Детская игра как феномен
Игра — одно из явлений, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Как многомерное и сложное явление, игра всегда привлекала внимание исследователей и остается важной темой по сей день.
В середине прошлого века известный историк культуры Й. Хейзинга провел семантический анализ слова «игра» и показал, что оно не имеет одинакового значения в разных языках и разных культурах, а связано с интуитивным осознанием в той или иной культуре значения и места игры в жизни людей . Такой анализ позволяет оценить сложность, неоднозначность и разнообразие изучаемого явления.
В начале XXI века перед психологическим сообществом встала практическая задача определить, какие виды детской деятельности можно назвать игрой, а какие — нет. Эта задача является неотложной, поскольку Конвенция о правах ребенка закрепляет в статье 31 право ребенка на игру. Но что такое игра? Для того чтобы защитить и поддержать право ребенка на игру, необходимо иметь четкое представление о том, что это такое. Поэтому перед психологами стоит задача найти (создать) инструмент для описания и интерпретации игры.
Анализируя феномен игры, современная наука опирается на исторически сложившиеся теоретико-игровые подходы более ранних эпох, каждый из которых сформирован собственными представлениями о природе игры. Анализу игры посвящены работы М. Борна, Н. Воробьева, Г. Журавлева и др.
В данной работе мы опирались на две теории, внесшие наибольший вклад в научное понимание и интерпретацию феномена игры — Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, а также теорию А.Н. Леонтьева.
Л.С. Выготский в своих лекциях наиболее развернуто высказывается на тему игры. «В игре ребенок обнаруживает: каждая вещь имеет свое значение, каждое слово имеет свое значение, которое может заменить вещь». Л.С. Выготский говорил о том, что игра возникает не из вещи, а из мысли. Главным критерием игры является наличие воображаемой ситуации. Выготский утверждал, что главной особенностью игровой деятельности является способность играющего занимать две позиции одновременно. Для Л.С. Выготского игра относится прежде всего к сфере сознания, к сфере построения значений и контекстов значений.
В советской, а затем и в российской психологии доминировал взгляд Д.Б. Эльконина на игру. Разработанная им теория детской игры стала фундаментальной и легла в основу многих исследований. В сотрудничестве с «харьковской группой» (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.) он представил результаты своих исследований. Основная проблема заключается в понимании природы игры. С его точки зрения, ребенок может делать в игре то, что он не может делать в реальности.
Основные вопросы, интересовавшие Д.Б. Эльконина: критический анализ существующих теорий игры, историческое происхождение и понимание игры как ведущего вида деятельности и раскрытие ее социального содержания, проблема символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре. Исследование проводилось в коллективе, при постоянном контакте с А. Леонтьевым, П. Гальпериным, А. Запорожцем.
В научной литературе, посвященной воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста, ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности. А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе этой деятельности у ребенка складываются новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности, т.е. способствует развитию новообразований, характерных для данного возраст.
В работах Д. Эльконина и А. Леонтьева дан подробный анализ генезиса ролевой игры, ее структуры, выделены основные закономерности развития игры в дошкольный период, показано значение игры для формирования основных психических преобразований дошкольного возраста.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра. Именно в этой деятельности складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче выделяется ребенком в игре.
Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика и исследователя игровой деятельности детей Д.Б. Эльконина является утверждение о ее социальной природе. Он многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Эти положения стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника [15].
Однако исследования игры Д.Б. Эльконина проводились в 60-70 годах, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в нашем обществе, в отношениях между людьми и в условиях жизни детей. Эти изменения не могли не отразиться на игре детей. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по крайней мере, по следующим причинам.
Во-первых, особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр.
Во-вторых, игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества.
В-третьих, анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры [13, с. 43].
Однако, несмотря на важность этой задачи, серьезные психологические исследования, посвященные специфике игры современных детей, в настоящее время отсутствуют. Вместе с тем, родители и воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников.
Наиболее явное изменение, которое фиксирует большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. В большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается не менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть – они возятся, дерутся, толкаются – поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными настольными играми и предлагают им различные мозаики, конструкторы и пр.
Вместе с тем, следует подчеркнуть вариативность игры и ее зависимость от конкретных условий воспитания. Существует отдельные детские сады, где игровой деятельности детей уделяется большое внимание, и ролевая игра принимает развернутые формы. Дети, живущие в нормальных семейных условиях, тоже, как правило, любят и умеют играть в ролевые игры. Однако такие сады и такие условия в настоящее время, скорее исключение, чем правило. Нас же интересует более широкая и обобщенная картина того, во что и как играют современные дошкольники.
Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны. Прежде всего, это непонимание развивающего значения этой детской деятельности. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма). Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников [12, с. 30].
Еще одной причиной сокращения доли игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.
Установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности [13, с. 44].
Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых, так или иначе, присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.
Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением.
Игра для ребенка то же самое, что планирование своей деятельности для взрослого. Перед любым значимым событием в жизни надо подготовиться, в уме просчитать, прорепетировать, что мы будем говорить и делать. Если не готовимся к важным вещам, то можем попасть в неприятную ситуацию. Вот и ребенок, когда в ролевой игре повторяет действия взрослых (лечит, учит, воспитывает, воюет, строит), репетирует, готовится к важному для себя событию – взрослой жизни. Если он не успел потренироваться в детстве на игрушках, то во взрослой жизни чувствует себя неуверенным, может оказаться не на высоте. Может, поэтому взрослые, рано лишившиеся детства, доигрывают, нагоняют упущенное и в 30, и в 40 лет, и пока не натренируются, не чувствуют себя по-настоящему зрелыми.
Детская ролевая игра (в доктора, школу, дочки-матери, войнушка и прочие сюжетные игры) может сделать то, что не в силах исполнить самый профессиональный учитель. С ее помощью ребенок учится с легкостью и радостью, развивает все психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение) незаметно и эффективно. Дошкольникам надо обучаться только так, они пока не в состоянии сесть за парты и сосредоточиться волевым усилием. В одной игре надо сидеть как мышка и не пошелохнуться, чтобы тебя не обнаружили. Так развивается волевая концентрация. В другой игре надо запомнить волшебные слова, чтобы найти клад. Так развивается память. В третьей игре надо быть начеку и не пропустить своей карточки в лото, потому что выиграет тот, кто первым закроет свою большую карту. Так развивается внимание. И так далее.
Дальнейшее развитие теории детской игры могло бы быть продуктивным в следующих направлениях:
- изучение особенностей игры как одного ребенка в его индивидуальной игре, так и в коллективной игре с другими детьми и обсуждение зависимости (или независимости) уровня развития игры ребенка от включения его в игру с другими детьми;
- изучение особенностей игры детей в разновозрастных и интеграционных (где одновременно присутствуют дети с нормативным и отклоняющимся развитием) группах, когда партнеры по игре имеют различия, связанные с интеллектуальным развитием, поведенческими особенностями, физическими ограничениями и т.п.;
- изучение динамики индивидуальной и групповой игры детей разных психологических возрастов (в том числе вопроса о том, почему возникает в определенный момент между определенными детьми игровая ситуация и почему, из-за каких внешних или внутренних событий она завершается);
- изучение особенностей игры ребенка или группы детей в зависимости от игрового материала, который используется в игре (игровой материал в данном контексте понимается предельно широко);
- изучение особенностей игры ребенка или группы детей в помещении и на открытом пространстве (на улице).
Список использованной литературы
- Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Е. Смирнова и другие. – М.: Ломоносовъ, 2012. — 224 с.
- Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 236 с.
- Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе / Э.М. Рутман // Вопросы психологии. — 2011. — №4. — С. 161-167.
- Смирнова, Е.О. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Е.Г. Шеина [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2012 — №1 – URL: http//psyjournals. ru/jmfp (дата обращения 24. 11. 2017).
- Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010 — №3. – С. 29-32.
- Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. — 2014 — №1. – С. 41-46.
- Теплицкая, И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста / И.Б. Теплицкая // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — 2011. — С. 111-116.
Следующая > |
Ролевая игра в психическом развитии детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это особый период развития ребенка. В этом возрасте развивается внутренняя жизнь души и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляется в способности действовать в рамках общих представлений, в воображении ребенка, в волевом поведении, в осмысленном общении со взрослыми и сверстниками.
Все эти необходимые качества и навыки формируются и развиваются не в беседах со взрослым или на занятиях со специалистами, а в ролевой игре. Это игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и в специально созданных ими, воображаемых условиях воспроизводят (моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и развивается наиболее развитая форма особого вида детской игры, которая в психологии и педагогике называется ролевой игрой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и черты личности ребенка.
Игра — это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. С развитием ребенка характер игры меняется, она также проходит через фазы. А в возрасте от трех до семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игры с предметами, индивидуальные предметные игры конструктивного типа, коллективные ролевые игры, индивидуальное и групповое творчество, соревновательные игры, игры — общение. В педагогике и психологии проблема влияния игровой деятельности на развитие детей изучалась Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.П. Усовой, а также современными авторами — Н.Я. Гальперин, В.В. Михайленко, Н.А. Короткова, В.А. Недоспасова, С.А. Козлова и др.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить почти все виды игр, которые встречаются у детей до поступления в школу.
В игровой арсенал дошкольника входят различные виды игр, как творческие, где ребенок сам выбирает тему игры, ее средства и содержание, так и игры с правилами, которые имеют определенную структуру и подчиняются правилам, пишет Угасте. Конечно, дети любят играть во все эти игры. Однако сюжетно-ролевая игра — самый интересный вид детской игры. Она опирается на детское представление о взрослой жизни, которое развивается с возрастом.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на отдых и усвоение социального опыта, в социально обусловленных способах осуществления предметных действий, в объектах науки и культуры, подчеркивает Волков Б.С.
Урунтаева Г. А. отмечает, что игра — это самая свободная деятельность ребенка дошкольного возраста. Случайный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает действие игры, но и в том, что он действует с предметами в игре. Они отличаются от обычного использования предметов существенной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми смыслами, которые ребенок сам связывает с ними в игре.
Сущность игры как ведущей деятельности заключается в том, что в игре дети осмысливают различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности. На этой основе формируется стремление ребенка к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности, что является основным показателем школьной зрелости. Это его направляющая функция, отмечает Эльконин. В игре ребенок приобретает новые знания и навыки, отражает чувства и желания, учится общаться, осваивает опыт и правила поведения.
Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста
Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.
Детей надо учить играть. А, как известно, игра
– это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.
В процессе работы неизбежно возникнут проблемы:
— дети играют сами по себе;
— не хотят и не умеют делиться игрушками;
— не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;
— у детей нет взаимопонимания между собой в игре.
Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад.
Для безболезненного перехода от домашней обстановки к детскому саду, для организации спокойной, дружеской атмосферы детского коллектива надо помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни, а так же развивать у детей самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.
В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
Все игры призваны помочь детям:
— они вызывают радость от общения;
— учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;
— побуждают действовать самостоятельно;
— замечают и поддерживают инициативные действия других детей.
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.
А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий.
Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.
Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста
Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм
. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой-занятием
.
В играх-занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.
Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.
Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.
Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.
В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.
Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).
В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.
Игры-занятия с дидактическим материалом проводятся с детьми индивидуально или подгруппами. Обучение строится на основе диалога: «Какого цвета шарик? А этот шарик, какой? Синий, да?». Желательно привлекать внимание малышей внесением в группу какой-нибудь новой интересной игрушки. Дети сразу соберутся вокруг воспитателя, задавая вопросы: «А что это? А зачем? А что мы будем делать?». Будут просить показать, как с этой игрушкой играть, захотят самостоятельно разобраться с ней.
Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая имеет развернутый характер, где единым смыслом связывается несколько задач. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с детьми деятельности учит детей игровым действиям: как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать и т.д. Если ребенок затрудняется в воспроизведении игрового действия, воспитатель пользуется приемом совместной игры.
Для игр подбираются простые сюжеты с 1-2 персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее, укладывает спать. Постепенно появляются первые игровые замыслы: «Поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Игровые задачи воспитатель решает совместно со всеми участниками игры (строят дом, играют в семью).
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к различным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Маленькие дети начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Здесь очень помогают игры-инсценировки
. Они способствуют расширению детских представлений, обогащают содержание самостоятельной игры ребенка.
Дети охотно принимают для игры предметы-заместители. Игровые предметы имитируют реальные. Это помогает понять смысл игровой ситуации, включению в нее.
Мнимость игровой ситуации воспитатель подчеркивает тем, что в своей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет; моет водой, которая не течет из игрушечного крана; приписывает кукле эмоциональные состояния (хочет есть, смеется, плачет и т.д.). При введении в игру предметов-заместителей воспитатель не только осуществляет игровые действия, но и словесно комментирует условный предмет («Это у нас мыло» — кубик; «Это как будто ложка» — палочка и т.д.).
В дальнейших совместных играх с детьми педагог расширяет круг действий с предметами-заместителями. Например, в одной игровой ситуации палочка – ложечка, в другой – та же палочка – градусник, в третьей – расческа и т.д.
Предмет-заместитель всегда сочетается с сюжетной игрушкой (если хлеб – кирпичик, то тарелка, на которой он лежит – «как настоящая»; если мыло – кубик, то обязательно присутствует игрушечный тазик и т.д.).
Постепенно дети начинают принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера, начинают развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог (доктор – больной, шофер – пассажир, продавец – покупатель и т.д.).
В группе необходимо сохранять предметно-игровую среду, специально организовывать ее, подбирать одни и те же игрушки, которые использовались в совместной игре. Если поиграли в «купание куклы», то в игровой уголок надо поставить 1-2 тазика, если «покормили куклу» — то ставим посуду, чтобы дети видели ее и могли использовать в игре самостоятельно.
Постепенно, наряду с предметами-заместителями, вводятся в игру и воображаемые предметы (причесать расческой, которой нет; угостить конфеткой, которой нет; разрезать арбуз, которого нет и т.п.).
Если все это ребенок вводит в игровую ситуацию самостоятельно, то он уже освоил элементарные игровые умения сюжетной игры.
Игра с куклами – основная игра ребенка-дошкольника. Кукла выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла – это и объект для общения, и партнер по игре. Она не обижается, не бросает играть.
Игры с куклами позволяют детям постичь правила поведения, развивают речь, мышление, воображение, творчество. В этих играх дети проявляют самостоятельность, инициативу и выдумку. Играя с куклой, ребенок развивается, учится обходиться с другими людьми, жить в коллективе.
Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни. Родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Куклы привлекают, главным образом, девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Литература:
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3. «Дошкольное воспитание». – 2005г.
4. «Дошкольное воспитание». – 2009г.
5. Л.Н.Галигузова, Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 2007.
6. Л.С.Выготский Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: — 1966. — №6
7. О.А.Степанова Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире
Сегодня требования к ребенку в обществе изменились, наблюдается тенденция к увеличению его независимости и в то же время к признанию особых прав ребенка, утверждает Фридман. Кроме того, под влиянием быстро развивающейся жизни произошли значительные изменения в отношениях между людьми, в условиях жизни детей, что не могло не сказаться на игре дошкольников.
К сожалению, в наше время ролевые игры становятся все более однообразными и сводятся в основном к семейным вопросам. Если игра детей не достигает нужного уровня, она постепенно уходит из их жизни, считают Н. Михайленко и Н. Коротков. Кроме того, игры на темы, связанные с трудовой деятельностью взрослых, значительно снижаются у шестилетних детей.
В последнее время педагоги и психологи заметили снижение ролевых игр среди детей дошкольного возраста. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, и их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, видимо, связано с тем, что дети все больше отдаляются от взрослых, не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их работой и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время отмечается, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх действия, заимствованные из телесериалов, и брать на себя роли телевизионных персонажей. Это говорит о том, что наши дошкольники, которые проводят слишком много времени перед телевизором, больше знакомы с жизнью и поведением странных персонажей фильмов, чем с реальными взрослыми, которые их окружают. Но это не меняет сути игры: при всем разнообразии сюжетов они скрывают в основном одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.
В последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей (А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Увеличение занятости родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоционально-значимых отношений с родителями и позитивных контактов со сверстниками (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).
С другой стороны, появляются новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист и т.д.). Характер поведения взрослых в таких случаях невозможно смоделировать в игре. Мир взрослых стал еще более закрытым для понимания детей, а сфера возможного участия детей в работе взрослых еще более сузилась. (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). В этом контексте теряется представление идеального образа взрослости, совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Б.Д. Эльконин).
В современных условиях снижается и реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение с детьми старшего возраста. Дети разного возраста разъединяются, дворовое и соседское общение становится редким (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). Все это затрудняет естественную передачу игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны, в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. По данным ЮНЕСКО, 93% детей проводят более трех часов в день за просмотром телевизора. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет смотрит телевизор в среднем 28 часов в неделю. Телевидение, видео и компьютерные игры стали привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.
Что может послужить источником содержания для сюжетно-ролевой игры дошкольника? Существуют различные точки зрения на этот вопрос.
Сравнение традиционных и современных игр детей дошкольного возраста
В последнее время репертуар игр детей дошкольного возраста претерпел значительные изменения. Из обихода практически исчезли традиционные игры, изменилось и отношение детей к игрушке. Изменения коснулись игрового набора современного дошкольника и общим принципам организации окружающей его игровой среды.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Особенности игровой деятельности современных дошкольников 440 ₽ Реферат Особенности игровой деятельности современных дошкольников 260 ₽ Контрольная работа Особенности игровой деятельности современных дошкольников 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Изменения связаны с тем, что значительно сократилось физическое пространство для организации игр в условиях города, а порой и сельской местности. Это приводит не только к территориальной разобщенности детей, но и разрыву между поколениями.
Деформации подвергается и детская субкультура, в которой отмечается обеднением репертуара детского фольклора, утраты устных текстов и существенным изменением игрового репертуара.
Традиционные игры направлены на сплочение детского коллектива, они предусматривают вариативность поведения ребенка «от индивидуального к коллективному». Это позволяет детям усвоить правила поведения в обществе. Кроме того, в традиционных играх дети изначально выбирают лидера (ведущего), то есть учатся статусному поведению. Такое сочетание одновременного и равноправия (коллектив) и соподчинение (ведущий) развивает в детях чувство уважения к чужому мнению, свободы, ответственности, самостоятельности и осмыслению собственных действий.
Однако следует отметить, что традиционным играм приходят на смену современные игры, зачастую это разнообразные компьютерные игры. В отличие от традиционных они несут в себе значительную нагрузку на глаза ребенка, его опорно-двигательный аппарат (длительная неподвижная поза), эмоциональную перегруженность, отсутствие свежего воздуха и «живого» общения.
Замечание 2
Таким образом, непонимание взрослыми значимости педагогического влияния традиционной игры на развитие ребенка, пренебрежение ею приводит к тому, что дети все больше и больше погружаются в мир современных компьютерных игр. Итог их воздействия не гарантирует желаемого положительного воспитательного результата.