Пальчиковые игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Предлагаем лучшие пальчиковые игры для детей разного возраста — малышей и деток старше 5 лет.
«Рука — это инструмент для всех инструментов
«. — сказал Аристотель.
Как играть в пальчиковые игры
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком,соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Пальчиковые игры для детей ясельной группыкартотека (младшая группа) на тему
Картотека пальчиковых игр для детей
ясельной группы
Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами.
ЗАЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( руки за спиной )
Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать нос )
Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать руки ) Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать ушки)
МАШИНКА
Заведу мою машину ( «мотор» ) — Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать ) Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» ) На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
ПАРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз. Прицепил вагон, повез…………..
КОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются) Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал») Я ведь главный капитан (4 хлопка)
САМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
КОШКИ — МЫШКИ
Вот кулак, ( показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх. На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Зайчик и охотникРаз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)Вышел зайка погулять Вдруг охотник выбегаетПрямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами) Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга) Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды) И несу его домой,Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –
Утром встали пальчики- маленькие мальчики, Друг другу обрадовались, Здороваться начали. Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…. (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» — отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять! Испугались кошки, спрятались опять.
ЕРШИ
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку) (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке)
ФРУКТЫ-ОВОЩИКак у нашей Зинки Овощи в корзинке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец, Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине: Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы, До чего ж красивы! Посмотрите на ранет, Вкуснее наших фруктов нет!
ПОМОЩНИК:Посуду моет наш Антошка: Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
ИГРУШКИУ Антошки есть игрушки: Вот весёлая лягушка, Вот железная машина. Это мяч, он из резины. Разноцветная матрёшка И с хвостом пушистым кошка.
ТРАНСПОРТ Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть: Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали.
ПОСЧИТАЕМ.
((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно) Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать: Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
(с мизинца- к большому пальцу) Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
ПО ГРИБЫ Один, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
ГОСТИСтала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
СЕМЬЯЭтот пальчик — дедушка (большой), Этот пальчик — бабушка (указательный), Этот пальчик — папочка (средний), Этот пальчик — мамочка (безымянный), Этот пальчик — я (мизинец). Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
ПАЛЬЧИКИУ девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.
Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду картотека с целями по фгос
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» в старшей группе
Предлагаем пальчиковые игры, которые познакомят старших дошкольников с тем, какие животные и птицы живут с человеком.
Овечки
Что за животные — шерстка колечками? — дети соединяют указательный и большой пальцы, сделав знак «Ok»;
Это на пастбище бродят овечки.
Их охраняет лохматый Барбос, — изображают кистью собаку, сгибают указательный палец, большой оттопыривают, мизинцем двигают, имитируя, как собака лает;
Чует, где волки, его черный нос.
А пастушок на холме у осинки, — поднимают руки над головой, имитируя возвышенность, затем качают поднятыми руками из стороны в сторону, изображая дерево;
Песню играет на дудке красиво. — имитируют игру на дудочке, перебирают пальчиками в воздухе;
Слушают песенку овцы и пес,
Слушают маки, ромашки, овес. — соединяют запястья, растопыривают пальцы, имитируя цветы;
И колокольчик головкой кивает, — качают кистями в разные стороны;
Словно бы песенке в такт подпевает. — прикладывают ладонь к ушной раковине, как бы прислушиваются.
Цыплята
Две курицы-пеструшки вывели цыплят, — воспитанники сжимают кулаки, отставляют большие пальцы, имитируя куриные клювы;
Те цыплята зашагали за мамочками в ряд. — в темпе сгибают и разгибают пальцы;
За каждой пеструшкой четыре цыпленка,
Четыре веселых и пестрых ребенка. — поочередно соединяют правые пальчики, начиная с мизинца, заканчивая указательным, с аналогичными левыми пальцами;
Цыплята дерутся, играют, пищат,
Крыльями хлопают, зерна едят. — сцепив руки, хаотично двигают пальцами;
Как только солнце спрячется, птенчики — домой, — сжимают кулаки;
Под мамочкино крылышко ложатся на покой. — соединяют ладони, подкладывают под щеку, изображая сон.
Поросята
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, поросячья семья! — дети сжимают кулаки;
Первый поросенок хвостиком виляет, — разгибают мизинец;
Второй поросенок бок о стену вытирает, — разгибают безымянный;
Третий поросенок на грядках ковыряется, — разгибают средний;
Четвертый поросенок в лужице купается, — разгибают указательный;
Пятый поросенок — вот задира и нахал, — разгибают большой палец;
Чтобы спать посерединке, братишек растолкал. — в темпе сжимают и разжимают кулачки.
Бычок
Копыта слышно — цок-цок-цок!
К мальчику бежит бычок. — воспитанники стучат по твердой поверхности кончиками пальцев.
Рожки выставляет,
Пободать желает. — выпрямляют мизинец и указательный на обеих руках, вращают кистями;
А мальчику не страшно,
Мальчик ведь отважный, — одной рукой поглаживают другую;
Бычку водички принесет,
И на лужайку уведет. — сцепляют руки в «замок».
Подготовительная группа
Предлагаем пальчиковые игры для расширения представлений об окружающем мире и улучшения моторики у старших дошкольников.
Козел
Однажды старенький козел — воспитанники приставляют ко лбу указательный палец и мизинец;
На грядках лакомство нашел. — вышагивают пальцами по горизонтальной поверхности;
Смотрит он по сторонам, — поворачивают голову вправо-влево;
Вкуснота и тут, и там:
Внизу стелется трава, — опускают голову;
Вверху пышная листва. — задирают голову;
Вот капуста, вот морковка, — садятся на корточки;
Вот кудрявая фасолька, — поднимают руки, тянутся на носочках вверх;
Позади — томатов грядка, — поворачиваются на 180°;
Впереди — цветочки в ряд, — поворачиваются обратно;
Слева — лук и огурцы, — поворачиваются на 90° корпусом влево;
Справа — смородины кусты, — поворачиваются на 90° вправо;
На них ягод сто, нет — двести. — наклоняют корпус влево-вправо;
Топчется козел на месте. — поворачиваются вокруг своей оси;
Долго думал наш козел,
Пока хозяин не пришел. — шагают на месте.