Примерный объем образовательной нагрузки в ДОУ с учетом СанПиН 2.4.1.3049-13 и проекта ФГОС ДО


Примерный объем образовательной нагрузки в ДОУ с учетом СанПиН 2.4.1.3049-13 и проекта ФГОС ДО

Примерный объем образовательной нагрузки в ДОУ

с учетом СанПиН 2.4.1.3049-13 и проекта ФГОС ДО

Рациональный режим дня является основой здоровья и воспитания детей. Четкое выполнение режима способствует регулированию базовых физиологических потребностей ребенка, стабильности поведения, приучает к организованности, активности, помогает сохранять устойчивую работоспособность.

Организованная образовательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительную, музыкальную. Педагог дозирует объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности, в том числе и в форме занятий. Особое внимание необходимо уделять гигиене организации и проведения занятий с детьми, обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, а также достаточную двигательную активность ребенка в течение дня. Педагоги дозируют объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти — не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. д.

Возрастные образовательные нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

Возраст

Критерии

3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Не более
30 мин. 40 мин. 45 мин. в I половине дня 1,5 часа в I половине дня
25 мин во II половине дня 30 мин во II половине дня
Количество условных часов (НОД) в неделю 10 10 13 14
Количество условных часов (НОД) в год из расчета 28 учебных недель 280 280 364 392
Общее астрономическое время НОД в неделю (в часах) 2 ч. 30 мин. 3 ч. 20 мин. 5 ч. 25 мин. 7 ч.
Общее астрономическое время НОД в год (в часах) 70 ч. 93 ч. 20 мин. 140 ч. 196 ч.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по СанПиН 2 ч 30 мин

150 мин.

3 ч 20 мин.

200 мин.

5 ч. 50 мин.

350 мин.

10 ч.

600 мин.

Примерный объем недельной образовательной нагрузки в учреждении на 2013 – 2014 уч. год

(непосредственно образовательной деятельности)

Образовательные области Программная область Название Время

(количество часов в неделю)

от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет Старший дошкольный возраст
от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет
Физическое развитие Развитие культуры движений и оздоровительная работа. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Физическая культура 45 мин 60 мин. 75 мин. 90 мин.
Познавательное развитие Развитие культуры познания. Формирование познавательных действий, становление познания. Формирование элементарных математических представлений 15 мин 20 мин. 25 мин. 60 мин.
Познавательное развитие 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин
Социально-коммуникативное развитие Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта. Конструирование/художественный труд 25 мин 30
Ручной труд 25 мин
Художественно-эстетическое развитие Развитие художественно-эстетической культуры. Становление эстетического отношения к окружающему миру Музыка 30 мин 40 мин. 50 60
Изобразительная деятельность 15 мин 20 мин. 50 60
Лепка 15 мин 20 мин.
Речевое развитие Развитие культуры общения. Владение речью как средством общения. Развитие речи 15 мин 20 мин. 25 30
Обучение грамоте 25 60
ИТОГО: 2ч. 30мин. 3 ч. 20 мин. 5 ч. 25 мин. 7 часов
Максимально допустимо по СанПин: 2 ч. 30 мин. 3 ч. 20 мин. 5 ч. 50 мин. 10 часов

Вариативная (модульная) часть программы.

В соответствии с приоритетностью учреждения и обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников, в образовательный процесс включены кружки по интересам детей. В связи с тем, что обе части Программы рекомендуется выдерживать в общей логике и ее реализация осуществляется в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ, кружковая работа может организовываться как в первой половине дня, так и во второй.

Реализуются следующие дополнительные услуги:

Направление развития Образовательные услуги Возрастная группа Руководитель
1.
Физическое
«Здоровячок» Старший дошкольный возраст

(6-7 лет)

Инструктор по физической культуре

2 кв. категория

2.
Познавательно-речевое
«Почемучка» Старший дошкольный возраст

(5-6 и 6-7 лет)

Воспитатели групп
«Речецветик» Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Учитель-логопед
«Говорим правильно» Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Учитель-логопед
«Звуковичок» Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Учитель-логопед
3.
Художественно-эстетическое
«Югорчата» Старший дошкольный возраст

(6-7 лет)

Музыкальный руководитель
«Ладушки» Старший дошкольный возраст

(5-6 лет)

Музыкальный руководитель

Дети старшего дошкольного возраста посещают кабинет коррекции речи 2 раза в неделю; проводятся как индивидуальные,

так и подгрупповые занятия. Содержание коррекционной программы «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» , реализуется в индивидуальных занятиях с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

Получить текст

Чему должны научиться дети в старшей группе?

Консультация: «Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группы» консультация (старшая группа) по теме

  • Физическое воспитание. …
  • Природное окружение. …
  • Развитие речи. …
  • Формирование элементарных математических представлений. …
  • Художественная литература. …
  • Художественно-эстетическое воспитание. …
  • Конструирование и ручной труд.

27 февр. 2022 г.
Интересные материалы:

Что означает стафф на сленге? Что означает стакан с ложкой в микроволновке? Что означает статья 112? Что означает статус Дело исполнено в Мфц? Что означает статус экспорт из страны отправления? Что означает статус обработан? Что означает статус посылки in Transit? Что означает статус таможенное оформление Выпущено таможней? Что означает статус в доставке? Что означает статус в пути?

Примеры мотивации детей к образовательной деятельности

Согласно ФГОС, образовательная деятельность с дошкольниками должна основываться на желании и добровольном участии детей. Осуществить это требование помогают разнообразные приёмы мотивации детей. Мотивация не должна быть искусственной, оторванной от предыдущих видов деятельности детей, от общего настроения, которое преобладает в группе. Чтобы вызвать у воспитанников естественный интерес к предстоящему занятию, педагогу нужно хорошо знать, чем они увлечены, каких персонажей, героев сказок любят, и уважать их интересы.

Предлагая детям новый вид деятельности, педагог должен быть эмоциональным, искренним, в хорошем настроении, чтобы малышам передался его положительный настрой на занятие. В то же время нужно знать меру: чрезмерное проявление эмоций, громкий неестественный голос могут вызвать перевозбуждение чутких ребятишек, снизить интерес. Вступительную беседу можно начать приглушённым, таинственным тоном. Это напоминает детям начало сказки, привлекает их внимание, организует.

Таблица: примеры мотивирующего начала НОД в средней группе

Осуществление индивидуального подхода

Индивидуальный или дифференцированный подход успешно осуществляется на занятиях по всем образовательным областям. Так, во время НОД по математике или формированию звуковой культуры речи педагог применяет раздаточный материал: перфокарты, карточки с заданиями разного уровня сложности, что позволяет сделать восприятие материала понятным для каждого ребёнка. Те дети, которые успевают быстрее остальных, могут взять себе ещё одну карточку с заданием либо помочь товарищу.

На занятиях по изобразительным видам искусства и конструировании применяют работу в парах, подгруппах (по 3–4 человека). Дети самостоятельно или с помощью воспитателя распределяют и выполняют работу в соответствии с собственным темпом и способностями.

Рисование в паре воспитывает умение договариваться, а также позволяет детям прийти на помощь товарищу

Дифференциацию заданий можно осуществить и в ходе дидактической игры. Например, на занятии математикой или по ознакомлению с природой можно использовать игру с мотыльком, осенним листом, снежинкой. Воспитатель берёт изображение предмета и сообщает игровое задание: отвечать на вопрос будет тот, кому на плечо или руку сядет мотылёк (листок, снежинка). Далее педагог по очереди подходит к нескольким детям и задаёт им вопросы на закрепление изученного разного уровня сложности. Проводить такую игру может лишь тот воспитатель, который хорошо знает индивидуальные особенности детей, их уровень знаний и способностей. игра полезна ещё и тем, что учит детей внимательно слушать, не перебивать, помогать товарищу ответить правильно.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
(ориентировка во времени)
Программное содержание:

Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи. Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать у детей заботу о близких.
Материал:
Демонстрационный материал: Часы с картинками частей суток, «звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят. Раздаточный материал: Двухполосные карточки, зайчики и капуста по 3 штуки на каждого ребенка.
Ход занятияДети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.Воспитатель:
Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток. (тикают часы) Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись! (Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель:
Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается) Какое это время суток?
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.Воспитатель:
Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается. (включить запись петушка) Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку с его изображением и читает потешку: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка. Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? «Когда просыпаются детки?» — интересуется воспитатель и показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка. Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?» Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?» Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка — сравните, кого больше.
(Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.)
Четыре цыпленка и пять курочек — кого меньше.
(Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.)
Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять». Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят.
(К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка.)
Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?») Доброе утро! Птицы запели Добрые люди, вставайте с постели Прячется вся темнота по углам Добрые люди идут по делам!
Воспитатель:
Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
(тикают часы) Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Воспитатель:
Что здесь нарисовано, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.Воспитатель:
А когда это бывает?
Воспитатель:
Динь — дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.Воспитатель:
Давайте поиграем в игру
«Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть. Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг — прыгают, квадрат — хлопают в ладоши, треугольник — приседают, прямоугольник — шагают на месте.
Воспитатель:
Пока мы играли наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата. Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка. На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?
Дети отвечают, что всего четыре зайчика.Воспитатель:
Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?
Воспитатель выслушивает ответы детей.Воспитатель:
Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?
Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!Воспитатель:
Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (
Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков)
Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?» Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.
Смотри скорей, который час Тик-так, тик-так, тик-так! Налево раз, направо раз Тик-так, тик-так, тик-так! (Физминутка) (тикают часы) Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Воспитатель:
Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.Воспитатель:
Какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Солнце за гору садиться, Звезды зажигаются, На траву роса ложится, Вечер начинается! Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!Воспитатель:
А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?
Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер

солнышко садится, Всех зовет угомониться. Хочет посмотреть в тиши «Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель:
Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.
(тикают часы) Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Воспитатель:
Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.Воспитатель:
Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.Воспитатель:
Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Игра «Найди себе пару».
Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе. Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.
Воспитатель:
Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.
Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь – Убежали сутки прочь, Чтоб о сутках не жалеть Нужно каждый час беречь, Чтоб успеть потанцевать, Почитать, порисовать, Поиграть с друзьями, И помочь конечно маме! Тик-так, тик-так, Знаем сутки мы вот так!

Использование инновационных технологий и методик

Чтобы наполнить занятие оригинальным познавательным содержанием, воспитатели всё чаще используют педагогические инновации, успешно применяют креативные отечественные и зарубежные разработки, а также материалы и оборудование к ним.

Развивающие игры Воскобовича

Спецификой методики Вячеслава Воскобовича является сочетание увлекательных сказок, непосредственным участником которых становится сам малыш, и оригинальных авторских игр. Игр насчитывается около 40, и все они направлены на всестороннее развитие ребёнка: обучение быстрому чтению и счёту, сенсорное восприятие, совершенствование мелкой моторики, навыков конструирования и моделирования. Кроме того, они воспитывают усидчивость и сосредоточенность, умение довести начатое дело до конца.

Фотогалерея: развивающие игры В. Воскобовича

Методика Николая Зайцева

Эта методика нацелена на быстрое обучение ребёнка чтению, причём сразу слитному, по складам. Склад (слияние гласного и согласного звука, а также отдельный гласный) не просто произносят, а поют, что ближе детскому восприятию, развивает плавность речи и речевое дыхание.

Из пособий в методике наиболее широко применяют набор кубиков, на которых нарисованы буквы, обозначающие звуки и склады, а также таблицы складов. Каждый кубик окрашен в определённый цвет, имеет наполнитель (шуршащий или звенящий), благодаря чему дети легко усваивают понятия «твёрдый и мягкий», «глухой и звонкий согласный».

Принципы методики Зайцева:

  • От общего к частному и от частного к общему.
  • От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
  • Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия. Системная подача материала.
  • Алгоритмизация учебных действий.
  • Учёт физиологии восприятия учебной информации.
  • Охрана здоровья учащихся.

Кубики Зайцева имеют звучащие наполнители, поэтому дети могут не только видеть их, но и слышать

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера

Огромную популярность в детском саду набирают занятия с применением таких пособий, как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Первые учат детей образованию и разделению множеств на подмножества по признакам элементов (форма, цвет, толщина), построению логических цепочек, операциям исключения, аналогии.

Наборы ярких блоков, разноцветных геометрических тел, поначалу воспринимаются детьми как удобный строительный материал, но со временем дети учатся мыслить логически, находя взаимосвязи между характеристиками предметов (блоков) и их множествами.

Привлекательны для малышей и яркие цветные палочки Кюизенера. Играя с ними, дети постепенно учатся считать в пределах 10, сравнивать числа, находить смежные, знакомятся с понятием состава числа и даже кратности.

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера завоёвывают всё большую популярность в детских садах и очень нравятся малышам

Видео: мастер-класс по развивающим играм в ДОУ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Информатизация развивающей образовательной среды ДОУ — требование времени. Современные технологии окружают ребёнка дома, в общественных местах, следовательно, и детский сад не может остаться в стороне от них, ведь его задача — как можно лучше и полнее готовить детей к жизни.

ИКТ используют на занятиях в двух видах: мультимедийные презентации или слайд-шоу с интерактивной доской; обучающие игры, программы с использованием компьютера (ноутбука). Интерактивная доска позволяет создать на занятии неповторимую а в ту или иную среду. Она поможет воспитателю создать близкую к реальной картину леса, моря, космоса. Яркие, подвижные, большие изображения, созданные для презентаций, помогут детям быстрее и чётче уяснить, о чём идёт речь на занятии. Обучающие компьютерные игры и программы развивают у детей быстроту и гибкость мышления, повышают интерес к образовательной деятельности. Однако, не стоит забывать, что ИКТ — вспомогательные средства обучения, заменять ими живое общение, беседу, обычную дидактическую игру нельзя, всё должно сочетаться в меру.

Существует несколько правил для сохранения здоровья малышей на занятиях с использованием ИКТ:

  • Дети средней группы могут «общаться» с компьютером не более 5–7 минут в день, 2–3 раза в неделю.
  • Расстояние от детей до мультимедийной доски — не менее 2–2, 5 м.
  • Обязательные игры и упражнения на снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]