышей начинают учить раньше, чем они делают первые самостоятельные шаги.
    Совместный спорт сближает
    , а какой именно это будет спорт, решать только вам.

    В первые годы жизни родители для ребёнка олицетворяют собой большую часть его мира, затем в этом мире появляются друзья, одногруппники в детском саду и одноклассники в школе. Оградить ребёнка от влияния сверстников не получится, но если вы будете оставаться интересным собеседником, напарником и “соратником” в его делах, то вы сможете вовремя направить интересы ребёнка в правильное русло и переключить его внимание. Рассказывать об основах ЗОЖ детям нужно с малолетства, но это не должна быть сухая теория со сводом правил и ограничений, ведь правила всегда хочется нарушить.

    Спортивный образ жизни

    Чтобы физические упражнения стали полезной ежедневной привычкой, к ним необходимо приучать уже в раннем возрасте. Когда ребенок имеет возможность направить свою энергию в правильное и безопасное русло, он чувствует себя комфортно не только физически, но и эмоционально. Регулярные тренировки способствуют приливу сил и хорошему настроению. Спорт также учит преодолению трудностей, целеустремленности, дисциплине и упорству. Это поможет ребенку уже в школе. Очень важно сделать акцент именно на тех занятиях, которые нравятся именно детям. Раннее физическое развитие может начаться уже в 1,5 года. Специальные упражнения стоит включать в занятия с 4 лет. В Европейском Гимнастическом Центре есть все, что нужно для приучения детей к здоровому образу жизни. Наши тренеры имеют большой опыт работы с детьми разных возрастных категорий и смогут найти подход к любому юному спортсмену.

    Система работы с детьми 3–4 лет по формированию ЗОЖ

    Светлана Медведева

    Система работы с детьми 3–4 лет по формированию ЗОЖ

    Презентация «Система работы с детьми 3-4 лет по

    формированию ЗОЖ»

    Слайд №2: Высказывание В. А. Сухомлинского

    Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

    «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

    В. А. Сухомлинский

    Слайд №3: Цель и Задачи

    Цель проводимой работы:

    Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем.

    Задачи:

    • — Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой;

    • — Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

    • — Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

    Слайд №4: Основные компоненты здорового образа жизни

    Режим дня в детском саду составлен таким образом, что предусмотрено чередование самостоятельной детской деятельности, коллективных и индивидуальных игр.

    Время занятий организовано так, чтобы вначале проводились занятия, связанные с умственной активностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.

    Неизменными остаются интервалы между приемами пищи, время отхода ко сну и проведение ежедневной прогулки. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, при наличии условий занятия переносятся на прогулку.

    Слайд 5: Профилактика эмоционального напряжения

    С малышами проводят игры-имитации: «Котик умывается»

    ,
    «Мои умные помощники»(игры помогают выяснить, для чего нужны нос, глаза, уши и т. д.)
    .

    Для создания эмоционального комфорта используем возможные способы:

    — творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции;

    -общение со сверстниками;

    -театрализованные игры;

    -музыкальное сопровождение, которое повышает эмоциональный тонус, способствует формированию позитивного, оптимистичного отношения к жизни, которое очень важно для развития крепкой нервной системы.

    Музыка может также стать средством снятия возбуждения и усталости.

    Слайд 6,7,8: Развитие физических упражнений

    Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. В своей группе мы создаем двигательный режим, который соблюдается в процессе работы с детьми.

    Средства двигательной направленности :

    • Физические упражнения;

    • Занятия по физической культуре;

    • Физкультминутки;

    • Гимнастика утренняя;

    • Гимнастика после дневного сна ;

    • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

    • Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

    В процессе занятий физической культурой ребенок приобретает знания, умения, навыки; у детей развиваются волевые качества, эмоциональная сфера, к тому же движение активизирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы.

    В своей группе мы стараемся прививать кгн.

    Слайд 9: Привитие культурно-гигиенических навыков

    Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

    С первых дней приучаем ребёнка к культурно –гигиеническим навыкам: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, свой шкафчик для одежды.

    Слайд 10: Приучаем ребенка к гигиеническому труду

    Для достижения эффективности формирования КГН используются дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

    Обучение организуем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

    Следующим компонентом здорового образа жизни является правильное питание.

    Слайд 11: Правильное питание

    На занятиях, в беседах дети узнают о вкусной и здоровой пище, полезных и неполезных продуктах, о витаминах, содержащихся в тех или продуктах, о правилах поведения за столом, культуре еды.

    Важно чтобы правильное питание было и в семьях наших воспитанников. Родителям рекомендуем в выходные и праздничные дни придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в детском саду.

    Слайд 12: Гимнастика после дневного сна, является следующим компонентом.

    Мы с детьми ежедневно после дневного сна проводим бодрящую гимнастику,которая длится 5-8 минут. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, снять вялость и сонливость, помочь детям быстрее войти в активное состояние. Во время проведения используем музыкальное сопровождение, которое вызывает приятные положительные эмоции. Очень важно научить ребенка выполнять правильно и качественно различные движения, чтобы потом использовать их в повседневной жизни.

    Так же немаловажная роль отводится закаливающим процедурам.

    Слайд 13: Дорожки здоровья

    Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач: улучшается деятельность организма,его систем и органов, повышается сопротивляемость, выносливость и работоспособность.

    В нашей группе проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

    • соблюдение температурного режима в течение дня,

    • правильная организация прогулки и её длительность,

    • соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;

    • облегчённая одежда для детей в группе,

    • дыхательная гимнастика ;

    • умывание, мытье рук перед едой;

    • проветривание помещений;

    Слайд 14: Прогулка

    Самым главным средством закаливания является ежедневная прогулка с включением разных видов игр: подвижные, малоподвижные, дидактические, речевые, и т. д.

    Слайд 15: Дыхательная гимнастика

    Дыхательная гимнастика играет важную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.

    Она является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

    Дыхательные упражнения выполняем систематически, один или два раза в день в течение нескольких минут, используем разную физическую нагрузку.

    Слайд 16: Гимнастика для глаз

    Для снятия напряжения глаз, проводим зрительную гимнастику 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики используем разные предметы, проводим по словесным указаниям с использованием стихов, потешек. При планировании учитываем принцип усложнения, отработаввначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз. Затем используем их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях.

    Слайд 17: Профилактика плоскостопия

    С целью укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы используем различные виды ходьбы: по песку, по траве, по ребристым дорожкам, по массажным коврикам, по наклонной плоскости.Проводим массаж стоп: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. во время утренней гимнастики и физкультурных занятий.

    Слайд № 18,19: Взаимодействие с родителями

    Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.

    В своей работе с семьей используем следующие формы:

    • — информационные стенды;

    • — анкетирование

    • — библиотека здоровья;

    • — информационные уголки здоровья;

    • — консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбереженья;

    • родительские собрания;

    Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет нам привить детям чувство ответственности за своё здоровье. Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместные занятия по укреплению здоровья ребенка вместе с родителями — один из основных аспектов воспитания.

    Слайд 20: Спасибо за внимание!

    В заключении следует отметить, что в дальнейшем данное направление работы будет продолжено.

    Будьте здоровы!

    Физическая активность

    Родителям стоит помнить, что интеллектуальное развитие ребенка только половина обязательных занятий с раннего возраста. Детям необходимо реализовать свою энергию, чтобы иметь возможность концентрироваться на учебе. Не забывайте про совместные игры на свежем воздухе: футбол, волейбол и т. д. Занимайтесь активными видами спорта. Вместо поездок на общественном транспорте устройте пешую прогулку. Зимой также не стоит отказываться от посещения парков и катков. Не переживайте, что ребенок может переутомиться. Грамотно организованный распорядок дня в сочетании с правильным питанием позволят ему всегда быть в тонусе.

    Если вы не имеете достаточно свободного времени, чтобы самостоятельно заниматься спортом с ребенком, доверьтесь профессионалам. Тренеры Европейского Гимнастического Центра в игровой форме и позитивной атмосфере помогут ему раскрыть свой потенциал и научат основам ЗОЖ.

    Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

    Записаться на бесплатное занятие
    Все статьи

    Игра — викторина «Я выбираю ЗОЖ»

    Конспект игры — викторины о здоровом образе жизни

    «Я выбираю ЗОЖ»

    для обучающихся 1-4 классов

    Подготовила:

    Социальный педагог

    МОУ «Шахтёрская СШ с.Малоорловка»

    Ракус О.В.

    Цель:

    Формирование представления и понимания, что такое здоровый образ жизни, как сохранить свое здоровье.

    Задачи:

    — Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    — Формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.

    — Пропаганда здорового образа жизни.

    Планируемые результаты:

    — сформировать у обучающихся представление о необходимости укрепления и поддержания своего здоровья, умения противостоять вредным привычкам, вести здоровый образ жизни.

    Материалы:

    дипломы для награждения победителей, плакаты о здоровье, эмблемы для команд, конверты с буквами для конкурса.

    Форма проведения

    : игра-викторина.

    Участники мероприятия:

    1-4 классы.

    Ход викторины

    I. Организационный момент

    Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час!
    II. Основная частьСоц.пед.:
    ЗДОРОВЬЕ – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто люди растрачивают этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно, а порой даже невозможно.

    — Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия, о чем мы с вами узнаем и закрепим свои знания?

    (Ответы детей)

    — Верно, сегодня мы поговорим о ЗОЖ и узнаем много интересных фактов о нашем здоровье.

    — Слово «здоровье» является одним из самых частых, которые человек использует в своей речи. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Что же такое здоровье? Самый простой ответ гласит, что здоровье – это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество факторов, но самое главное – это здоровый образ жизни!

    — А задумывались ли вы, какой смысл имеет эти слова? (Ответы детей)

    Подготовленные заранее дети читают стихотворение Т. Латышевой «Я люблю семь правил ЗОЖ»
    1-ый ученик:
    Я люблю семь правил ЗОЖ Ведь без них не проживешь! Для здоровья и порядка Начинайте день с зарядки. Вы не ешьте мясо в тесте, Будет талия на месте.
    2-ой ученик:
    Долго, долго, долго спал — Это недугов сигнал. Закаляйтесь, упражняйтесь И хандре не поддавайтесь. Спорт и фрукты я люблю, Тем здоровье берегу. Все режимы соблюдаю, И болезней я не знаю.
    3-ий ученик:
    Много на ночь есть не буду, Я фигуру берегу. Не курю я и не пью, Я здоровым быть хочу. Я купаюсь, обливаюсь: Ясно всем, что закаляюсь, Я отбросил много бед — Укрепил иммунитет.
    4-ый ученик:
    Ешьте яблоки и груши, Ваша кожа будет лучше. Съешьте вы еще лимон, Усвоить кальций поможет он. Я активно отдыхаю И здоровье укрепляю, Ни на что не сетую, Что и вам советую.

    5-ый ученик:

    Я и в шахматы играю: Интеллект свой развиваю. Встану я и на «дорожку»: Сброшу вес еще немножко Вы питайтесь пять раз в сутки, Не будет тяжести в желудке, Пейте с медом молоко И заснете вы легко.
    6-ой ученик:
    Отдыхать — не значит спать Езжай на дачу покопать, Когда вернешься ты домой, Прими душ и песню спой: От того я так хорош, Что люблю семь правил ЗОЖ.
    Соц.пед.:
    Молодцы! А сейчас начинаем нашу викторину.
    (Дети делятся на 5 команд по 4 человек в каждой команде.)
    Конкурсы для викторины

    1. «Девиз»
    (до 3 баллов)
    Придумать девиз командам, с учетом тематики данной викторины.
    2. «Дай ответ»(по 2 балла за верный ответ. Вопросы задаются каждой команде поочередно, если одна из команд не может дать ответ, право отвечать переходить следующей команде).
    1. Что необходимо делать, чтобы не заболеть?
    (Правильное питание, сон, активная деятельность и активный отдых, отсутствие вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены, физкультура, закаливание)
    . 2. В каком возрасте полезно заниматься физической культурой?
    ( В любом)
    3. В какое время года лучше всего начинать закаляться?
    (Летом)
    . 4. Кто такие «моржи»?
    (Люди, купающиеся зимой в проруби)
    . 5. Кто такие йоги?
    (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией)
    . 6. Какие лекарственные растения вы знаете?
    (Корень валерианы, ромашка, шалфей, зверобой, мята и т.д.)
    7. Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды?
    (Малина, лимон, чеснок, липа)
    . 8. Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении?
    (Лопух, подорожник)
    . 9. Сок этого растения используют вместо йода?
    (Чистотел)
    . 10. Почему нельзя пить воду из реки или лужи?
    (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания)
    . 11. Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек, и собак?
    (Можно подхватить клещей, лишай)
    . 12. Можно ли есть немытые овощи и фрукты? Почему?
    (Нет, т.к. на них много разных микробов)
    . 13. Назовите зимние виды спорта? 14. Назовите летние виды спорта?
    3. «Угадай-ка»(по 2 балла за ответ)
    Надо отгадать
    загадки на тему ЗОЖ
    1.Разгрызёшь стальные трубы, Если часто чистишь … (зубы)

    2.Я беру гантели смело — Тренирую мышцы …
    (тела)
    3.Подружилась с физкультурой — И горжусь теперь …
    (фигурой)
    4.Сок, таблеток всех полезней, Он спасёт от всех …
    (болезней)
    ! 5.С детства людям всем твердят: Никотин — смертельный …
    (яд)
    6.Хоть ранку щиплет он и жжёт Лечит отлично — рыжий …
    (йод)
    7.Для царапинок Алёнки Полный есть флакон …
    (зелёнки)
    8.Объявили бой бациллам: Моем руки чисто с …
    (мылом)
    9.В овощах и фруктах есть. Детям нужно много есть. Есть ещё таблетки 10.Вкусом как конфетки. Принимают для здоровья Их холодною порою. Для Сашули и Полины Что полезно? — …
    (Витамины)
    11.Костяная спинка, На брюшке щетинка, По частоколу прыгала, Всю грязь повымыла.
    (Зубная щетка)
    12.Болеть мне некогда друзья, В футбол, хоккей играю я. И очень я собою горд, Что дарит мне здоровье…
    (Спорт)
    13.Позабудь ты про компьютер. Марш на улицу гулять. Ведь полезней для здоровья Свежим воздухом…
    (Дышать)
    14.

    Очень горький — но полезный!

    Защищает от болезней!

    И микробам он не друг –

    Потому что это — (Лук)

    4. «Физминутка»
    (до 3 баллов)
    Каждая команда должна придумать и показать спортивное движение.
    (Остальные команды повторяют движения.)5. «Блиц-опрос»
    Итак, сейчас я каждой команде задам вопросы, вам надо ответить Да – Нет, за правильный ответ, получаете 1 балл. 1. Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья?
    (да)
    2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы?
    (нет)
    3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера?
    (нет)
    4. Верно ли, что от курения ежегодно погибают 10 000 человек?
    (да)
    5. Правда ли, что бананы поднимают настроение?
    (да)
    6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?
    (да)
    7. Правда ли, что есть безвредные наркотики?
    (нет)
    8. Отказаться от курения легко?
    (нет)
    9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта?
    (нет)
    10. Взрослые чаще, чем дети ломают ноги?
    (да)
    11. Правда ли, что детям молоко нужно пить ежедневно?
    (да)
    12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на весь год?
    (нет)
    13. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?
    (да)
    14. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой?
    (да)
    15. Правда ли, что ребёнку достаточно спать 6 часов?
    (нет)
    Молодцы, ребята!
    6. «Виды спорта» конкурс капитанов(по 2 балла за 1 вид спорта)
    Назвать как можно больше видов спорта, которые начинаются с букв: Ф, В, П, Т, Б. Капитан команды выбирает конверт, в котором находится одна из букв. Примерные варианты ответов: Ф: футбол, фехтование, фигурное катание, фристайл, В: волейбол, велоспорт, вольная борьба, ватерполо П: пейнтбол, плавание, прыжки Т: триатлон, теннис, танцы спортивные, Б: баскетбол, биатлон, бобслей, бокс, борьба
    IV. Награждение
    Подведение итогов, вручение дипломов.
    V. Рефлексия
    – Какую задачу ставили сегодня? – Удалось ли её решить? – Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные сегодня? – Можете ли вы сами воспользоваться полученными знаниями и посоветовать что либо своим друзьям и близким? – Что особенно понравилось? Что не понравилось?

    — С каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия?

    Формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет.консультация (подготовительная группа)

    Формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет.

    Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

    Здоровый образ жизни должен включать:

    • настрой на здоровый образ жизни;
    • достаточную двигательную активность;
    • умение регулировать свое психическое состояние;
    • правильное питание;
    • четкий режим жизни;
    • выполнение гигиенических требований;
    • умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

    Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге — к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.

    Важным условием для реализации педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровье сберегающего пространства, как на территории учреждения (посадка деревьев и кустарников в целях защиты от шума и загрязнений. При этом партерную посадку растений планируют таким образом, чтобы растения не затрудняли проветриваемость и инсоляцию игровых площадок. На территории высаживают и растения, выделяющие природные фитонциды: черемуху, можжевельник, тую, сосну, ель) так и в помещениях детского сада (регулярное проветривание, кварцевание помещений, закаливание водой и воздухом, полоскание рта, хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп выполняется при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины, гальке).

    Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

    Составной частью здоровье сберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

    Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

    Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребёнка в течение всего его последующего развития. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья детей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.

    Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни.

    • активно развиваются психические процессы;
    • заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
    • дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
    • В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.

    Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё не могут.

    В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болели». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть. Многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги. Из этих ответов следует. Что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды(холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях(есть мороженое, мочить ноги).

    В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя ещё интуитивно. Начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали и у меня голова заболела». При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой—подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных к простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.

    Подготовительная группа.

    1.Расширить знания ребёнка о себе, своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телесложения, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши. Глаза, как мы двигаемся. Дышим. Общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама, бабушка, различать половую принадлежность по внешнему облику.

    2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник—скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках.

    3. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своём здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать своё время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

    4.Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

    5.Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность.

    6.Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, испуг, смех).

    7. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.

    8.Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.

    9.Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, общительность, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, талант, сила.

    10. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами.

    Такая дифференциация задач, гарантирует доступность для детей, и создание; тем самым, благоприятна среда для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.

    Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой—создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу .Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что « благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

    Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры, Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

    Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой .Формирование здорового образа жизни дошкольников тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребёнка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

    Совместная работа ДОУ и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.

    В связи с этим можно говорить об эффективности взаимодействие

    дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа будет эффективным, если:

    — в дошкольном образовательном учреждении будет организованно просвещение родителей по вопросам здорового образа жизни;

    — если родители будут активными участниками мероприятий, посвященных здоровому образу жизни.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]