Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.
- Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.
Анализ проведения подвижной игры.
Количество детей: 25 детей.
Название игры: «Хитрая лиса»
Воспитатель (И.Ф.О): Игнатьева Наталья Сергеевна.
Дата: 07.08.2014 г.
Ход игры:
Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.
Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?
Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»
При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….
Играющий (Ваня): «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…
Воспитатель: «В круг!»
Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.
Вопросы к анализу | Анализ игровой деятельности |
Время начала игры | 11.00 |
Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей | Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. |
Количество играющих детей | Вся группа (25 человек) |
Кто является инициатором игры | Дети |
Создание интереса к игре у детей | Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы. |
Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры) | Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно. |
Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил | Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста). |
Распределение ролей в игре | Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим |
Уровень выполнения детьми движений в игре | Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. |
Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость) | Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать. |
Выполнение этических норм поведения во время игры | Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости. |
Присутствие отрицательных качеств | Некоторые желают быть первым, спорят между собой. |
Роль воспитателя | Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой. |
Окончание игры, подведение итогов | После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях. |
Количество повторений, длительность игры | Повторение 3 раза, длительность 15 минут. |
Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, имитируя и выполняя его социальные и профессиональные функции. Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. В игре дошкольника складываются и эффективно осваиваются главнейшие новообразования дошкольного возраста: воображение, образное мышление, самосознание, что в результате позволяет дошкольнику выработать внутреннюю позицию.
Д. Б. Эльконин описал структуру сюжетной игры как мнимую ситуацию общения [1]. В рамках игры выделен реальный и ролевой план игры. Большой вклад в понимание игровой ситуации внесла Л. И. Эльконинова, дополнив представление Д. Б. Эльконина о единице игры, которая понимается как «не одна изолированная роль, а соотношение двух ролей (ролевого действия, вызывающего ответное и только в силу этого осмысленное действие)» [2].
Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры, Д. Б. Эльконин выделял игровой сюжет и содержание игры. Сюжет – это та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. В отличие от него, содержание отражает то главное, что ребенок выделяет в человеческих отношениях. Здесь отражается более или менее глубокое проникновение ребенка в человеческие отношения [3]. Однако данных характеристик явно недостаточно для тех задач, которые выдвигает современная практика, а именно для описания характера той или иной игры и для типологии детских игр.
Чтобы стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту [5–7].
Развитая игра предполагает создание и удержание в воображаемом пространстве «как будто», «понарошку» [8, 9]. Это значит, что дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство. Именно такая игра в случае своего полноценного развития может задавать зону ближайшего развития, то есть быть ведущей деятельностью.
Использование игры в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста заложено в федеральных стандартах, которые предполагают высокий уровень ее развития у дошкольников.
Наблюдение с давних времен остается наиболее устоявшимся методом наблюдения психических и психологических феноменов. Наблюдение за детьми-дошкольниками проводится как в индивидуальной предметной деятельности, так и в коллективной игре.
Психолог может организовать игру сюжетно-ролевого плана, игры с правилами. Методы и методики психодиагностики дошкольников в соответствии с возрастом должны быть связаны не только с игрой как ведущим видом деятельности, но и с межличностным общением – новым для них социальным новообразованием. Л. А. Регуш отмечает, что наблюдение, а соответственно, и методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали начало осознания своего поведения, правила межличностного общения [10]. Опишем результаты исследования различий сформированности игровой деятельности в группах дошкольников.
Метод наблюдения может дать очень важные результаты в исследовании игровой деятельности и поведения дошкольника. Данный метод имеет ряд неоспоримых достоинств, он позволяет развернуть перед исследователем конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни, он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков, главный из которых – его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.
Опираясь на подход Е. О. Смирновой и И. А. Рябиковой, которые сделали крайне впечатляющие выводы в результате исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников, проведенного в московских детских садах, мы провели сходное исследование в детском саду г. Артема Приморского края [11, 12].
В своей работе мы попытались представить структуру сюжетной игры через предметный план, пространство и время игры, взаимодействие с партнерами, позицию ребенка в игре. Выраженность и содержательное наполнение данных аспектов задают характер игры и могут быть использованы для анализа ее конкретного вида.
Опишем более детально диагностируемые компоненты структуры сюжетно-ролевой игры дошкольника: способ реализации игровой роли – роль в действии, роль в сюжете, роль в отношении; игровые действия, количество игровых действий – менее 5; среднее количество игровых действий – от 5 до 10; высокое количество игровых действий – 10 и более; партнер в игре – отношения в игре на уровне наблюдения и/или подражания; игровое сотрудничество; планирование игры; поддержка ролевого диалога; предметный материал игры [13]. Использование реалистичных игрушек; использование предметов-заместителей, использование слов, отдельных жестов, умение обходиться без предметов. Организация игрового пространства: использование реального пространства или игнорирование его; моделирование пространства. Обозначение места действия: сюжет бытовой; приключенческий; фантастический [14].
В сюжетно-ролевой игре развивается и потребностно-мотивационная сфера личности ребенка-дошкольника. Возникают новые мотивы деятельности, и ставятся связанные с ними цели деятельности. Происходят качественные изменения в психике ребенка дошкольного возраста.
Сюжет игры – это моделируемая в игре сфера действительности. Наиболее общая типология сюжетов детских игр включает в себя т. н. бытовые сюжеты, т. н. производственные сюжеты и т. н. общественно-политические сюжеты [15, 16].
Содержание игры – это конкретные представления ребенка-дошкольника о содержательном наполнении социально-профессиональной деятельности людей, воспроизводящиеся играющим ребенком в ходе развертывания сюжета игры. Психологическое содержание игры составляет игровое моделирование детьми профессиональных, социальных и межличностных отношений людей и возникающих в этой связи жизненных событий и ситуаций. Таким образом, психологическое содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни [17–20].
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: игровая роль; игровые действия; игровое употребление предметов (включая предметы, замещающие что-либо); социальные отношения детей, развивающиеся в ходе сюжетно-ролевых игр.
Игровая роль – это воспроизведение ребенком определенной социальной или профессиональной позиции взрослого, которая выражается ребенком в целой системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социально-профессиональные отношения взрослых.
Игровые действия – это игровые поступки, которые изначально воспроизводят реальные предметные действия, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности выполняемых в игре действий.
Игровое употребление предметов – это явление может быть представлено как в форме использования т. н. изобразительных игрушек, так и в форме использования т. н. предметного замещения.
Социальные отношения детей – это опыт взаимодействия детей друг с другом в ходе игры, имеющий определяющее значение в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Параметры социальных отношений детей в процессе игры – планирование игрового сюжета, распределение среди участников игровых ролей и игровых предметов, контроль и коррекция развития сюжета и выполнения ролей участниками игры.
Д. Б. Эльконин, исходя из структуры формирования игровой деятельности в дошкольном детстве, выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику её становления в этом возрастном периоде [21]. По мнению ученого, для детей в 5–6 лет характерен третий уровень, в этот период основным содержанием игры является выполнение детьми игровой роли и связанных с нею действий. Впервые включается предварительное планирование игровой деятельности, контроль и коррекция выполнения ролей. Роли называются детьми еще до начала игры. Логика и характер игровых действий определяют роль в игре. Моделируются социальные отношения, игровые действия, игровые правила, которые не вербализуются, но регулируют выполнение ролей и актуализируются в случаях нарушения логики игровых действий и их несоответствия реальным действиям [22, 23]. Для детей боле старшего возраста – 6–7 лет – характерен четвертый уровень: центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Обязательно присутствует предварительное планирование игры, вербализация всех этапов. Широко используется замещение. Дети обнаруживают способность к устойчивому сохранению новых игровых значений даже в условиях использования в качестве заместителей предметов, в реальности имеющих четко фиксированную предметную функцию. Работа по диагностике компонентов сюжетно-ролевой игры исследователем В. С. Чернявской проводилась и ранее, хотя результаты исследования имели несколько иную цель [24].
Исследование проводилось в детском саду г. Артема Приморского края. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы в возрасте 6–7 лет. Ребята были организованы в две подгруппы: семь и девять человек. Детям был предоставлен набор игрушек: куклы, предметы мебели – диван, кресла, посуда, печка, цыплята – и дана инструкция: «Договоритесь, обсудите и все вместе поиграйте в семью».
Ребята первой группы не стали распределять роли и обсуждать сюжет. Их внимание сразу привлекли игрушки. Кто-то из них уже придумал себе роль сам, не оповещая об этом других. Каждый подошел к той игрушке, которая заинтересовала, и стал с ней играть.
В этой группе было пять девочек и два мальчика. Девочки играли куклами (укладывали спать, усаживали на диван), использовали для игры посуду: готовили еду. Роль еды выполняла фасоль, найденная в одной из баночек. Большой интерес вызвала игра с фасолью – пересыпание в кастрюльки, помешивание ложкой. «Готовили» на печке. При обсуждении после игры выяснилось, что в игре одновременно было три девочки, которые выполняли одну и ту же роль мамы, также были дочь и сестра.
Один из мальчиков играл роль папы. В игре он также пользовался игрушечной посудой – готовил еду для цыплят. А второй мальчик сам был цыпленком, прыгал, мыл крылышки.
Ребята второй подгруппы (пять мальчиков, четыре девочки) пробовали договариваться: кто-то громко объявил свою роль, кто-то договорился в паре (кто кем будет), а кто-то встроился в игру в процессе, удачно обыграв это характером роли. Так, один мальчик взял на себя роль официанта, когда другой мальчик – «папа» – пришел на обед, находясь на работе. Мальчик-«папа» сел за столик, на котором стоял игрушечный чайный сервиз, с намерением «пообедать», мальчик-«официант» спросил: «Что будете заказывать?» Так мы наблюдали развитие сюжета во время игры в семью, рядом появилось «кафе», услугами которого пользовались все участники игры.
Еще один мальчик придумал себе сам роль дедушки, но, кроме того, что он ходил «как дедушка», дальше игровых действий не последовало. В этой группе была одна «мама» и один «папа», дочерей у них было три. Одна из «сестер» была уже взрослой, у неё даже был свой магазин. Другие две «сестры» помогали «маме» на кухне с приготовлением обеда. Два мальчика не смогли самостоятельно «встроиться» в игру без помощи взрослого. Основные результаты представлены ниже (см. таблицу).
Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы: сюжетно-ролевая игра остается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
В первой группе можно классифицировать наблюдаемый уровень игры как «третий уровень», по Д. Б. Эльконину, когда основным содержанием игры является выполнение детьми игровой роли и связанных с нею действий (возраст 5–6 лет). Тогда мы можем сделать вывод, что этот уровень развития игры не соответствует возрастным нормам развития игры.
Количество детей, использующих компоненты сюжетно-ролевой игры
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры | Количество детей, использующих данный компонент игры |
Игровая роль | 14 |
Игровые действия | 15 |
Игровое употребление предметов | 15 |
Социальные отношения детей | 15 |
Во второй группе мы наблюдали действия, отражающие социальные и межличностные отношения между участниками игры, была слабая попытка договориться и обсудить роли. Отсутствовало в двух случаях предварительное планирование игры, вербализация всех этапов. Дети не использовали замещение предметов.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что у детей этой выборки развитие сюжетно-ролевой игры находится на достаточно низком уровне. В этом контексте актуальным представляется введение в дошкольное образование федеральных государственных образовательных стандартов, задачей которых является организация развития и обучения дошкольников через ведущий вид деятельности – игру [25]. Однако игра является не просто методом обучения дошкольников, а важнейшим самостоятельным видом деятельности, который ведет за собой все развитие ребенка. Представляется необходимым донести до воспитателей и родителей дошкольников информацию о том, насколько важна для развития дошкольника сюжетно-ролевая игра по сравнению с игрой в игрушки.
Общие рекомендации по организации. Наблюдение осуществляется за свободной предметно-игровой деятельностью детей в соответствии с разработанными критериями (критерии соотносятся с пятью уровнями социального взаимодействия, представленными в исследованиях Г. Крайга). Наблюдаемые проявления отмечаются в листе-протоколе и оцениваются по балльной системе.
В результате по сумме баллов определяются следующие уровни социального взаимодействия детей в игровой деятельности.
Первый уровень — «Игра в одиночку». На этом уровне взаимодействие между сверстниками полностью отсутствует, дети не вступают в вербальный контакт, не проявляют взаимного интереса друг к другу. Эмоциональных реакций на действия «партнеров» по игре нет. Выбор игрушек и предметов для игры не зависит от того, во что играет сверстник, рядом находящийся (от 1 до 7 баллов).
Второй уровень — «Игра-наблюдение». Ребенок наблюдает за игрой товарища на расстоянии, испытывает интерес, но этим процесс заканчивается. Дети не вступают во взаимодействие, при этом интерес к сверстнику характеризуется устойчивостью (от 8 до 12 баллов).
Третий уровень — «Параллельная игра». Ребенок играет в непосредственной близости рядом с другим ребенком, берет такие же игрушки, старается подражать ему. Часто комментирует свои действия и партнера по игре, но взаимодействия еще не возникает (в норме игра «рядом» характерна для детей двухлетнего возраста). Дети не совершают совместных действий, хотя, повторяя игровые действия друг за другом, быстро «заражаются» эмоциональным состоянием «партнера» (от 13 до 18 баллов).
Четвертый уровень — «Ассоциативная игра». Дети в какой-то степени взаимодействуют: делятся игрушками, обмениваются, общаются — дают друг другу указания, но при этом у каждого из них свой сюжет, своя цель, свой алгоритм игры. Нет координации совместных действий и каждого в отдельности (от 19 до 24 баллов).
Пятый уровень — «Совместная игра». Дети во время такой игры заняты общим делом, существует элементарный сговор («Давай будем наливать кофеек», «Ты ставь сюда, а я вот сюда»). Многие действия совершаются вместе: катают вместе машинки, строят одно сооружение из кубиков, вместе играют с куклами — кормят их, укладывают спать (от 25 до 30 баллов).
Рекомендации к интерпретации результатов диагностики по определению типа взаимодействия и уровня взаимодействия в игровой деятельности.
Тип взаимодействия ребенка со сверстником, условно названный «субъектное взаимодействие», характеризуется прежде всего действиями по отношению к партнеру как субъекту. Субъектное отношение проявляется в активных действиях, адресованных товарищу как потенциальному партнеру по взаимодействию и направленных на получение ответной реакции. Действия детей по отношению друг к другу раскованны, сопровождаются яркими эмоциональными проявлениями, взаимодополняющие (дети будто «заражаются» действенными проявлениями друг друга). Свойственно заинтересованное общение (прокомментировать действие партнера, предложить сделать что-либо).
«Давай будем пить чай, — предлагает Даша (2 г. 8 мес.) Полине, протягивая игрушечную чашечку. — Ты бери ут эту, а я ут эту — мы пьем чай, а потом в домик пойдем».
Дети проявляют инициативность и высокий уровень социальной активности, стремление демонстрировать свою успешность и самостоятельность.
Воспитатель выставляет пластилин на подносе, Шура (2 г. 7 мес.) говорит: «Я сам дам деткам, я умею лепить. Я сам буду лепить». «Ты смотри на меня».
В игровом взаимодействии этот тип детей находится на уровне «ассоциативной игры», в процессе которой уже складывается взаимодействие (дети общаются, друг другу предлагают игрушки, оказывают элементарную помощь), но при этом у каждого из них своя игра, своя цель, нет координации своих действий. Можно предположить, что детям этого типа доступна и «совместная игра» (5 уровень), но перейти на этот уровень игры им не позволяет степень личностно-социального развития.
Егор П. (2 г. 6 мес.) — в большинстве случаев действия ребенка направлены на сверстника с целью вступить в общение или осуществить совместное игровое действие. Ребенок не избирателен, открыт, положительно настроен ко всем детям. Мальчик способен поддержать сверстника, но чаще сам инициирует взаимодействие. Так, он берет книжку, открывает ее перед Колей, спрашивая: «Будем читать? Это утенок. Кто это?» (Егор копирует взрослого.) Далее с теми же вопросами Егор П. обходит всех «доступных» сверстников, меняя персонажей в соответствии с иллюстрациями.
В ситуации «Мозаика» Егор сначала выкладывает мозаику в виде дорожки на своем игровом поле (партнером была малоактивная девочка Саша П. — 2 г. 6 мес), характеризуя дорожку: «Она будет длинная-длинная, большая-большая». Затем, увидев, что Саша не играет, а смотрит па него, предлагает ей фишки из своего кулачка: «На, на тебе, делай дорогу». Саша берет фишки, но не выкладывает, молча держит их в руках. Тогда Егор начинает выкладывать дорожку на ее игровом поле.
В ситуации «Машинки-каталки» Егор сначала просто катается на машине по диагонали групповой комнаты, рассказывая стихотворение, далее в качестве партнера выступает Даня 3. (2 г. 3 мес.) — ребенок, не проявляющий социальной активности, демонстрирующий только двигательные умения при положительных эмоциональных реакциях. Даня весело подпрыгивает на машинке, не обращая внимания на Егора. Егор, «заражаясь» его яркими радостными эмоциями, сначала, смеясь, «врезается» на машине в машину Дани (несколько минут), затем, нагрузив машину шариками из «сухого» бассейна, начинает предлагать шарики Дане: «Вези в кастрюлю» (имеются в виду шарики).
Ко второму типу могут быть отнесены дети, чье взаимодействие носит характер «объектного общения». Действия ребенка по отношению к сверстнику чаще напоминают исследовательский характер: изучаются качества партнера, больше как привлекательный предмет или игрушку (потрогать лицо, дернуть за волосы, толкнуть, укусить). Действия детей отличаются бесцеремонностью и безразличием к тому, что чувствует сверстник (физический дискомфорт, болевые ощущения). Всякого рода сопротивление или отрицательная эмоциональная реакция партнера очень расстраивает инициатора взаимодействия: ребенок может усугубить агрессивные действия, добиваясь своего, или же испугаться, уйти, заплакать. Подобные акты взаимодействия кратковременные, но достаточно частые — объектами такого типа общения становятся одни и те же дети. Дети, составляющие группу этого типа, характеризуются высоким уровнем интереса к сверстнику, стремлением к общению, инициативностью во взаимодействии, но при этом они не восприимчивы к эмоциональному состоянию партнера и, как правило, не реагируют на него. Этим детям свойственен уровень «параллельной игры» — игра в непосредственной близости от партнера, основанная на подражании. Ребенок берет такие же игрушки, комментирует действия свои и партнера; часто требует, чтобы сверстник проделывал тс же действия, что и он сам — взаимодействия как процесса еще не возникает в условиях игровой деятельности.
Юсефа (2 г. 6 мес.) характеризует то, что без общения со сверстниками он обходиться не может: он говорит, кому и что из детей надо делать; если бросает предметы, то чаще в сторону детей, может толкнуть, сильно обнять ребенка и т. д. Взаимодействия со сверстниками как такового не возникает, ребенок либо прерывает любое игровое действие сверстника, либо требует, чтобы все повторяли за ним, при этом очень расстраивается, когда это не так. В результате он действует сам по алгоритму, понятному только ему самому, проявляя деятельную инициативу и вербальную активность по отношению к сверстнику.
Тип «объектное отношение» к сверстнику во взаимодействии характеризуется следующими действиями, отражающими отношение детей друг к другу: сверстник — интересный объект, действия носят ориентировочно-исследовательский характер. Эти действия чаще выражаются в рассматривании другого ребенка, его внешнего вида, присутствует визуальный или эмоциональный интерес к двигательным проявлениям, игровым действиям сверстника. Ребенок длительное время сохраняет позицию стороннего наблюдателя, при этом, как правило, он восприимчив к эмоциональному состоянию партнера-«объекта», реагирует на него, но не стремится к общению, совместным действиям. Проявление какой-либо активности или инициативности к взаимодействию отсутствует. Дети этого типа находятся на уровне «игры в одиночку» или же «игры-наблюдения», когда ребенок наблюдает за игрой товарища, но этим наблюдением процесс и заканчивается — дети так и не вступают в реальное взаимодействие, при этом интерес к сверстнику характеризуется устойчивостью.
Марк Б. (2 г. 4 мес.) с интересом наблюдает за детьми, которые проявляют повышенную двигательную активность и склонны к эмоциональной возбудимости, ярко реагирует: визжит, когда дети смеются, прыгает на месте, когда они бегают, по при этом играет в выбранную им машину, не стремясь приблизиться к сверстнику и вступить в контакт.
В ситуации «Мозаика» Марк не проявляет интереса к игре, не действует самостоятельно — только наблюдает за тем, как складывает мозаику рядом сидящий Юсеф. В ситуации «Машинки-каталки» ребенок радуется машине, выражая свою радость эмоциональными вокализациями, при этом он откатывается на машине от других детей. Медленно покачиваясь взад-вперед, восседая на машине, ребенок внимательно, увлеченно смотрит, как Коля и Егор катаются вместе, при этом удовлетворенно улыбаясь.
Ребенок не вовлечен во взаимодействие, не стремится его устанавливать, но при этом имеет интерес к сверстникам, их действиям и проявлениям, он воспринимает ситуативную эмоциональность, проявляемую другими детьми.
В результате проведенной диагностики особенностей личностно-социального развития возможно установить соотношение между типами, характеризующими взаимодействие ребенка со сверстниками, и уровнем социального взаимодействия детей в игровой деятельности, а также уровнем личностно-социальных проявлений во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Эти данные позволят сделать выводы о возможной взаимозависимости трех представленных показателей и обусловленности их развития, осуществляемым педагогическим взаимодействием.