Конспект занятия по основам математики для 5-6 лет по теме «Целое и части »


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ»

Цель: Упражнять детей в умении собирать (составлять рисунок) из нескольких разных частей.

Описание игры:Детям раздаются карточки, на половинках которых изображены насекомые. На столе разложены детали(части) этих насекомых. Дети по сигналу начинают собирать изображение этих насекомых из мелких частей. Кто первый соберет картину, тот получает фишку с изображением силуэта насекомого.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: Учить детей узнавать насекомых по словесному описанию.

Описание игры:Н а столе разложены карточки с изображениями насекомых. Воспитатель называет внешние признаки какого либо насекомого. Дети угадывают название этого насекомого и показывают карточку.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ УЛЕЙ»

Цель: Упражнять детей в умении отличать образ жизни домашних и диких пчёл, учить действовать быстро и ловко.

Описание игры: На полу разложены обручи по количеству на один меньше, чем детей. По сигналу воспитателя дети начинаю «собирать нектар», порхая с цветка на цветок. Когда воспитатель дает сигнал «займи улей», дети бегут занимать себе домик – «улей». Один ребенок остается без домика. Игра продолжается несколько раз.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: Упражнять детей в умении узнавать насекомых по внешнему виду и правильно называть их.

Описание игры: Воспитатель заранее заготавливает карточки с изображением насекомых. Он поочередно вытаскивает карточки из коробки и спрашивает «Кто это?». Для усложнения игры воспитатель может спросить, где живет это насекомое, чем питается, способ передвижения.

УПРАЖНЕНИЕ «БОЖЬЯ КОРОВКА»

Цель: Упражнять в умении действовать в соответствии со словами в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Описание упражнения: Дети находят панно насекомых, называют их. Воспитатель: «А это кто? (Божья коровка.) Какого она цвета, формы, величины? Сколько у нее крапинок на спинке?

(Много.)

А теперь сами станем божьими коровками. Мы вокруг себя покружились
(кружатся)
И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки покажите мне

Ваши головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики (показывают названные части тела).

Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. (Дети в стают на четвереньки и ползают по полу.)

Подул злой, холодный ветер, перевернул жучков. (Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.)

Подул добрый, теплый ветерок, помог жучкам перевернуться». Игра повторяется несколько раз.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ НАСЕКОМЫХ»Цель: Закрепить знания о том, что жуки и другие насекомые не могут жить в неволе.

Описание игры: Воспитатель отмечает, что в неволю попали насекомые (было в комнате открыто окно, подул ветерок и захлопнул окна, и насекомые забились в панике), что они здесь погибнут, потому что место насекомых в природе, что они приносят ей каждый по своему пользу. В свою очередь без насекомых природа тоже может пострадать, поэтому насекомым нужно помочь.

Воспитатель вызывает насколько детей и каждому из них дает по пластмассовому ведерку. Под музыку дети собирают в ведерки фигурки насекомых, разбросанные по полу. Когда музыка заканчивается, воспитатель смотрит, сколько ребята собрали насекомых, хвалит их и просит отпустить насекомых на волю. В игре нет победителей! Игра повторяется несколько раз, но уже с другими детьми.

УПРАЖНЕНИЕ «БАБОЧКИ»

Цель: Закрепить знания детей о том, что насекомые имеют защитную окраску, что выбирают растение в соответствии своей окраске. Развивать внимательность.

Описание упражнения: Дети рассматривают панно, определяют время года, находят бабочек. Звучит веселая музыка, и «бабочки» кружатся в веселом хороводе. Когда музыка заканчивается, ищут свой цветочек, изображенный на полу, подбирая его по цвету, форме, величине, эмоции. Уставшие «бабочки» «складывают крылья» (убирают руки за спину),

садятся на цветы и под спокойную музыку замирают на несколько минут. Игра повторяется несколько раз.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: Упражнять детей в умении складывать из счётных палочек силуэт бабочки (по образцу). Развивать внимательность.

Описание игры: На столе лежат карточки с изображениями насекомых (из палочек). Дети складывают насекомых по образцу. Для усложнения они могут складывать насекомых на память.

Деление целого на части с помощью ленточки

На самом деле можно использовать не только ленточку, но и просто бумажную полоску. Кроме этого, понадобятся игрушки. Их должно быть четное число. Это могут быть мягкие игрушки или куклы. Задача игры – разделить ленточку на всех поровну.

Например, если в нашем распоряжении 4 куклы, то ленточку или полоску нужно поделить на 4 части. Для этого нужно разделить куклы сначала на 2 группы, а затем каждую из групп еще раз пополам. Точно так же делится и ленточка. Так, ребенок научится делить несколько предметов на равные части.

Закреплять пройденный материал можно и нужно изо дня в день. К примеру, когда ребенок помогает накрывать на стол и резать пирог к чаю. В играх тоже применимы полученные навыки. Так, играя с конструктором или собирая пазлы, можно напомнить ребенку, что он составляет целый предмет из мелких частей.

Деление целого на части с помощью листа бумаги

Нам понадобится несколько листов бумаги и ножницы.

Сначала нужно показать ребенку лист бумаги и объяснить, что это – целый объект. Затем следует сложить бумагу пополам, получим половину листа.

Развернув лист, нужно пояснить ребенку, что две половины листа составляют один целый лист, так же происходит и с любым другим объектом. Нужно показать, что две половинки – абсолютно одинаковые, равные части.

Теперь сложим лист еще раз пополам, то есть разделим лист на четверти. Так ребенку нужно показать, что четыре равные части тоже составляют один целый лист бумаги. С помощью таких манипуляций ребенка можно научить делить объект на равные части, то есть пополам.

Далее следует объяснить ребенку, что при делении не всегда получаются равные части. Для этого нужно согнуть лист бумаги в произвольном месте. Но и в этом случае две полученные части составляют одно целое.

И только после того, как ребенок усвоит деление по частям с помощью сгибания, можно пустить в ход ножницы. Разрезав лист бумаги пополам, нужно показать ребенку, что полученные две части составляют целый лист. Затем можно разрезать эти половинки еще раз пополам и предложить ребенку самому составить лист бумаги из четырех маленьких частей.

Затем нужно взять другой лист и разрезать его произвольно на несколько частей. Таким образом, ребенок увидит, что делить можно и на неравные части.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]