Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?
В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.
В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.
С какого возраста начинается трудовая деятельность?
Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.
Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.
Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.
Трудовое воспитание применительно к разным возрастным группам
Дошкольный возраст – лучшее время для формирования основных навыков ухода за собой , определенных умений, наблюдательности. С каждым этапом нагрузка усложняется, требует от ребят соответствующих действий. Взрослым необходимо помнить о возрастных особенностях, проявлять терпение, доброжелательность, чтобы не вызвать у малыша отрицание.
- Пальцы ребенка пока еще недостаточно развиты и плохо его слушаются.
- Последовательность действий малышу тоже не дается, запомнить все с первого раза трудно.
- Привлечь на помощь волевые усилия младшему дошкольнику не удастся, эти способности еще только формируются.
Педагоги, как правило, знают, какие методы работы применимы для каждой возрастной группы. На них лежит обязанность давать рекомендации родителям, чтобы дети развивались гармонично.
Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7-летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность.
Влияние театральной деятельности на развитие речи дошкольников
Трудовое воспитание в младшей группе
Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.
Нюансы, которые следует учесть:
- трудовое воспитание носит ситуативный характер, для трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны;
- детей нужно хвалить за любые успехи;
- чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам;
- прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.
Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме. Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».
Трудовое воспитание в средней группе
К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.
В методике работы важно:
- отметить желание ребенка помочь;
- работа проводится в игровой форме (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры);
- используются наглядные пособия;
- проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.
Трудовое воспитание в старшей группе
С детьми 5-7 лет уже используют коллективные поручения. При взаимодействии друг с другом дети учатся координировать усилия, о чем-то договариваются, делят обязанности между собой. Игра для детей, по-прежнему, основной вид деятельности, но они идут навстречу воспитателю, помогают заменить постельное белье в спальне или собрать листву на участке.
Педагогу важно организовать рабочее пространство и инвентарь. Лопатки, лейки должны быть яркими, удобными, чтобы вызывать у детей желание с ними заниматься. Нарядные фартуки будут создавать ощущение праздника. Продолжительность занятий не должна переутомлять.
?
Основной целью процесса трудового развития в ДОУ является воспитание почтительного отношения к занятиям взрослых, знакомство с основными профессиями, понимание их значимости, желания помогать.
Трудовое воспитание в подготовительной группе
Для старших дошкольников труд принимает систематический характер, его становится больше. Дети самостоятельно ремонтируют книги или коробки, пришивают пуговицы. Под присмотром воспитателя готовят к занятиям необходимые пособия, счетный материал, вырезают заданные элементы из пластиковых бутылок. Ребята сами замечают непорядок на участке, поливают цветы, убирают опавшие листья.
Уроки рисования по клеточкам для дошкольников
На седьмом году жизни воспитанники помогают накрыть к обеду стол, дежурные следят за наличием мыла и полотенец, качеством мытья рук, присматривают за живым уголком.
Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?
Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.
Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.
К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.
Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.
Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте
Источником трудовой активности дошкольника является необходимость выполнять совместную деятельность со взрослыми, вести себя как взрослый (мыть посуду, стирать носовые платки). Однако смысл и цель трудовой деятельности не всегда понятны ребенку. Качество работы зачастую очень низкое. Главное, чтобы ребенок хотел выполнять работу, и она была для него интересной и привлекательной. Поэтому основы послушания и уважения к труду взрослых закладываются в раннем детстве.
Предпосылки трудовой деятельности формируются в предметной деятельности ребенка и связаны с развитием уверенности в себе и личности.
1 Освоение предметной деятельности и первых действий с инструментами.
Первые трудовые навыки формируются в связи с появлением устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Инструментальность — основная черта работы. Ребенка привлекает процесс использования инструмента и, как правило, он не различает результат своих усилий. Часто он/она не заканчивает начатую работу. Он или она не имеет отношения к качеству результата. Цель работы с инструментом скрыта в действиях: не подметать пол, а подметать его; не мыть посуду, а мыть ее.
2 Отделение от себя и своих действий или действий и объекта.
Во второй половине третьего года жизни начинает формироваться новое образование — «гордость за собственные достижения». Теперь ребенок различает результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Отделение действий от объекта и себя от своих действий (в связи с использованием собственного имени) позволяет ребенку понять, как использовать инструменты и конечный результат своих действий.
Действия с инструментами помогают ребенку осознать себя и показать растущее стремление к независимости. У взрослого есть возможность направить малыша на получение качественного результата и помочь ему понять социальный смысл работы: он подмел пол, помог маме, поэтому она довольна. Ориентация на собственные действия и их влияние на другого человека является предпосылкой для формирования мотивов в социальной работе.
Представление ребенка о конечном результате (конец раннего детства) начинает направлять, планировать и контролировать действия. Развитие речи имеет большое значение для овладения инструментальными действиями. Речь изначально фиксирует трудовое действие и его результат («Я подметал, я мыл»). К концу третьего года жизни ребенок начинает предвосхищать свои действия с помощью речи («Я буду подметать. Я буду мыть.»).
- развитие зрительно-моторной координации.
Вместе с результирующими действиями (преобразование предметов) появляются условия для продуктивных действий (создание чего-то нового). Такие действия выполняются только вместе со взрослым, например, когда малыш печет пирожки вместе с мамой. Однако ребенок еще не способен самостоятельно производить новый продукт. Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности: игры, производства, обучения. В игровой деятельности ребенок воспроизводит труд взрослых, их отношения в труде; получает представления о необходимости труда, его социальном значении, коллективном характере труда. В продуктивной деятельности он/она учится ставить цели и прилагать усилия для достижения результатов. Образовательная деятельность способствует пониманию социального смысла труда, учит детей планировать деятельность, добиваться результатов и знакомит их с работой взрослых.
Работа детей очень отличается от работы взрослых. Труд взрослых — это достижение объективно значимого продукта, осязаемого, детский труд имеет большое значение для психического развития самого ребенка. Своеобразие трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста проявляется в том, что она связана с игрой, не имеет социально значимого результата, но как средство личностного
Что именно можно считать трудом ребенка?
И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием? Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.
Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.
Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.
Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности
Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.
Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для развития мелкой моторики, формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.
Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.
Особенности трудовой деятельности среднего дошкольника
В среднем дошкольном возрасте осуществляется расширение трудовых навыков ребенка и усложняется его понимание трудовой деятельности. Это приводит к следующим специфическим чертам трудовой деятельности:
- Отделение трудовой деятельности от игры. Дошкольник начинает отличать игровой процесс от реального труда и понимать его суть.
- Развитие интереса к результатам трудовой деятельности. Теперь, ребенку становится важен не только процесс труда (хотя, он по-прежнему должен быть увлекательным), но и результат, который будет получен по его завершению. Ребенок стремится к выполнению трудовых операций потому, что желает получить определенный продукт своей деятельности.
- Формирование навыков планирования своей деятельности. Происходит постепенное развитие замысла трудовой деятельности.
- Расширение трудовых навыков. Ребенок не ограничивается выполнением элементарных трудовых операций и поручений.
- Расширение навыков самостоятельной трудовой деятельности. Помощь и поддержка взрослого уже уходят на второй план. Ребенок оказывается способен сам полноценно выполнить трудовое задание.
Рассмотрим каждый из них отдельно
- Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
- Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
- Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
- Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
- Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
- Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
- Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
- Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
- Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.
Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.
Социализация ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности
Труд – эффективное условие для социализации ребенка. Дошкольник смотрит, как другие дети выполняют некие трудовые действия, и ему также хочется приобщиться к такому занятию. При выполнении дела неизменно завязывается общение. Дети любят делиться советами в стиле: «Ты не так делаешь! Смотри, как я!».
Можно наблюдать, как дошкольники меняются орудиями труда, испытывая, чем лучше (или хуже) инструмент у партнера по занятию. Выполняя общее дело, они учатся договариваться, распределяют обязанности, придумывают правила, контролируют их выполнение.
Еще в коллективном труде обнаруживаются прекрасные возможности для формирования умений контролировать и оценивать собственную работу и деятельность других. Ребенок наблюдает, как взрослый оценивает работу других детей, и воспринимает оценивающие высказывания как ориентир для своих действий.
Трудовая вовлеченность дошкольника далеко не главная среди видов деятельности, которыми занимаются дети до школы. Но труд играет важнейшую роль в нравственном воспитании ребенка, в зарождении потребности трудиться. Без своевременного формирования трудовых навыков и осознания общественных мотивов труда, взрослеющий ребенок вряд ли станет в будущем трудолюбивым и ответственным человеком.
Разнообразные виды труда дошкольников
Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.
Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.
- Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
- Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
- Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.
Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,
но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,
без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
К. Д. Ушинский
Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.
Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.
Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.
Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.
Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Ведущими принципами достижения цели выступают:
— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);
— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);
— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);
— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).
Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:
— определить цель труда;
— помочь ребенку мотивировать свой труд;
— учить элементам планирования работы;
— учить достигать результата и оценивать его.
Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.
А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.
В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.
Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
— самообслуживание;
— хозяйственно-бытовой труд;
— труд в природе;
— ручной труд.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.
Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.
Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:
— систематическое включение каждого ребенка в труд;
— подборка оборудования для труда;
— учет нагрузки на ребенка;
— пример воспитателя.
Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.
В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.
Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.
Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:
— развитие трудовой деятельности;
— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;
— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;
— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;
— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям
— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.
Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.
Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:
— показ детям разнообразного труда взрослых;
— объяснение его значения;
— организация совместной деятельности взрослых и детей.
При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:
наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;
словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;
практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).
Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.
В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..
Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».
Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.
Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.
Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.
Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.
Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Литература:
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
- Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
- Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
- Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.