LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый. ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ: Медведь, медведица, медвежонок. Заяц, зайчиха, зайчонок… ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ: Бурый, косолапый, неуклюжий — … Серый, зубастый, страшный — … Хитрая, пушистая, рыжая — … НАЗЫВАТЬ МАМУ: Медвежонок у медведицы, лисенок у …, зайчонок у … КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ: Лиса – тявкает, медведь – рычит, волк – воет… КТО ГДЕ ЖИВЁТ: В норе живет – лиса. В берлоге — … В логове — … В дупле — … КОМУ ЧТО ДАДИМ: Мясо – волку, малину -…, мёд — …, морковку — …, орехи — … ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ: Охотится — … Крадется — … Воет — … Кусается — … Скачет — … Хитрит — … Переваливается — … ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Волк (какой?) -…. Лиса (какая?) — … Ёж (какой?)- … ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: Медведь (что делает?) — … Лиса (что делает?) — … Заяц (что делает?) — … ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? След – волчий, лисий, заячий… Уши – медвежьи, заячьи, беличьи… Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья… ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК: Ходит — переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ. Как называется? Где живет? Какое у него жилище? Какой внешний вид? Какие повадки? Чем питается? Как добывает пищу? Какие у него враги? Как защищается? Как зовут детеныша?
Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата. Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной. Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ». Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой. (Заяц) — Что весной кушает заяц? (траву, листочки). Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) -Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев). Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке — летом. (Белка) — Чем кормится белка? (шишками, орехами). Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. «Ф-ф.ф — хватит спать, Пора вставать!» (Еж) — Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами). Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у.,.» (Волк) — Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец). Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) — Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов — зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы; отметить их внешние признаки;
— рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;
— в качестве экскурсии посетить зоопарк.
Задание 2.
Отгадать загадки (выучить по выбору).
Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)
Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)
Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Задание 3.
Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий — … .
Серый, зубастый, страшный — ….
Хитрая, пушистая, рыжая — ….
Маленький, длинноухий, пугливый — ….
Серый — …, косолапый — …, хитрая — …, колючий — … .
Задание 4.
Дидактическая игра «У кого — кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя — медвежонок, у волка — …, у лисы — …; у медведя — медвежата, у волка — ….
Задание 5.
Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа — медведь, мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата); папа — волк…, папа — заяц — …; папа — еж…; папа — лис… .
Задание 6.
Дидактическая игра «Назови маму» (употребление родительного падежа существительных): медвежонок у медведицы, лисенок у ….
Задание 7.
Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному): лиса — тявкает, медведь — рычит, волк — воет, белка — ….
Задание 8.
Дидактическая игра «Про кого можно сказать …» (подобрать существительное к глаголу): охотится — …, крадется _ … воет — …, кусается — …, пугается — …, скачет — …, переваливается — …, хитрит — …, выслеживает — ….
Задание 9.
Дидактическая игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных).
В норе живет (кто?) — лиса.
В берлоге — ….
В дупле — ….
Задание 10.
Дидактическая игра «Кому что дадим?» (употребление дательного падежа существительных).
Мясо — волку, малину — …, мед — …, морковку — …, яблоко — …, орехи — …, грибы — … .
Задание 11.
Дидактическая игра «Охотник» (употребление родительного падежа существительных). Охотник поймал в лесу (кого?) — ….
Задание 12.
Упражнение на координацию речи с движениями.
Я как белка в колесе прыгаю на месте,
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять — начал заинька скакать.
Прыгать серенький горазд — он подпрыгнул десять раз.
Ребенок совершает прыжки на месте. Под счет ребенок прыгает 5 раз. После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз. |
Задание 13.
Упражнения для пальчиков.
Зайчик
Зайка серый скачет ловко. В лапках у него морковка. | Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. |
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат. | Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. |
Задание 14.
Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:
Название.
Где живет?
Жилище.
Внешний вид.
Чем питается?
Детеныши.
Задание 15.
Вырезать картинки с изображением зверей наших лесов и вклеить их в альбом.
Дикие животные леса
Заяц
Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.
Лиса
Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.
Волк
Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.
Ёж
Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.
Бурый медведь
Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.
Белка
Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.
Животные пустыни
Верблюд
Верблюды живут в пустыне и полупустыне. Жилище они не строят. Питаются травой (и сухой, и свежей), веточками деревьев, верблюжьей колючкой, эфедрой, полынью, жуют веточки саксаула. Верблюд накапливает в горбах питательные вещества, поэтому подолгу может обходиться без еды.
Фенек
Фенек живет в пустынях и полупустынях. Он роет себе нору в песке. Фенек всеяден. Питается насекомыми, ящерицами, яйцами птиц, мелкими грызунами, кореньями растений, которые удается выкопать в пустыне.
Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>
На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.
А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных:
белка, дупло, лиса, нора, еж, заяц, волк, логово, лось, медведь, берлога, рысь, лес, олень, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти;
глаголов:
добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, тявкать, фыркать, учить, охранять, сосать, петлять, лакомиться;
прилагательных:
крупный, мелкий, лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный;
наречий:
быстро, ловко, медленно, опасно, страшно.
Учим ребенка составлять загадки-описания про диких животных
. Первыми словами в загадке обязательно должны быть слова: это животное. Следующими словами может быть уточнение размера животного (крупное, мелкое, небольшое и т.п.). Затем надо рассказать о характерных особенностях внешности (пушистый, мохнатый, колючий, неуклюжий), чем питается животное.
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Цель: Уточнить и систематизировать знания воспитанников по лексической теме «Дикие животные наших лесов».
Задачи
Образовательные:
- активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
- упражнять в образовании сложных прилагательных
- научить называть слова-признаки
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников
- воспитывать бережное отношение к природе
- воспитывать интерес к содержанию занятия
- воспитание трудолюбия
Коррекционные:
- коррекция аграмматичного построения фразы
- преодоление речевого негативизма
- развитие артикуляции (совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата)
- развитие речевого дыхания
- развитие мелкой моторики
- развитие пространственных представлений
- развитие навыка связной речи
- развитие мышления детей на материале описательных загадок
Ход занятия:
Организационный момент.
— Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
Поэтому слушаем меня внимательно и работаем старательно.
— Давайте с вами повторим правила, которыми мы пользуемся на занятии по развитию речи.
— Говорить медленно, не торопясь. Четко произносить все звуки.
Дыхательная гимнастика
— Ребята, сейчас мы с вами пропоем гласные звуки: А, О, У, И
Помним, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот
Речевая гимнастика
Чистоговорки
Су-су-су – мы увидели лису Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ла-ла-ла – в лесу белка жила. Ся-ся-ся – в чаще видели лося. Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь
Сообщение темы занятия
— Ребята, а теперь посмотрите на доску и скажите какое животное здесь лишнее? (Корова лишняя.)
— Почему? (Потому что все животные дикие, а корова домашнее животное.)
— Молодцы.
— Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня с вами поговорим на занятии? (Да. О диких животных.)
— Правильно, о диких животных.
— Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).
— Как по другому можно назвать животных? (Звери)
Работа по лексической теме
— Ребята, давайте назовем детенышей этих животных. Я бросаю мяч и называю животного. Вы называете детеныша этого животного и бросаете мне мяч обратно. У белки кто детеныш? У зайца? У лисы? У волка? У медведя? У лося? У ежа? Открываю картинки на доске и проверяем с ответами детей — Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их. Какие они? — Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный. — Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый. — Лиса (какая?) Хитрая,рыжая, — Еж (какой?) Колючий, маленький — Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая
В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением.
Лось большой, а заяц… (какой?) маленький Белка слабая, а волк… (какой?) сильный У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное
Теперь ребята посмотрите на картинку и назовите, где чей хвост. — У зайца чей хвост? (заячий) — У лисы чей хвост? (лисий) — У волка чей хвост? (волчий)
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук) Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами) Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение «Заяц») Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу) Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение «Волк») Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение «Ёж»)
Работа над сложными словами
— А теперь давайте с вами назовем сложные слова. У зайца уши длинные – длинноухий У ежа острый нос – остроносый, У зайца косые глаза – косоглазый, У медведя короткий хвост- короткохвостый.
Ориентировка в пространстве
— Ребята, повторяйте за мной. Левая и и правая строят города, Левая и правая водят поезда, Левая и правая умеют шить и штопать, Левая и правая умеют громко хлопать.
Подняли левую руку, подняли правую руку. Глазки подняли вверх, опустили вниз. Дотронулись правой рукой до левого уха, закрыли левой рукой правый глаз. Дотронулись левой рукой правого уха, закрыли правой рукой левый глаз.
Расположите животных по отношению к елке : белка справа, заяц слева, медведь вверху, волк внизу.
Составление рассказа- описания
— Ребята, а теперь давайте скажем где живут дикие животные? Белка где живет? (Белка живет в дупле) Лиса где живет? (Лиса живет в норе) Заяц где живет? ( Заяц живет под кустом) Волк где живет? (Волк живет в логове) Медведь где живет? (Медведь живет в берлоге) Еж где живет? ( Еж живет под листьями) Лось где живет? (Лось живет в лесу)
— Ребята, сейчас мы попробуем с вами составить краткий рассказ-описание о животных. Например составим рассказ о белке. Белка где живет? Белка живет в дупле. Чем питается белка? Белка питается орехами и грибами. Значит белка хищное или травоядное животное? Травоядное Назовите детенышей белки? Детеныши белки-бельчата. Как выглядит белка? У белки рыжий мех, маленькие лапки, длинный пушистый хвост, на ушках кисточки.
— Сейчас я раздам вам карточки с животными, а вы составите свой рассказ-описание. Логопед раздает карточки с животными (медведь, лиса, заяц,волк, еж) А теперь по очереди каждый описывает своего животного. -Хорошо, молодцы.
-Ребята, теперь отгадайте загадки о диких животных
Загадки
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Ну, конечно, это…(Белка).
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост-краса. Кто это? (Лиса)
В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит мешок с иголками, Колючий и живой. (Ёж)
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Итог занятия (рефлексия)
Ребята, скажите каких животных мы сегодня изучали с вами на занятии? Правильно, диких животных. Почему их называют дикими? Хорошо, молодцы. Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Ребята, вам понравилось?
Горевая Ольга Андреевна учитель-логопед, МКДОУ №335 комбинированного вида г. Новосибирск
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |