Как написать методическую разработкуметодическая разработка на тему
Памятка «Как написать методическую разработку».
Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования.
1.Тема.
2. Ф.И.О. педагога
3. Цель разработки
4. Аннотация. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
5. Содержание. (расписать части занятия. 1. Вовлечение детей в деятельность. 2.этапы занятия)
6. Введение. Во введении (3-4 предложения) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
7.Основная часть – сам конспект занятия.
- Группа, тип занятия, образовательная область, цель, задачи по образовательным областям или интеграция образовательных областей, предварительная работа, материал, необходимы для занятия.
- структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
- методы и приемы работы воспитателя на каждом этапе занятия; необходимо отразить цели и задачи деятельности воспитателя и детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов;
- содержание учебного материала (фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала);
- задания для детей на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий.
- методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
8. Заключение. В заключение (3-4 предложения) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
9. Список использованных источников.
10. Приложения (конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе: карточки задания карточки схемы, наглядный, дидактический материал)
11. Объем основного содержания– не менее половины всей рукописи.
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Виды методических разработок
Методическая разработка может представлять собой:
- Разработку конкретного урока;
- Разработку серии уроков;
- Разработку темы программы:
- Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
- Разработку общей методики преподавания предметов;
- Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
- Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
- описание видов деятельности педагога и учащихся;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- осуществление связи теории с практикой на уроках;
- использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
- Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
- Аннотация.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
- Характеристика темы;
- Планирование изучение темы;
- Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
- Образовательные цели и задачи темы;
- Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
- Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
- Место и роль темы в курсе;
- Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
- Дается дидактический анализ содержания материала;
- Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
- Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
- Продумать методику преподавания темы.
- Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
- Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
- Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению урока.
- План урока (с технологической картой).
- Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
- Список литературы (источников) для учащихся.
- Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока:
- Тема программы.
- Тема урока.
- Тип урока.
- Вид урока.
- Цель методическая.
- Цели образования(обучения, воспитания, развития).
- Материально-техническое обеспечение урока.
- Межпредметные и внутрипредметные связи.
Рекомендуемая технологическая карта урока:
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности |
Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
- Урок изучения нового учебного материала.
- Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок контроля знаний, умений и навыков.
- Комбинированный.
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :
- Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
- Урок совершенствования умений и навыков.
- Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
- Лекция.
- Беседа.
- Самостоятельная работа.
- Практическая работа.
- Лабораторная работа.
- Конференция.
- Семинар.
- Контрольная работа.
- Зачет.
- Деловая игра.
- Экскурсия.
- Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
- Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
- Формирование новых понятий и способов действий.
- Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):
- Информационно-рецептивный.
- Репродуктивный.
- Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):
- Фронтальный.
- Индивидуальный.
- Парный.
- Коллективный.
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
- Методическая разработка урока в первом классе для группы учащихся с ФФНР. Тема: звуки Б-Бь
- Что такое «Культура речи»?
- Годовой план работы логопеда
- Что такое ЛОГОПУНКТ?
- Логика НОД № 4 «О хлебе, Что такое хлебозавод»
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Введение
Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.
Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.
Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.
Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.
3
Сущность методической работы воспитателя детей
дошкольного возраста.
1. Понятие методической работы и её цели.
Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.
Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. |
Целью методической работы
в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как:
- методические объединения педагогов дошкольного образования,
- научно-методический и педагогический совет,
- мониторинговой службы,
- а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.
На ДОУ в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи:
то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. |
В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОО, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства. |
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.
Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, |
2.Планирование методической работы
Методическая служба — это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. |
Методическая служба ДОО в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М.: Сфера, 2005. — С. 96. |
Планирование методической работы в ДОО осуществляется на аналитической основе:
|
Любое ДОО существует в одном из двух режимов:
- функционирования
- или развития (инновация).
1. Следовательно, в ДОО, находящаяся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников. |
2. Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОО из режима функционирования в режим развития. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. — М.: Дрофа, 2005. С. 152. |
Во всех случаях цель методической службы
— создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают
основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОО.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
Основные подходы к организации методической работы в ДОУ
основаны на:
системно-деятельный подход: понимание целей и задач деятельности ДОО, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей; личностно-ориентированный подход: обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленность на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере методиста и старшего воспитателя; дифференцированном подход : учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ; подход свободного самоопределения: свободный выбор каждого педагога образовательных программ и путей самореализации; мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности; коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих. |
Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО.
Основная причина — формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.
Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
3.Методическое обеспечение методического процесса
Одним из стержневых условий жизнедеятельности ДОО является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом ДОО.
Программно-методический комплекс ДОО отбирается с учетом:
|
Через орган самоуправления ДОО — педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОО осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОО зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:
1. Организация РППС ДОО, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: — разработка методических рекомендаций по РППС ДОО; — обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; — активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий. |
2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой: — формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; — анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний. |
3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями. |
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы. |
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников. |
4. Структура, формы и методы методической работы
Методы методической работы — это упорядоченные способы деятельности по достижению целей. |
Форма — это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. |
По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К
групповымформам относятся:
- участие педагогов в методических объединениях города, района, ДОО;
- организация теоретических и научно — практических конференций; педсоветы.
К
индивидуальнымотносятся
:
- индивидуальные консультации,
- беседы,
- наставничество,
- взаимопосещения,
- самообразование.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
|
Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:
- педсовет;
- семинары, семинары-практикумы;
- открытые просмотры;
- медико-педагогические совещания;
- консультации;
- работа творческой группы.
Внешнее повышение квалификации происходит:
- за счет посещения курсов повышения квалификации;
- обучение в учебных заведениях;
- участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОО:
- участие в работе совета педагогов;
- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
- консультирование и др.
В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. |
В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.
5.Методический кабинет как центр методической работы
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. |
Ему принадлежит ведущая роль:
- в оказании помощи в организации образовательного процесса,
- обеспечении их непрерывного саморазвития,
- обобщении передового педагогического опыта,
- повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет — это копилка лучших традиций ДОО, поэтому задача зам. зав. по ВМР:
|
Методический кабинет ДОО должен соответствовать
|
Реализация информационно-аналитической функции управления ДОО обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Банк информации ДОУ
Банк внешней информации | Банк внутренней информации |
1. Нормативно-правовые документы Законодательства РФ; | 1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО; |
2. Организация методической работы в ДОО; | 2. Планирование деятельности ДОО; |
3. Развитие ребенка в образовательном пространстве ДОО; | 3. Организация и руководство образовательной деятельности ДОО; |
4. Организация взаимодействия ДОО с семьей и школой; | 4. Контроль и регулирование образовательной деятельности ДОО. |
5. Информация периодических изданий ДОО. |
В методическом кабинете ДОО:
|
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации,
а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Результатом методической работы в ДОУ должны стать:
|
Список литературы
1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. — 2004. — №3. ? С. 82-85.
2. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. №6. — С. 70-78.
3. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. ? М., 2005.
5. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. — Волгоград, 2007.
6. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2009.