Методы диагностики музыкальных способностей. (автор Анисимов В.П.)


Диагностика чувства тембра

Тест — игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора;

струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов;

фортепиано; оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

низкий уровень развития тембрового чувства — адекватное определение только однородных тембров;

средний уровень — адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень — адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке: 1-я мелодия — не доигрывается последний такт;

2-я мелодия — доигрывается до конца;

3-я мелодия — не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия — прерывается на середине второй фразы (из четырёх); 5-я мелодия — доигрывается до конца.

Критерии оценки:

слабый уровень — правильно определены 1-2 пункты; средний уровень — правильно определены 3-4 пункты; высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов.

В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей дошкольника в детском саду?

§ 20. Диагностика музыкальных способностей детей

Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

Какие существуют сегодня подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников?

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

  1. «Утреннее размышление»
  2. «Сладкая грёза»
  3. «Баба-Яга»
  4. «Болезнь куклы»
  5. «Игра в лошадки»

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;

средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);

высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;

детализация (разработанность) своей идеи или образа;

беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;

гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

Диагностика динамического чувства

Тест — игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально- инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

Барабан или бубен;

фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт «Маленький барабанщик»; К.Лонгшамп- Друшкевичова «Марш дошкольников».

Ребёнку предлагается поиграть в «громко-тихо». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок

— на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» оценивается в 1 балл. Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего — 4 балла.

Критерии оценки:

слабый уровень динамического чувства — 1 балл;

средний уровень — 2-3 балла; высокий уровень — 4-5 баллов.

Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей

Составление заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей.

1)Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма:

— для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1.

Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2.

Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3.

Упражнения на различение лада.

— для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1.

Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2.

Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3.

Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

— для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1.

Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2.

Прослушав пьесы: «Мотылёк», «Польку», «Марш», С. Майкапара, дети должны изобразить Мотылька (лёгкого, изящного и нежного); веселый танец; решительный, важный уверенный марш.

Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3.

Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

2)Тест-игра «Тембровые прятки»

Цель:

выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии

— Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов: всего = 1 – 3 балла;
  • средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
  • высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.

3)Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель:

определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

— Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).

— А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).

Стимулирующий материал:

барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
  • средний уровень = 2 – 3 балла;
  • высокий уровень = 4 – 5 баллов.

4)Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель:

выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

— Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».

Стимулирующий материал

методики может подбираться диагностом самостоятельно.

Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
  • средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
  • высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.

5)Кот и котёнок

Цель:

выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

— Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до

1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например,
соль
1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?

Код

задания

Предъявляемые звуки

(первой октавы, второй октавы)

Присуждаемый балл (за правильный

ответ)

Правильный

ответ

1.1. ми1 – соль2 1 Кот — котёнок
1.2. соль2 – фа1 2 Котёнок – кот
1.3. фа1 – фа2 3 Кот — котёнок
2.1. фа2 – соль1 1 Котёнок — кот
2.2. ми2 – соль1 2 Котёнок — кот
2.3. ля1 – ми2 3 Кот — котёнок
3.1. ля1 – ре2 1 Кот — котёнок
3.2. ре2

– си1

2 Котёнок — кот
3.3. до2 – си1 3 Котёнок — кот

Алгоритм предъявления теста:

Вначале даётся задание 1.3.

Далее, в случае правильного ответа –
задание 2.3.
, затем –
задание 3.3.
Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается –
1.2.
(где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся
задание 1.1.
(1 балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

  • высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
  • средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
  • низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]