«Мини-музей» как одна из интерактивных форм работы ДОУ: проект


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Мини-музей «Ткани могут всё» в старшей группе


Проект Мини-музей «Ткани могут всё»

Воспитатели: Блаженкова Елена Ефимовна, Изгагина Ксения Сергеевна. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы; родители. Актуальность: современные дети думают, что всё, окружающее…

Посиделки в мини-музее «Добро добром откликается. Сказ Бажова «Голубая змейка» (старший возраст) Место проведения — мини музей детского сада: «Русская изба»

Тема: Милосердие, доброта, отзывчивость, послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность, самостоятельность, счастье, понимание близких, благодарность, дружба, взаимовыручка, смелость, поддержка,…

Проект «Мини-музей в детском саду»

Людмила Прошкина

Проект «Мини-музей в детском саду»

Проект «Мини-музей в детском саду»

Разработала Прошкина Людмила Викторовна заместитель заведующего по воспитательной работе

Целевая установка реализации проекта «Мини-музей в детском саду»

: Создание условий для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность
мини-музея.
Данная цель позволит решить следующие задачи:

• формировать самосознание дошкольников, становление их активной жизненной позиции, умение активно адаптироваться в окружающем мире;

• развивать творческое, логическое и креативное мышление детей, речь, словарный запас дошкольников;

• развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей, расширять кругозор дошкольников;

• формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

• формировать детско-взрослую совместную деятельность на материалах музейной практики;

• обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.

Актуальность:

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности.

Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы.

В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка — дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Участники проекта: педагоги, родители воспитанников, дети.

Сроки проведения проекта: (долгосрочный)

Краткое описание содержания материала:

Этапы проекта «Мини-музей в детском саду»

В процессе создания мини-музеев сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа.

Подготовительный этап.

В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду»

и проведение конкурса
«Лучший мини-музей»
.Коллектив каждой группы: дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название
мини-музея, разработать его модель, выбрать место для размещения.
Методическая служба разработала критерии конкурса на «Лучший мини-музей»

, которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ.

Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

Мини-музеи получились разными по оформлению и по содержанию.

Создавая мини-музеи, мы не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности ребенку предоставляется возможность поиграть в, творческие. дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.

Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми включали: практические опыты, разработку и изготовление коллективных и индивидуальных работ-экспонатов, выставки, совместные мероприятия с городским музеем.

Каждый мини-музей является частью определенного проекта. Например, создание мини-музея «70 лет Победы»

в старшей группе было частью познавательно-исследовательского
проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой»
. Здесь была проведена большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, а также воспитанники группы вместе со своими родителями приняли участие в параде Победы, в колонне
«Бессмертный полк»
они прошли с портретами своих героических родных. Заинтересованность детей и родителей не уменьшается, созданный
мини-музей продолжает пополняться новыми экспонатами.
Мини-музеи получились разными по оформлению по содержанию,и по тематике:

«Буренушка»

,
«Лошадки»
,
«Птицы нашего края»
,
«Деревянная игрушка»
,
«Удивительная ракушка»
,
«Цветы России»
и другие.


Определение места размещения мини-музея.

Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, спальных комнат. Одно из требований,предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-музея в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для мини-музея.

Заключительный этап

Проведение конкурса на «Лучший мини-музей»

. Оценивались оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта членов жюри, напечатана и роздана каждому члену комиссии. В состав жюри входили
администрация детского сада и родители. По результатам подсчетов были определены победители конкурса «Лучший мини-музей»
, которые были награждены грамотами на педагогическом совете.

Создание мини-музеевв ДОУ дает возможность:

— осуществлять нетрадиционный подход в образовании, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

— раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

— попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

— формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.

Литература:

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду»

.М: Линка-Пресс, 2008

2. Чубукина Р. «Музей одного образа»

, Дошкольное воспитание. — 2007. — № 8.

3. Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея»

, Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.

4. Евстропова С. И. «Музей воздуха»

, Ребенок в
детском саду. -2011. -№ 2
5. Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. — № 2.

6. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. — № 3.

«Мини-музей» как одна из интерактивных форм работы ДОУ: проект

Проект: познавательно-творческий, долгосрочный.

Срок реализации: бессрочный

  • воспитанники дошкольных групп;
  • педагоги;
  • родители воспитанников;
  • организации-партнеры (сельская библиотека, музей школы-интерната им. Л.В. Лапцуя).

Цель: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре, традициям родного края через организацию мини-музеев.

Задачи:

С детьми:

  1. создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
  2. формировать у дошкольников представлений о музее.

С педагогами:

  1. создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
  2. разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.

С родителями:

  1. заинтересовать родителей в создании мини-музея;
  2. создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  1. Созданы мини-музеи по различной тематике;
  2. Разработан пакет методических материалов для познавательной деятельности в пространстве мини-музея;
  3. У воспитанников формируется потребность в получении новых знаний об экспонатах и их истории через познавательно-исследовательскую и экспериментальную деятельность;
  4. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания мини-музеев.

Содержание проекта

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Самым крупным исследователем российской музейной педагогики на сегодняшний день является профессор Б.А. Столяров, посвятивший этой отрасли целый ряд научных работ, опубликованных в ведущих мировых изданиях. В одной из наиболее масштабных его работ «Музейная педагогика: история, теория, практика» имеются специальные разделы, посвященные образовательной деятельности музеев, это «От практики и анализа – к моделированию системы взаимодействия музея и школы» и «Учитель в музее». Он детально разработал модель музейно-педагогического процесса. На его разработки мы опирались при создании нашего мини-музея.

В последние годы появилось много дошкольных организаций, которые создают мини-музеи самого разного содержания. Для нашего детского сада создание мини-музеев тоже стало актуальной темой, потому что мы живём на Крайнем Севере, в районе, удаленном от городов и культурных центров, в связи с чем не представляется возможным посещение с воспитанниками различных музеев или выставок.

Опрос детей показал, 25% — имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 35% — считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 30% -узнать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях, 10%- детей которые ни разу не были в музее.

В условиях детского сада невозможно создать большие экспозиции, поэтому мы решили создать музеи в уменьшенном формате, то есть мини-музеи. Слово «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Новизна проекта

Что же дает работа над созданием мини-музеев в условиях ДОУ? Мини-музей – это интерактивная форма работы с детьми. Здесь дети могут стать участниками событий прошлого, погрузиться в атмосферу быта прабабушек и прадедушек (примерить народную одежду и лапти, разглядеть самовар и попить с него чаю, накинуть на плечи шаль и т.п.); рассматривая экспонаты, дети учатся составлять сказки и истории, почерпнув знания в культуре прошлых времен. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в будущем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:

1. Подготовительный этап.

На этом этапе дети, педагоги и воспитатели вместе с родителями выбирали тему, содержание и названия мини-музеев, определяли их цели и задачи, разрабатывали модели и места размещения экспозиций.

2. Практический этап.

Педагоги и воспитанники, следуя ранее продуманному плану, создавали мини-музеи в группах и кабинетах узких специалистов (педагогов). Важную роль в этом процессе играли родители, которые приносили экспонаты, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции, помогали в оформлении.

Тематика мини-музеев была различной:

«Его Величество Самовар» — главный герой этого музея – его величество — Самовар. Издавна самовар был одним из символов домашнего уюта и достатка. Он стал незаменимым предметом домашнего быта любой семьи. Без самовара не обходилось ни одно домашнее торжество. Он всегда занимал почетное место в доме, был своеобразным оберегом. Дошколята узнали, где и когда появился первый самовар, какими были и какими стали современные самовары. Ребята приходили и делились своими рассказами о том, что еще интересного они узнали дома о самоварах из энциклопедий, книг, которые рассматривали вместе с родителями. После праздника, на котором чествовали Самовара-Самоварыча, отведали горячего чайку с баранками от его величества. В итоге работы над проектом воспитанники подготовительной группы сами организовали и провели экскурсию для младших ребят и рассказали, и показали, что узнали сами о самоваре.

«Вязаная игрушка». Воспитанники узнали о вязаной игрушке, об истории ее возникновения, познакомились с материалами, из которых они изготавливаются. Ведь игрушка – важная составляющая жизни каждого человека, развития общества, истории культуры. В нашем музее можно увидеть разнообразие экспонатов, сочинить рассказ или сказку, рассказать о том, как преображалась игрушка во времени, а еще можно взять мягкую игрушку и просто с ней поиграть, спеть ей колыбельную.

«Народные промыслы». Благодаря образцам декоративно-прикладного искусства, которые мы постарались собрать в нашем детском саду, у дошколят появилась возможность поближе познакомиться с народной игрушкой, с различными видами росписи и народных промыслов, ведь не всегда есть возможность соприкоснуться с предметами народного творчества, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской росписи, и при этом еще и узнать историю каждого изделия. Дети сами пополнили музей дымковскими барышнями, которые слепили и расписали вместе с родителями.

«Бумажные куклы». Воспитанники познакомились с бумажной куклой, с историей ее возникновения, а родители рассказывали о куклах из своего детства. В музее были собраны куклы с одеждами из разных эпох: со времен дворянства, разных периодов XX века и современности. На основе представленных экспонатов воспитанники свободно и с интересом играют в разные игры с бумажными куклами: «Художники-модельеры», «Стилисты», «Салон модной одежды». Одевая кукол в наряды, созданные своими руками, как девочки, так и мальчики, чувствуют себя настоящими модельерами и дизайнерами, творцами модной одежды, ощущают новые положительные эмоции.

«Детские художники-иллюстраторы». Все дети любят сказки: слушать, как их рассказывают, а те, кто умеет – читать. Но сказки интересно не только читать, но и рассматривать красочные картинки-иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки. В созданном мини-музее дети узнали о том, кто такие художники-иллюстраторы, для чего вообще иллюстрируют книги, как с помощью рисунка художник-иллюстратор может передать характер героев сказки.

Дети тоже решили попробовать себя в роли художников-иллюстраторов и самостоятельно передать в рисунках свои придуманные сказки, собранные затем в книжки-малышки.

В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» в детском саду вместе с сотрудником сельской библиотеки организовали передвижную выставку «Художники-иллюстраторы детских книг».

Работая над созданием мини-музеев, мы пришли к мысли о реализации проектов с использованием собранных экспонатов. Так были реализованы проекты «Его величество Самовар» и «Пушистый мир в творчестве Чарушина», направленные в дальнейшем на конкурс «Почемучки». Результатом участия в этом конкурсе стали дипломы победителей, занявших 2 и 3 места. Также приняли участие в третьем конкурсе социальных инициатив в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» с проектом «Народные промыслы России».

3. Заключительный этап.

На последнем этапа воспитатели вместе с детьми разработали содержание экскурсий по своим мини-музеям, где сами дошкольники выступали в роли экскурсоводов.

В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты:

  1. Созданы мини-музеи «Его Величество Самовар», «Вязаная игрушка», «Народные промыслы», «Бумажные куклы», «Детские художники-иллюстраторы».
  2. Разработан пакет методических материалов для познавательной деятельности в пространстве мини-музея (консультации для родителей и педагогов, буклеты по созданию музея, конспекты практических мероприятий).
  3. У воспитанников формируется потребность в получении новых знаний об экспонатах и их истории через познавательно-исследовательскую и экспериментальную деятельность.
  4. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания мини-музеев.

На этом наш проект не заканчивается. В ходе реализации проекта, выявились еще некоторые направления, по которым мы хотели бы создать мини-музеи: «Музей Пуговки», «Наша Вселенная», «Узоры Севера» (национальное декоративно-прикладное творчество народов Севера), «Военной техники» (посвященная 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне).

Так же намечена большая совместная работа с музей школы-интерната им. Л.В. Лапцуя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]