Методические материалы по организации группового сбора


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г.) в настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Мы хотим поделиться своим опытом организации образовательной деятельности на утреннем групповом сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего группового сбора как важного режимного момента. Утренний сбор для дошкольников — это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Свирская Л.В. в своей книге поставила следующие задачи группового сбора: · создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»; · обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; · активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности; · выбрать совместно с детьми тему нового проекта; · разработать план реализации нового проекта; · подвести итоги проекта; · прививать навыки культуры общения; · поддерживать стремления договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; · учить: — формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; — выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; — внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; — объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его; — делать выбор; — планировать собственную деятельность. Для более плодотворной работы над развитием ребенка для себя мы выделили основные этапы утреннего сбора: -приветствие; -работа с календарём; -рассказывание новостей; -обсуждение темы; -реклама деятельности в центрах активности; -выбор детьми центров активности. На примере организации деятельности с детьми на групповом сборе в ходе проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» покажу как решались задачи по развитию коммуникативных навыков детей. Утренний сбор начинается с приветствия. Перед началом которого, мы с детьми обращаем внимание на стенды «Я пришел», «Уголок именинника», «Наша звездочка», «Полянка настроений». В нашей группе введено дежурство по приветствиям, по выбору которого оно и проводится. Для того чтобы разнообразить данный этап группового сбора, у нас существует картотека приветствий. Это набор карточек со словами и (для неумеющих читать) – подсказкой в виде картинки. Дежурный вместе с остальными детьми сопровождают произносимый текст движениями, в конце дотрагиваются до соседа (гладят, обнимают, пожимают руку и т.д.) и называют ласково его имя, глядя в глаза. При разучивании приветствия, побуждаю детей к чёткой артикуляции, использованию мимики, обсуждаем и придумываем жесты, беседуем, почему важно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться. Понятно, что главная задача приветствия – это социализация детей, сплочение коллектива, настрой на позитивное состояние, но и одновременно решаются задачи развития общения и всех сторон речи. Также мы используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально — положительный настрой на весь день. Работа с календарем. Дети не просто отмечают время года, но и называют предыдущее и следующее; перечисляют признаки текущего времени года. В нашей группе имеется дополнительный календарь, где мы вместе с детьми записываем приметы каждого месяца. Во время озвучивания даты (число, месяц, год), дети ежедневно повторяют названия и значение ближайшего праздника, отмечают его в календаре специальными картинками. Во время счета детей совершенствуется навык порядкового счета, умение согласовывать существительное с числительным, уточняется значений слов «больше», «меньше», «равно» (дети ставят знаки). С целью поддержания интереса к правильному счету, у нас активно используется график посещения детей, в котором дежурный по календарю отмечает количество присутствующих детей, сравнивает с другими днями месяца. Таким образом, в интересной, полезной деятельности дети осваивают нормы родного языка, учатся быть ведущими в коллективной деятельности. Рассказывание новостей Данному разделу группового сбора мы уделяем наибольшее внимание. Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни, опираясь на составленную совместно с ними схему. Иногда мы сначала зарисовываем новость в виде пиктограммы, а потом уже ее озвучиваем. Часто мы рассказываем тематические новости (дождливые, осенние, фруктовые и т.д.), что, несомненно, повышает желание высказаться каждому. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Хочется отметить, что дети не только рассказывают новости, но и задают вопросы друг другу по мере их возникновения. Следующий этап утреннего сбора — обсуждение темы. При обсуждении темы, мы стараемся придерживаться партнерской позиции, задаем только открытые вопросы, принимаем все ответы детей, учим их отстаивать свое мнение и уважать мнение других детей. В ходе обсуждения, используем тризовские приемы: «хорошо-плохо», «Что было бы, если бы…» и т.д. При обсуждении темы «Полезные и вредные продукты» детям был задан вопрос: «Почему некоторые продукты одновременно могут быть полезными и вредными?». Дети ответили так: Во время обсуждения любой темы с целью обеспечения комфортного и конструктивно-делового участия всех детей, мы часто используем игры или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Для проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» мы подобрали следующие игры: ……………………………………. Реклама деятельности в центрах активности – важная часть группового сбора. Дети не просто выбирают центр, в который хотят пойти, но и сами решают в каком центре можно решить ту или иную задачу. Например, в ходе обсуждения темы «Чистота – залог здоровья», дети сами сделали вывод, что проверить чистоту рук мы можем в . Обыграть ситуацию употребления продуктов грязными руками можно в . Соорудить умывальник – в и «Мы художники» и т.д. Иногда, при выборе центра мы используем дополнительную стимуляцию. Например, при выборе , детям было предложено в случае правильного выполнения задания, прикрепить лучик с одной из составляющих здоровья к «Солнышку Здоровья». Дети выбирают желаемую деятельность, которую отмечают на доске выбора индивидуальными карточками. Статью подготовили воспитатели МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска Куликова Татьяна Николаевна и Леонова Ирина Валерьевна

Следующая >

Организация утреннего и вечернего сбора

Оксана Хисамова

Организация утреннего и вечернего сбора

В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, я использую разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента. Утренний сбор для детей — это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Мне утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у моих воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Начинается утренний сбор с приветствия. Я использую самые разнообразные его формы. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Или можно здороваться «по кругу»

. т. е. по цепочке называя друг друга по имени пожелать доброго утра, здоровья и т. д. Всё это даёт эмоционально — положительный настрой на весь день, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

Далее идет обмен новостями. Дети стремятся поделиться домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями, рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Дети задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, они учатся правилам ведения речевого диалога, обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Если время ограничено, использую некоторые хитрости, например, сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно, предлагаю детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Следующий этап группового сбора- выбор деятельности. Совместно с детьми презентую центры активности, функционирующие в этот день, в которых дети самостоятельно планируют свою деятельность на день, отражая свои желания на «Доске выбора»

. Для обозначения центров дети изготовили символы — кружочки, на которых изображены начальные буквы названий центров. Затем придумали карточки — символы с изображением разных видов деятельности, которые дети использовали при выборе работы в центрах.

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения. Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

На вечернем сборе дети снова собираются вместе для анализа результатов своей деятельности,и я спрашиваю: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»

;
«У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»
;
«Доволен ли ты результатом своей работы?»
. Дети анализируют полученные результаты работы в центрах, сложности и проблемы, с которыми столкнулись в течение дня, делятся открытиями и изюминками.

Утренний и вечерний сбор помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить самооценку, стать значимыми в коллективе. А также формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]