Пальчиковые игры: 54 лучших для малышей и детей старше 5 лет

Пальчиковые игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Предлагаем лучшие пальчиковые игры для детей разного возраста — малышей и деток старше 5 лет.

«Рука — это инструмент для всех инструментов

«. — сказал Аристотель.

Как играть в пальчиковые игры

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  • Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
  • Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  • Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.
  • В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком,соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
  • Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Пальчиковые игры для детей ясельной группыкартотека (младшая группа) на тему

Картотека пальчиковых игр для детей

ясельной группы

Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами.

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( руки за спиной )

Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать нос )

Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать руки ) Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать ушки)

МАШИНКА

Заведу мою машину ( «мотор» ) — Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать ) Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» ) На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз. Прицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются) Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал») Я ведь главный капитан (4 хлопка)

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

КОШКИ — МЫШКИ

Вот кулак, ( показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх. На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Зайчик и охотникРаз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)Вышел зайка погулять Вдруг охотник выбегаетПрямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами) Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга) Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды) И несу его домой,Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики- маленькие мальчики, Друг другу обрадовались, Здороваться начали. Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…. (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» — отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять! Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ

(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку) (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке)

ФРУКТЫ-ОВОЩИКак у нашей Зинки Овощи в корзинке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец, Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине: Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы, До чего ж красивы! Посмотрите на ранет, Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:Посуду моет наш Антошка: Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

ИГРУШКИУ Антошки есть игрушки: Вот весёлая лягушка, Вот железная машина. Это мяч, он из резины. Разноцветная матрёшка И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть: Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ.

((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно) Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать: Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(с мизинца- к большому пальцу) Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ПО ГРИБЫ Один, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.

ГОСТИСтала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

СЕМЬЯЭтот пальчик — дедушка (большой), Этот пальчик — бабушка (указательный), Этот пальчик — папочка (средний), Этот пальчик — мамочка (безымянный), Этот пальчик — я (мизинец). Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

ПАЛЬЧИКИУ девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду картотека с целями по фгос

Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре пять! (М.Кальцова) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! (М.Кальцова) Ивану-большаку — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке-Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! (Русская народная) Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому И заиньке усатому. Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять. Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик — гриб нашел, Этот пальчик — чистит стол, Этот — резал, Этот — ел. Ну, а этот лишь глядел! (Русская народная) ——————- Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши) И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца), И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди, А Митрошечка Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки) Стала Маша Гостей угощать (хлопайте в ладоши) И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди) И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза) Стала Маша Гостей провожать (хлопайте в ладоши) Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке) Прощай, Степан! Прощай, Андрей! Прощай, Матвей! На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”) Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками) Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты) Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”) Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию) За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух) Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота) К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу) В дверь стучимся: (кулаками по столу) тук-тук-тук. Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь) В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете) Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) —————— читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы мы считать, Пять на правой, пять на левой, Знают это Таня с Севой. Вместе будет их десяток, Дружных, крепеньких ребяток. Дел у каждого – сполна! Мы дадим им имена. Вот – большой, или Большак. Помогать он всем мастак! Живет отдельно от других. Работать может за троих! За ним стоит Указка. Его конёк – подсказка. Он нам без промедленья Укажет путь к варенью. Вот – Середняк, или средний, Он третий, не последний. Спокойный, очень сильный, Как богатырь былинный. Четвертый – Сиротинка, Без имени детинка, С наперстком оловянным Зовется безымянным. А пятый – Коротышка, Проказливый мальчишка, Шалун и привереда, Мизинчик-непоседа! Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмеме-жмем. Мы марковку трём-трём, мы огурчик режим-режим Весь салатик мешаем-мешаем Получился салат люкс На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Пошли пальчики гулять, А вторые – догонять. Третьи пальчики – бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, Два щенка: “Ав-ав!”, Два жеребенка: “Иго-го!”, Два тигренка: “Р-р-р!”, Два быка: “Му!”. Смотри, какие рога. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень… чистые. Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке. (на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения) Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени) ——————— Кто в деревне живет? Лежебока – рыжий кот. Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком! Раз, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать! Кто в лесочке живет? Под корягой — старый крот, За горой лисенок, В ельнике — лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать Есть у нас игрушка: Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять! Разминка для пальчиков (учимся правильно делать замок — «скрепляем» пальчики между собой): На двери висит замок (кроха делает замочек) Кто его открыть бы мог? Повертели, повертели(кроха крутит замочек сначала в одну сторону — развиваем кисти) Покрутили, покрутили (кроха крутит замочек в другую сторону) Постучали, постучали (кроха стучит замочком по коленочке) Потянули, потянули(кроха тянет ручки в разные стороны) И открыли замок!!!(разнимает ручки, будто наконец-то открыт замочек!!!)

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» в старшей группе

Предлагаем пальчиковые игры, которые познакомят старших дошкольников с тем, какие животные и птицы живут с человеком.

Овечки

Что за животные — шерстка колечками? — дети соединяют указательный и большой пальцы, сделав знак «Ok»;

Это на пастбище бродят овечки.

Их охраняет лохматый Барбос, — изображают кистью собаку, сгибают указательный палец, большой оттопыривают, мизинцем двигают, имитируя, как собака лает;

Чует, где волки, его черный нос.

А пастушок на холме у осинки, — поднимают руки над головой, имитируя возвышенность, затем качают поднятыми руками из стороны в сторону, изображая дерево;

Песню играет на дудке красиво. — имитируют игру на дудочке, перебирают пальчиками в воздухе;

Слушают песенку овцы и пес,

Слушают маки, ромашки, овес. — соединяют запястья, растопыривают пальцы, имитируя цветы;

И колокольчик головкой кивает, — качают кистями в разные стороны;

Словно бы песенке в такт подпевает. — прикладывают ладонь к ушной раковине, как бы прислушиваются.

Цыплята

Две курицы-пеструшки вывели цыплят, — воспитанники сжимают кулаки, отставляют большие пальцы, имитируя куриные клювы;

Те цыплята зашагали за мамочками в ряд. — в темпе сгибают и разгибают пальцы;

За каждой пеструшкой четыре цыпленка,

Четыре веселых и пестрых ребенка. — поочередно соединяют правые пальчики, начиная с мизинца, заканчивая указательным, с аналогичными левыми пальцами;

Цыплята дерутся, играют, пищат,

Крыльями хлопают, зерна едят. — сцепив руки, хаотично двигают пальцами;

Как только солнце спрячется, птенчики — домой, — сжимают кулаки;

Под мамочкино крылышко ложатся на покой. — соединяют ладони, подкладывают под щеку, изображая сон.

Поросята

Ой-ля-ля, ой-ля-ля, поросячья семья! — дети сжимают кулаки;

Первый поросенок хвостиком виляет, — разгибают мизинец;

Второй поросенок бок о стену вытирает, — разгибают безымянный;

Третий поросенок на грядках ковыряется, — разгибают средний;

Четвертый поросенок в лужице купается, — разгибают указательный;

Пятый поросенок — вот задира и нахал, — разгибают большой палец;

Чтобы спать посерединке, братишек растолкал. — в темпе сжимают и разжимают кулачки.

Бычок

Копыта слышно — цок-цок-цок!

К мальчику бежит бычок. — воспитанники стучат по твердой поверхности кончиками пальцев.

Рожки выставляет,

Пободать желает. — выпрямляют мизинец и указательный на обеих руках, вращают кистями;

А мальчику не страшно,

Мальчик ведь отважный, — одной рукой поглаживают другую;

Бычку водички принесет,

И на лужайку уведет. — сцепляют руки в «замок».

Подготовительная группа

Предлагаем пальчиковые игры для расширения представлений об окружающем мире и улучшения моторики у старших дошкольников.

Козел

Однажды старенький козел — воспитанники приставляют ко лбу указательный палец и мизинец;

На грядках лакомство нашел. — вышагивают пальцами по горизонтальной поверхности;

Смотрит он по сторонам, — поворачивают голову вправо-влево;

Вкуснота и тут, и там:

Внизу стелется трава, — опускают голову;

Вверху пышная листва. — задирают голову;

Вот капуста, вот морковка, — садятся на корточки;

Вот кудрявая фасолька, — поднимают руки, тянутся на носочках вверх;

Позади — томатов грядка, — поворачиваются на 180°;

Впереди — цветочки в ряд, — поворачиваются обратно;

Слева — лук и огурцы, — поворачиваются на 90° корпусом влево;

Справа — смородины кусты, — поворачиваются на 90° вправо;

На них ягод сто, нет — двести. — наклоняют корпус влево-вправо;

Топчется козел на месте. — поворачиваются вокруг своей оси;

Долго думал наш козел,

Пока хозяин не пришел. — шагают на месте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]