нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад «Орончикан» с. Жиганск»
«Методическая разработка занятия по изобразительному искусству педагога дополнительного образования».
Колесова Анна Александровна -педагог дополнительного образования
Тема: Нетрадиционная техника рисования оттиск овощами национального музыкального инструмента «Хомус»
в подготовительной к школе группе.
Цель:
Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.
Расширить представление о национальном музыкальном инструменте – хомус; ознакомить с работой народного мастера по изготовлению музыкального инструмента Христофорова И.И.
Задачи:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
• Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
• Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
• Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
• Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
• Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
• Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание овощами. Упражнять в печатании.
• Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность.
Средства выразительности
: цвет, пятно.
Материалы
: Музыкальный инструмент хомус,картофель — разрезанный пополам, акварельные краски, гуашь, распечатанные на бумаге шаблоны хомуса, стаканчик с водой, салфетка, кисть.
Зрительный ряд:
видео и слайд – презентация о национальном инструменте варган – хомус.
Музыкальный ряд:
Слушание исполнения игры на хомусе в процессе занятия по аудиозаписи, импровизации на хомусе известных якутских хомусистов.
Предварительное занятие:
Знакомство с музыкальным инструментом хомус. Рассматривание иллюстраций. Беседа о разновидностях хомуса в разных странах. Показ видеоролика с исполнением знаменитых хомусистов РС(Я).
Обогащение словаря:
Варган, хомус.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы познакомимся с техникой рисования штамп, оттиск.
Тема: зима
В декабре, январе и феврале воспитатели обычно задают именно такую тему для занятий. Дети же решают, что именно им создавать на бумаге. Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Зима» обычно включает изображение таких элементов:
- снежинки;
- зимний лес или природа;
- новогодние домики и декор;
- игры на свежем воздухе;
- любимые зимние игры.
Что изображают малыши? Обычно это занятия на воображение: каждый сам решает, что ему интереснее и ближе. Например, многие рисуют санки или лыжи, свою семью на улице, новый год дома, зимнюю природу. Дети очень любят свободу в творчестве! В подготовительной группе ребятишки обычно уже знают, как именно рисуется тот или иной элемент. Например, что елочку можно изобразить несколькими треугольниками, а домик состоит из других фигур, которые им знакомы.
Почему важна подготовка
Ребятишки, приходя в школу, в первое время испытывают некоторый стресс, поскольку обстановка меняется, требования к ним предъявляются другие, форма подачи учебного материала совершенно иная, новые люди вокруг. А ко всему надо привыкнуть! Поэтому важно уже в подготовительной группе начинать обучать детей тому, что может им пригодиться в начальных классах. И готовить их к переменам. Примечательно, что именно занятия по рисованию помогают малышам легче и быстрее воспринимать новую информацию. Детскими психологами доказано, что информация, которая подается в приятной и доброй обстановке, хорошо усваивается. Рисование же способствует всестороннему развитию: малыши не только делают что-то ручками, но и слушают, запоминают, применяют на практике полученные знания. Очень важно, чтобы родители поддерживали интерес детей к изобразительному искусству, давали им новые знания и темы для упражнений. Это ни в коем случае не должны быть указы к исполнению, скорее рекомендации и советы. Дети не любят и не воспринимают то, что им навязывают, зато им нравится, когда уделяется внимание их интересам. Родители и воспитатели должны поощрять начинания и умения малышей, чтобы стимулировать их дальнейшее развитие. При этом на ошибки тоже нужно указывать, но в мягкой и корректной форме.
Что за техника
Такой подход позволяет развиваться ребенку всесторонне. То есть он сам выбирает, какой именно материал использовать, чтобы реализовать свою идею в жизнь. Так, например, дети нередко берут цветной картон, из которого делают аппликации, которые тоже относятся к нетрадиционному методу рисования, если они украшены росписью. Иногда ребятишки выбирают масляные мелки или восковые карандаши. Ими удобно рисовать, а главное — они не пачкают руки и одежду. Занятие по рисованию в подготовительной группе хоть и планируется воспитателями, обычно полностью контролируется самими детьми. Именно они решают, как и чем будут сделаны их рисунки.
Тема: весна
Эта тематика очень похожа на зимнюю, хотя в ней, естественно, есть свои особенности и нюансы. Во-первых, занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Весна» включает сразу несколько подтем. Во-вторых, воспитателям необходимо дополнительно подготовить различные материалы для упражнений. Какие подтемы обычно используются:
- что такое весна;
- весна в лесу;
- городская весна;
- восьмое марта;
- пасха.
Какие материалы обычно готовятся воспитателями:
- почему уходит зима;
- что такое капель;
- как появляются зеленые листики и трава;
- что за праздник «8 марта», почему его празднуют, как поздравляют мам, бабушек, сестер;
- что такое «Пасха», и все, что с ней связано.
Все эти знания, безусловно, пригодятся детям в дальнейшем. Кроме того, в школе нередко задают вопросы, касающиеся окружающего мира, природных процессов, того, как и что устроено в природе. Малыши, которые это знают уже с детского сада, гораздо легче воспринимают новую информацию, увереннее себя чувствуют в новой обстановке, быстрее адаптируются.