Элементы ТРИЗ на уроках обучения грамоте.статья на тему
Элементы ТРИЗ на уроках обучения грамоте
Среди целей, предъявляемых к современному школьному образованию, выделяется формирование личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях рыночной экономики, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемой проблемы. Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала школьника, развитие его творческого начала, продуктивности мышления, которые как раз и должны способствовать развитию умения справляется с выше перечисленными заданиями.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в
50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
ТРИЗ учащихся начальной школы:
— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
«Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к школьному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми». Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.
ТРИЗ – технологии, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению.
Обучение грамоте школьников – это процесс овладения родным языком, который нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, привить внимание и интерес к звуковому, слоговому и словесному составу единиц языка и речи.
Обучение грамоте строится по единому алгоритму, который отражает иерархию (обобщенную модель) русского языка – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.На каждый из шагов алгоритма разработаны творческие упражнения, задания, игры, которые повторяются с усложнением от урока к уроку, при этом содержание меняется в зависимости от изучаемого звука и буквы. С одной стороны это создает иллюзию «знакомости» у детей, а, значит, придает им уверенности в своих силах, а с другой стороны предполагает достаточный для школьника уровень новизны, который помогают поддерживать элементы исследовательской деятельности, используемые на занятии.
Одним из эффективных средств подготовки к обучению школьников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка (синтаксическом, лексико-семантическом, фонетическом), но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе».
Для этого целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками:
Овладение звуковым составом языка и слоговой структурой слова предполагает работу в следующих направлениях: правильное произношение гласных и согласных звуки; развитие фонематического слуха путём различения звуков при произношении в словах; совершенствование дикции, отчётливое произношение слова по слогам, определение количества слогов в слове, определение места звука в слове (начало слова, середина, конец); работа над интонацией и выразительностью речи.
Рассмотрим некоторые приёмы и методы.
1.Методы аналогий (синектики):
— наглядное пособие «Аквариум» (таблицы с разноцветными буквами, обозначающими гласные и согласные звуки, их характеристики по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости);
-«Звуковая мозаика» (начальное ознакомление с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»);
-«Заколдованные буквы» (поочерёдное парное наложение друг на друга полосок бумаги, на которых нарисованы элементы букв, которые при слиянии образуют целую букву, из отгаданных букв дети могут составлять слоги, слова, фразы, предложения);
-«Буквы и цифры» (фиксация и кодирование букв и цифр в образной форме на листе бумаге);
-«Звонкий колокольчик» для ознакомления с твёрдыми и мягкими согласными;
-«Наш поезд» (поезд со слоговыми вагончиками и необычными колёсами, где мягкие звуки обозначаются двумя линиями, твёрдые – одной линией, а гласный звук — кружочком, подготавливающий к звукобуквенному анализу слов; поезд, который едет из города с вагонами с закрытыми слогами, а в город – с вагонами с открытыми слогами);
— «Волшебные цветы», «Слогоцветик» (на каждом лепестке располагается шипящий звук; на каждом лепестке располагаются слоги);
2. Круги Луллия:
— «Цветное колесо», состоящее из 8 секторов с изображениями картинок по определённой теме. Дети находят те слова, которые начинаются с заданного звука, который может находиться в любом месте слова (начале, середине, конце); слова, состоящие из 2-х (3-х) слогов;
-«Звуковое колесо» (по типу пособия Круги Луллия для изучения и пропевания гласных звуков, слогов); «Домики» (для ознакомления с глухими согласными звуками – домики с закрытыми окошками; домики – друзья для парных согласных звуков); «Весёлые бабочки» (на крыльях бабочек «размещаются» сонорные звуки);
3. Метод проб и ошибок:
-«Выложи букву» (выкладываются буквы из камешков, одинаковых пуговиц, и т.д., согласно заданной схеме);
4.Метод моделирования маленькими человечками: (позволяет моделировать гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие костюмом определенного цвета, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика).
Работа над словом включает уточнение, обогащение и активизацию словаря детей. С этой целью используются следующие методы и приёмы:
1. Круги Луллия:
-«Географический компас» (по вращению стрелки указывается буква, с которой должно начинаться слово, по второму – какой частью речи будет придумываемое слово или на какую букву будет заканчиваться);
2. Мозговой штурм:
-«Любопытный» (называется буква, с которой должны начинаться ответы на вопросы водящего «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и пр.);
-«Замена буквы» (изменение исходного слова с помощью одной буквы); «Шифровальщики» (обратная запись и чтение слов, например, капуста – атсупак);
-«Забавные превращения» (исходя из начального слова, игроки должны прийти к заданному, изменяя по одной букве, не укорачивая и не удлиняя слово, так чтобы каждый раз получалось новое, но не бессмысленное);
-«Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее); «Буквы – чародейки» (посередине листа или доски один из играющих пишет букву, а каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово);
Работа над словесным составом предложений включает в себя обучение детей правильному согласованию слов в предложении, определению словесного состава и порядка слов в предложении.
Для решения этих задач используются следующие игры с методами ТРИЗ:
1.Системный анализ:
-«Давай поменяемся» (дети загадывают объекты, наделяют его определёнными функциями, а затем идёт обмен функциями, дети объясняют, как они будут выполнять функцию);
-«Чудесный экран» («девятиэкранка») – системные размышления о любом объекте (свойства, взаимосвязь с другими объектами, преобразование во времени);
-«Бином фантазии» (используя предлоги, союзы, падежи нужно установить отношения между двумя объектами, отдалённые друг от друга смысловым значением).
2. Мозговой штурм:
-«Телеграмма» (нужно быстро составит текст телеграммы, каждое слово которой начинается одной из букв названного слова и обязательно в том же порядке);
— «Новые истории» (с помощью коротких слов, которые становятся источником названия, можно придумывать и рассказы, сказки. Слово делится на звуки, а на каждый из звуков подбираются слова, с которым составляются предложения);
-«Акростихи» (стихи-загадки, где первые буквы каждой строчки складываются в какое-либо слово);
-«Почему так произошло» (устанавливание причинных связей между событиями на первый взгляд не связанных между собой и составление предложения, объединяющего по смыслу эти слова);
-«Узнай меня» (описывание предмета, не называя его);
3.Типовые приёмы фантазирования:
-«С миру по букве» (сочинение более или менее связного рассказа, в котором было бы от 8 до 15 слов, начинающихся с одной буквы, например, «Кот клюёт клюкву»; придумывание только трёх-, четырёх — или пятибуквенные слова с определённым количеством слогов, например, «Наш сад гол»).
Таким образом, использование методов и приёмов ТРИЗ способствует формированию представлений о предложении, его словесном составе, последовательности слов в предложении, развивает умение делить двусложные и трёхсложные слова на части, составлять слова из слогов, выделять последовательность звуков в простых слогах.
Применение системы ТРИЗ в работе по обучению грамоте способствует воспитанию ребёнка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у младших школьников изобретательную смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Я использую данную методику на своих уроках.
Элементы ТРИЗ на уроках обучения грамоте.
Игра «Мои друзья» применяется мной в системе. Мы берём слова с изучаемой буквой. Эта игра помогает мне отработать такие умения у детей, как деление на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Также эта игра дает возможность накапливать знания о частях речи, об именах существительных (род, число, имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные предметы). Так, например, на уроке «Закрепление изученного» (после изучения буквы «эль») Ребятам можно предложить следующие слова:
— глаз стол соль даль хлеб клён лещ волк
— вальс стул слон сокол салют малыш Волга вилка
— гулять салат дятел калач капля лейка лаять слива
Слова печатаются крупно на карточках и раздаются детям (каждый ученик получает свое слово). В «мои друзья» учитель приглашает учеников, которые имеют слова со следующими признаками:
- Звук [л] в начале слова (лаять)
- Звук [л] в середине слова (глаз, волк, слон, малыш, Волга, вилка, салат, калач)
- Звук [л] в конце слова (стол, стул, сокол, дятел)
- Звук [л’] в начале слова (лещ, лейка)
- Звук [л’] в середине слова (хлеб, клён, вальс, салют, гулять, капля, слива, пальма)
- Звук [л’] в конце слова (соль, даль)
- Односложные слова (глаз, стол, соль, даль, хлеб, клён, лещ, волк, вальс, стул, слон)
- Двусложные слова (сокол, салют, малыш, Волга, вилка, гулять, салат, дятел, калач, капля, лейка, лаять, слива, пальма)
- Ударение в двусложных словах падает на первый слог (сокол, Волга, вилка, дятел, капля, лейка, лаять, слива, пальма)
- В двусложных словах второй слог ударный (салют, малыш, гулять, салат, калач). • Первый звук глухой (стол, соль, хлеб, клён, стул, слон, сокол, салют, салат, калач, капля, слива, пальма)
- Первый звук звонкий (глаз, даль, лещ, волк, вальс, малыш, Волга, вилка, гулять, дятел, лейка, лаять)
- Первый звук мягкий (лещ, вилка, дятел, лейка)
- Пять букв, а слог один (вальс)
- Четыре буквы, а слог один (глаз, стол, соль, даль, хлеб, клен, волк, стул, слон)
- Слова, отвечающие на вопрос кто?(лещ, волк, слон, сокол, малыш, дятел)
- Слова, отвечающие на вопрос что делать? (гулять, лаять)
- Первый звук непарный глухой (хлеб)
- Слова, которые пишутся с большой буквы (Волга)
- Слова, в которых есть согласные, обозначающие всегда твердые согласные (малыш)
- Слова, в которых есть согласные, обозначающие всегда мягкие согласные (лещ, калач, лейка)
- Слова, в которых последний звук звонкий (стол, соль, даль, клён, стул, слон, сокол, дятел).
При проведении этой игры учащиеся отличаются большой активностью, заинтересованностью. Слово «друзья» находит положительный эмоциональный отклик у детей. Поэтому во время этой игры у первоклассников очень хорошее настроение, они делают все с радостью, с удовольствием. При таком отношении к учебе знания усваиваются лучше, крепче. Дети находятся все время в движении, не нуждаются в физминутках. Многие успевают думать сами и проверять других. Для того, чтобы все участвовали в работе, можно привлекать пассивных учащихся для прочтения слов, с которыми ребята выходят к доске. Первое время без ошибок не бывает. Каждую ошибку дети объясняют, доказывают, аргументируют сами.
Умение сравнивать объекты (в нашем случае это слова) и находить похожие признаки дает применение игры «Теремок». Эта игра очень нравится моим ученикам, но на ее проведение надо много времени. Сравнивать большое количество объектов детям приходится в игре «Я беру тебя с собой». Очень важно, что детям при этом необходимо удерживать в памяти признаки, названные другими детьми. Также систематически использую копилки. На уроках обучения грамоте мы копим:
- имена собственные (потом из них мы сделаем картотеки слов: имена детей, названия городов, названия государств, фамилии, имена и отчества известных людей)
- слова с сочетаниями ЖИ-ШИ (используем слова для составления предложений, для игры «Мои друзья»)
- слова-антонимы (используем их на уроках творчества для составления загадок)
- имена существительные с гласными е, ё, ю, я, обозначающими два звука (после гласных)
Часто использую иргу «Да-Нетка», которая обучает системному мышлению. В основном мы загадываем буквы. Отсекающие вопросы очень развивают мышление детей, помогают усвоить различные понятия, с которыми они знакомились на уроках обучения грамоте.
Подводя итог, отмечу, что мне как учителю самой очень интересно проводить уроки обучения грамоте, используя материал, предложенный А.А. Нестеренко в рамках ТРИЗ-технологии. Дети на уроках всегда работают очень активно, получая удовольствие от своей работы, развивая свою речь, мышление.
Литература:
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. — Ярославль, 2002.
2. Занятия по обучению грамоте в ОУ/автор-составитель Л. А.Кулешова – Воронеж, 2005.
3. Алла Нестеренко (Селюцкая) Мастерская знаний: проблемно – ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. – Москва, 2013