Диагностика чувства тембра
Тест — игра «Тембровые прятки»
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора;
струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов;
фортепиано; оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
низкий уровень развития тембрового чувства — адекватное определение только однородных тембров;
средний уровень — адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень — адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке: 1-я мелодия — не доигрывается последний такт;
2-я мелодия — доигрывается до конца;
3-я мелодия — не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия — прерывается на середине второй фразы (из четырёх); 5-я мелодия — доигрывается до конца.
Критерии оценки:
слабый уровень — правильно определены 1-2 пункты; средний уровень — правильно определены 3-4 пункты; высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов.
В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.
Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей дошкольника в детском саду?
§ 20. Диагностика музыкальных способностей детей
Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?
Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.
Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.
В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.
В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.
Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?
Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.
Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.
Какие существуют сегодня подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников?
В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:
- «Утреннее размышление»
- «Сладкая грёза»
- «Баба-Яга»
- «Болезнь куклы»
- «Игра в лошадки»
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
детализация (разработанность) своей идеи или образа;
беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
Диагностика динамического чувства
Тест — игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально- инструментального стимула.
Стимулирующий материал:
Барабан или бубен;
фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт «Маленький барабанщик»; К.Лонгшамп- Друшкевичова «Марш дошкольников».
Ребёнку предлагается поиграть в «громко-тихо». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок
— на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» оценивается в 1 балл. Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего — 4 балла.
Критерии оценки:
слабый уровень динамического чувства — 1 балл;
средний уровень — 2-3 балла; высокий уровень — 4-5 баллов.
Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей
Составление заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей.
1)Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма:
— для установления уровня развития ладового чувства:
Задание 1.
Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2.
Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3.
Упражнения на различение лада.
— для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений
Задание 1.
Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).
Задание 2.
Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3.
Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
— для установления уровня развития чувства ритма
Задание 1.
Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2.
Прослушав пьесы: «Мотылёк», «Польку», «Марш», С. Майкапара, дети должны изобразить Мотылька (лёгкого, изящного и нежного); веселый танец; решительный, важный уверенный марш.
Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3.
Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
2)Тест-игра «Тембровые прятки»
Цель:
выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии
— Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.
Критерии оценки:
- слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов: всего = 1 – 3 балла;
- средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
- высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.
3)Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»
Цель:
определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
— Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).
— А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).
Стимулирующий материал:
барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».
Критерии оценки:
- слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
- средний уровень = 2 – 3 балла;
- высокий уровень = 4 – 5 баллов.
4)Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель:
выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
— Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?
После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».
Стимулирующий материал
методики может подбираться диагностом самостоятельно.
Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:
1-я мелодия – не доигрывается последний такт;
2-я мелодия – доигрывается до конца;
3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я – доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
- средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
- высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.
5)Кот и котёнок
Цель:
выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.
— Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до
1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например,
соль
1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?
Код задания | Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы) | Присуждаемый балл (за правильный ответ) | Правильный ответ |
1.1. | ми1 – соль2 | 1 | Кот — котёнок |
1.2. | соль2 – фа1 | 2 | Котёнок – кот |
1.3. | фа1 – фа2 | 3 | Кот — котёнок |
2.1. | фа2 – соль1 | 1 | Котёнок — кот |
2.2. | ми2 – соль1 | 2 | Котёнок — кот |
2.3. | ля1 – ми2 | 3 | Кот — котёнок |
3.1. | ля1 – ре2 | 1 | Кот — котёнок |
3.2. | ре2 – си1 | 2 | Котёнок — кот |
3.3. | до2 – си1 | 3 | Котёнок — кот |
Алгоритм предъявления теста:
Вначале даётся задание 1.3.
Далее, в случае правильного ответа –
задание 2.3.
, затем –
задание 3.3.
Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается –
1.2.
(где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся
задание 1.1.
(1 балл). И так по каждому блоку.
Критерии оценки:
- высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
- средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
- низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0).