Конспект занятия в средней группе «Здравствуй, народная игрушка!»


Проект в средней группе ДОУ. Дымковская игрушка

Проект «Знакомство с дымковской игрушкой». Средняя группа

Описание: данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами — дымковской игрушкой, росписью. Задачи: Образовательные: — Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи. — Формировать навык использования материалов для рисования. — Учить видеть красоту дымковской игрушки. — Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок. Развивающие: -Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность. — Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок. — Развивать моторику рук и тонких движений пальцев. — Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения. Воспитательные: — Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству. — Воспитывать уважение к работе мастеров. Вид проекта: познавательно — творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы. Актуальность: Дымковская игрушка — русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более «детскую» игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника — декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы. Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр. Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях. План реализации проекта: 1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой. 2. Подготовительный этап: — Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния. — Создание необходимых условий для реализации проекта. — Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью. 3. Основной этап (практический): — Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке. — Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме. 4. Заключительный. — Выставка рисунков по теме, поделок. -Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника» — Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки». — Викторина для родителей и детей «Фабрика дымковской игрушки». Продукт проектной деятельности: Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».
Ход проекта
НОД. Познание. Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству. 1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой». 2. Тема: презентация «Веселая Дымка». 3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка». Общение. Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы. 1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек». 2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке. 3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки. 4. Тема: разучивание стихов о дымке. Художественное творчество. Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук. 1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей. 2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров). 3. Тема: «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования). 4. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование). Развивающие игры. Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке. 1. «Дымковское Лото». 2. «Найди такой же узор». 3. «Собери узор». 4. «Собери целое». Музыкально- художественная деятельность. Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость. 1. Л. Волокитина «Ярмарка». 2.Русская народная песня «Ягодка». 3. Русская народная песня «Барыня». 4. Русская народная песня «Жили у бабуси». 5. Русская народная песня «Во поле береза стояла». Подвижные игры. Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе. 1. «Ручеек». 2. «Горелки». 3. «Башмачки потерялись». 4. «Перетягивание каната». 5. «Золотые ворота». Литература. 1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий». 2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий». 3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка». 4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет. 5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
ФОТООТЧЕТ

«Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу)


«Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров)


«Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования)


«Украшение платья дымковскими узорами» (рисование)


«Собери целое»


Русская народная игра «Золотые ворота»


Подвижные игры

Рекомендуем посмотреть:


Занятие со старшими дошкольниками. Дымковская игрушка Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе Конспект НОД в средней группе. Дымковская игрушка Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Лепка фигур из пластилина

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка

Народная игрушка-Матрешка

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её — в руках — получилась птичка, проткнул дырочки — запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка. (Показ картинок).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

— Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель:Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал — из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. (Показ слайда картинок). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. (Показ картинок ). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет? -У кукол нет лица. Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу. Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная. Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны. Давайте вспомним с какими именно. -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной. -Из чего сделаны эти игрушки? — Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? — Раскрашивают их красками. -А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров? -Бережно, аккуратно. Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Конспект занятия “Народная игрушка” (декоративное рисование)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад комбинированного типа №352 г.Донецка»

Конспект занятия «Народная игрушка» (декоративное рисование)

Ответственная: Задворная И.Н, воспитатель первой квалификационной категории

Цель: формировать интерес детей к русскому народному творчеству, воспитывать патриотические чувства — уважение к народным традициям, гордость за свой народ.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с традициями русского народа, дымковской росписью, ее особенностями, узорами и цветовой гаммой, русской народной игрушкой – дымковской лошадкой;
  • формировать навыки сравнения современной и народной игрушки, умения выявлять их отличительные особенности;
  • способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
  • расширять знания детей о народных игрушках, особенностях дымковских игрушек (материале, разновидностях узоров, цветовом разнообразии), учить выделять знакомые детям узоры и видеть их красоту.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
  • продолжать развивать умения наносить на изображение лошадки узоры в виде кругов и линий, ориентироваться на листе, выполнять работу последовательно в два этапа.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • формировать бережное, чуткое отношение к игрушкам;
  • содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Материалы и оборудование: стол, магнитная доска, магниты, посылка с дымковской игрушкой, письмо, пластмассовая игрушка лошадка, иллюстрации «Дымковские игрушки», образцы поэтапного рисования «Дымковская лошадка»; альбомные листы с изображениями дымковских лошадок (по количеству детей), краски гуашь разных цветов, стаканчики с водой, кисточки, подложки, салфетки, подставки для кисточек.

1. Организационный момент

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня пришла посылка в детский сад. Рассматривание посылки.

Игра «Угадайте, от кого посылка?»

— Ребята, как вы думаете, кто бы нам мог прислать посылку? (Дед Мороз, мишка, друзья, фея, снеговик, др.)

Воспитатель читает адрес отправителя на посылке (Россия, слобода Дымково), а также адрес получателя (город Донецк, детский сад «Калинка», группа «Пчелки»). Значит, посылка была отправлена нам, можно ее открыть. — Ребята, я не знаю, кто прислал посылку.

Открывание посылки: Как вы думаете, что могли прислать нам в посылке? (Игрушки, подарки, конфеты, мячики, карандаши, книги).

Воспитатель открывает посылку и достает дымковскую игрушку – лошадку. Рассматривание игрушки.

2. Основная часть

Беседа с детьми:

— Ребята, что это нам прислали? (Игрушку, лошадку).

Воспитатель: Да это дымковская игрушка – лошадка. Посмотрите, какая она красивая, необычная – яркая. — А что у нее нарисовано на теле? (узоры, круги). — Интересно, кто же такую лошадку сделал и прислал нам? (Кто-то незнакомый, друг и т.д.)

Воспитатель находит письмо в посылке.

Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам бабушка Меланья. Я узнала, что вы очень любите игрушки и бережно к ним относитесь. А я делаю народные игрушки. Вот и решила вам подарить свою лошадку. Я вылепила лошадку из глины, положила ее в печь, чтоб она высохла и стала твердой, затем покрыла ее белой краской. Когда краска высохла, я разрисовала лошадку узорами. Лошадка – это мой подарок всем ребятам детского сада. Когда поиграете ею – передайте ребятам в другие группы, пусть познакомятся. Бабушка Меланья».

Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка Меланья! Ребята, такой игрушки у нас еще не было. Но у нас в группе есть еще одна лошадка. Я предлагаю вам сыграть в игру «Сравни две лошадки»: будем сравнивать лошадку нашу и подарок бабушки Меланьи.

Дидактическая игра «Сравни 2 лошадки» (по разным признакам)

Воспитатель: Ребята, вы узнали, что игрушки можно изготавливать из разных материалов. Но а теперь мы отдохнем и превратимся в одну народную игрушку. Покружились, покружились и в матрешек превратились (с закрытыми глазами).

Физминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на поясе, поочередно выставляют ногу на пятку в сторону)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Вправо – влево наклонись, (Наклоны телом вправо -влево)

Всем знакомым поклонись. (Наклон туловища вперед.)

Воспитатель: Ребята, вы умеете рисовать? (Умеем).

Нашей лошадке будет скучно без друзей. Я предлагаю вам нарисовать друзей для лошадки. Вы хотите? (Хотим)

Беседа по иллюстрациям:

-Ребята, каким цветом сначала мастера разрисовывают дымковскую игрушку? (Белым)

-Что потом раскрашивают мастера? (Хвост, гриву и копыта)

— Какие узоры рисуют мастера на дымковских игрушках? (круги, линии).

-Назовите цвета красок, которыми разрисовывают свои игрушки народные умельцы? (Красный, желтый, синий, черный, зеленый)

Слово воспитателя «Последовательность нанесения узоров на изображение лошадки».

Показ воспитателем 1-го этапа нанесения узора кисточкой на изображение лошадки.

1-й этап — рисование детьми узоров на изображении дымковской лошадки.

Этюд «Лошадка» с приемом релаксации: Представьте, что наши лошадки ожили, улыбнулись (покажите как), покачали головой вправо-влево, затем посмотрели по сторонам. Лошадки съели сено, выпили водицы и решили погулять. А на улице много снега, большие сугробы. Вот лошадки и пошли по снегу гулять. Идут, высоко ноги поднимают: Иго-го, иго-го! Ой, замерзли лошадки и зафыркали (фыррр-фыррр), они вернулись назад в конюшню. А здесь тепло и приятно. Лошадки легли на теплый пол и уснули до утра.

Показ воспитателем 2-го этапа рисования.

2-й этап – нанесение новых узоров (кругов, линий) и завершение работы.

Выставка народного творчества «Дымковские лошадки».

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, здорово потрудились как народные мастера и у вас получились красивые дымковские лошадки.

3. Итог занятия

Рефлексия: — Ребята, что вам понравилось на занятии?

— Ребята, откуда к нам пришла посылка?

— Кто выслал нам посылку?

Воспитатель: Ребята, не забывайте, что народные мастера очень много трудятся, с любовью делают красивые игрушки для детей. Уважайте их труд и бережно относитесь к игрушкам.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Образовательный проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа

Здравствуйте, мне хотелось бы опубликовать свой проект, посвященный русской народной игрушке.

Всё началось с того, что мне на глаза попалась книга о русской народной тряпичной кукле. Мне захотелось рассказать ребятам об этих замечательных куклах. Но если рассказывать про куклы, то надо рассказать и о других народных игрушках. В результате получился целый проект: мы рисовали; лепили; играли с русскими народными игрушками; разучивали потешки, небылицы, колыбельные песни; инсценировали их; играли в русские народные игры; сделали своими руками куклу Пеленашку. Нам помогали и родители. Они участвовали в семейной гостиной, в организации выставки «Игрушки наших бабушек». Текст проекта и фото к нему я приложила к письму.

С уважением Астахова Ольга Сергеевна, воспитатель ГБОУ Школа №947 Москва 2015

Описание проекта

Актуальность проекта:

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней.

Наш проект позволит:

  • зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

Цель проекта: Приобщить детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная и др.), с характерными особенностями разных промыслов.
  • Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.
  • Прививать уважение к культуре своего народа.
  • Развивать у детей коммуникативные навыки: общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, доброжелательного отношения к окружающим.
  • Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
  • Вызвать желание создавать красивое своими руками.
  • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Вид проекта:

По составу – групповой

По продолжительности среднесрочный (1месяц)

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Характер предметной области: познавательное развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

  • 1. Подготовительный
  • 2. Основной
  • 3. Итоговый

Предполагаемый итог проекта:

  • воспитание любви к народному искусству России
  • ребёнок – творец, мастер, создатель народной игрушки
  • ребёнок умеет сотрудничать в коллективе

Предполагаемый продукт проекта: куклы, изготовленные своими руками, открытое занятие «В гостях у хозяюшки».

Схема осуществления проекта

Подготовительный этап

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
  • Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед, разработка занятий
  • Разработка консультации для родителей.
  • Организация развивающей среды в группе
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]