Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей

Игра — это основной вид деятельности малышей с момента рождения и на долгие годы. С помощью игры дети познают и изучают окружающий мир. Играя, малыши осознают себя как личность, учатся коммуникативности, развивают свои физические, интеллектуальные способности. При помощи игротерапии — метода, использующего игры и игрушки для корректировки, выравнивания развития детей, можно не травматичным способом помочь малышам с решением различных проблем.

Нередко маленькие детки не в состоянии рассказать о том, что их тревожит или волнует. Крохи не могут объяснить причины своей тревожности или испуга. Иногда малыши начинают отставать в развитии без всяких видимых причин. При таких случаях очень важны консультации педиатров, психологов. Очень часто для коррекции отставания в развития крохи рекомендуют лечение с использованием игрушек и игр.

Понятие игротерапии

Эффективность лечебного воздействия терапии с помощью игр на дошкольников обусловлена особым состоянием детей, когда они играют. У непосед в этот период превалирует хорошее, жизнерадостное настроение. Маленькие человечки эмоционально открыты, охотно идут на контакт со взрослыми, делятся своими переживаниями, рассказывают о своих проблемах.

Игры — это важная составляющая психоэмоционального, физического, интеллектуального развития детей. Играя, кроха готовится к самостоятельной взрослой жизни: усваивает правила и нормы поведения, принятые в обществе, знакомится с моральными принципами, приобретает полезные навыки для различных видов деятельности. С помощью игры у дошколят формируются воображение, фантазия, развивается интеллект. С учетом важности игровой деятельности для формирования психосоциального состояния малышей психологами прошлого столетия создана игротерапия как метод воздействия и коррекции развития детей.

Игротерапия — это психотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие на развитие ребёнка с помощью различных видов игровой активности. Многие игры несут в себе не только информацию об окружающем ребенка мире, но обладают лечебным эффектом. Психолог наблюдает за крохой, когда тот играет, погружается в мир маленького человечка, выявляет проблемы, более точно устанавливает причины возникновения тревожных явлений в развитии малыша. Только установив источник тревожности чада, можно назначить лечение, а также добиться прогресса в его осуществлении.

Функции игротерапии

Игровая терапия, независимо от формы ее осуществления, выполняет три функции, существенно значимые для дошколят:

  • Диагностика. Замкнутые в себе маленькие человечки, не желающие общаться с посторонними взрослыми людьми, раскрываются в процессе игры. Происходит разговор на уровне сенсомоторики крохи. Опытный специалист сможет определить явления, тревожащие чадо. Играя, кроха раскрывает все свои личностные особенности, что поможет психологу подобрать индивидуальную программу по необходимой коррекции развития несмышленыша. Без постановки диагноза невозможно помочь маленькому человечку. Лечение в игре, применяемое в раннем возрасте, помогает избавиться от многих психологических и физических проблем детей.
  • Обучение. Игровая терапия для детей сочетает в себе сразу 2 значимые функции — лечение и обучение. Игра дает толчок к развитию малыша, обучает коммуникативности, способствует пониманию предметов. С помощью игры происходит процесс социализации и реадаптации маленького человечка. Для многих замкнутых детишек именно игра позволяет проявить себя, найти новых друзей, избавиться от проблем с недостатком коммуникативности. В игровом процессе кроха может выплеснуть появившиеся негативные эмоции. Задача психолога — скорректировать поведение детей, используя понятный детям процесс.
  • Терапия. Дошколятам еще не очень интересен результат игры. Деткам дошкольного возраста нравится сама игра, игровой процесс. В процессе его маленький человечек избавляется от неловкости и стеснительности в общении с другими детьми, а также со взрослыми людьми. Малыш переживает свои страхи, пытается найти и находит решение конфликтных ситуаций, других своих проблем. Несмышленыш учится общению, у него формируется терпимость к чужому мнению, появляется адекватная реакция на окружающий мир.

Кому полезна игротерапия

Педагогическая практика подтверждает, что игровая терапия оказывает лечебное воздействие и успешно справляется с огромным количеством диагнозов. Есть только два исключения, при которых такая терапия противопоказана — это полный аутизм ребенка, а также неконтактная шизофрения.

Игротерапия очень эффективна для работы с детьми, у которых существуют особенности развития в физическом, а также психическом плане. Как оптимальный по эффективности и силе воздействия очень часто применяется в психокоррекционной работе метод игровой терапии. Игровая терапия показана при следующих проблемах:

  • выведение из депрессивного состояния детей, родители которых развелись;
  • лечение разнообразных видов страха, испуга. Способности преодолеть чувство тревожности, выведение малыша из стрессового состояния, для лечения различных фобий;
  • для коррекции асоциального, агрессивного поведения, при исправлении вредных, опасных привычек;
  • для выведения крохи из состояния замкнутости, сверхзастенчивости. При коррекции недостатков речи, в том числе — лечение заикания;
  • при трудности для малыша в чтении, для достижения более высокой успеваемости тех ребятишек, которые имеют проблемы в обучении и усвоении учебного материала;
  • для ускорения развития умственно отсталых детей;
  • при психосоматических заболеваниях, таких как бронхиальная астма, нейродермит и других, — игротерапия используется здесь с целью облегчить состояние маленького человечка.

Игра или лечение?

Некоторые взрослые ошибочно считают игротерапию тождественной психиатрии, предполагают, что использовать лечение с помощью игр следует в особо редких случаях. Последнее время наметилась тенденция приводить к психологу на сеансы игротерапии детишек, не имеющих явно выраженных проблем, для более активного и успешного развития чада. Часто во время сеанса становится заметно, что у дошкольника существуют проблемы, о которых не догадывались родители.

Игротерапия имеет почти неограниченные возможности по влиянию на развитие детишек. Малыш, играя, учится выражать свои мысли, более четко и ясно разговаривать, логически обосновывать свои действия, поступки. Через игровую форму кроха укрепляет свою волю, учится контролировать и сдерживать свои эмоции. Играя, малыш обретает уверенность в своих возможностях, взаимодействует с другими детьми, взрослыми. Малыш учится общаться, находить друзей, решает проблемы с коммуникативностью.

Примеры игр для дома

Естественно, что полноценные занятия должен проводить специалист, но родители могут оказать неоценимую помощь ребенку, общаясь и играя с ним. Чем можно занять дошкольника вне детского сада? На помощь придут всем нам знакомые упражнения.

  • Забавы в песочнице. В песочнице, во время игр на свежем воздухе моделируются из влажного песка с помощью разных формочек, лопаток самые причудливые формы.
  • Магическое зеркало. Сидя напротив, малыш и мама (папа) повторяют друг за другом жесты и мимику, как отражения в зеркале.
  • Снеговики. Родители с ребенком изображают из себя снеговиков, постепенно тающих вплоть до самой лужи.
  • Болото. Можно вырезать из бумаги специальные кочки, размером с две ступни, а можно воспользоваться просто газетами и устраивать гонки по комнате, перемещаясь только по таким безопасным местечкам, стараясь не попасть на пол, ставший болотом.

Домашняя игрототерапия

Родителей волнует, можно ли проводить работы по игровой терапии дома, без участия профессионального психолога. Специалисты советуют обязательно проконсультироваться с психологом в каждом конкретном случае, чтобы психолог мог подобрать необходимые упражнения для конкретного малыша и решения его проблем.

Можно полностью пройти сеансы подобного лечения в кабинете специалиста или посетить несколько занятий, чтобы освоить правильное выполнение упражнений предписанного лечения. Психологи считают, что наилучший результат приносят именно занятия с присутствием значимых для крохи взрослых — родителей, а также бабушек, дедушек. Несмышленыш, чувствуя рядом родителей, ведет себя более раскованно.

Максимальная польза от игротерапии, а также сильное психологическое воздействие на дошкольника оказывают игры, в которых совместно с малышом действуют родные, любимые люди. Такие сеансы лечения полезны и для родителей, ведь совместная деятельность помогает лучше понять собственное чадо, наладить с малышом доверительный контакт, укрепить отношения внутри семьи.

С чего начать

Необходимо помнить, что малыш всецело доверяет своим родителям, с большой радостью будет играть с мамой или папой. Родители, прежде чем начать играть, должны усвоить несколько простых истин, которые помогут несмышленышу получить максимальную пользу от игротерапии:

  • Малыш — это полноценная личность, которую надо принимать целиком и полностью.
  • Уважайте, принимайте во внимание желания маленького человечка.
  • Никогда не заставляйте кроху силой или угрозами играть.
  • Атмосфера по время игры должна быть жизнерадостной, нести позитивное настроение.
  • Следите за эмоциональной нагрузкой, испытываемой крохой.

Наблюдайте за самочувствием чада. Если непоседа стал отвлекаться, зевать, тереть глазки или капризничать — сразу прекращайте игру. Предложите малышу сменить вид деятельности. Например, выйти на прогулку. А может, кроха устал от интенсивных занятий, тогда малыша лучше всего уложить немного поспать. Иногда несмышленыш начинает вести себя слишком активно. Повышенная возбудимость, гиперактивность — тоже повод сменить вид деятельности на более спокойный.

Творческие игры, такие как рисование, лепка — требуют усидчивости непоседы. Однако дошколята не любят долго сидеть на одном месте. Родителям следует чередовать спокойные игры и активные ролевые: «дочки-матери», игра во врача или чаепитие с куклами.

Обычно занятия начинаются с рисования. Попросите свое чадо нарисовать дом, семью. Вместе с дошкольником раскрашивайте цветы и листочки на деревьях. Интересуйтесь во время рисования, почему кроха так нарисовал маму, папу, такие выбрал наряды для них. Детали рисунка могут многое подсказать внимательным родителям. Наличие черной, серой, коричневой красок говорит о том, что кроха чувствует себя дома тревожно, чего-то опасается. Возможно, на маленького человечка так воздействует неблагоприятная обстановка в семье.

Игра с игрушками тоже открывает истинное отношение малыша к семье, окружающей обстановке. Если куклы не имеют имен, или кроха называет их оскорбительными словами: лохматая неумеха, дурочка, бестолочь — родителям стоит задуматься о своем отношении к подрастающему поколению. Иногда дошкольник устраивает драки среди кукол, имитирует аварии машинок, игрушки у малыша общаются только с помощью крика, ругани.

Все это симптомы — не только проблемы с восприятием окружающей действительности, они демонстрируют проблемы в самой семье несмышленыша. Ведь чаще всего психические проблемы детей имеют корни в семейном воспитании. И коррекции тогда надо подвергать не только поведение чада, но и переосмысление собственного поведения взрослых.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Виды игровой терапии

Для работы с детьми с привлечением метода игротерапии самое главное — сохранить игровую открытую атмосферу. Маленький человечек не должен ощущать себя на приеме у врача. В подобном случае эффекта от лечения не будет. Эмоциональный фон во время игрового процесса, переживания дошкольника будут спрятаны от внимания специалиста. Психологу будет очень сложно найти контакт с несмышленышем, понять причины, истоки его проблем.

Основная задача лечения — выделение проблемы, поиск истока ее возникновения, решение и коррекция негативного влияния на развитие детей. Для получения необходимого результата прежде всего необходимо правильно подобрать метод лечения. Нет единого способа решения всех проблем. Для каждой ситуации существует свой актуальный метод, который необходимо применить в конкретном случае.

Методы игротерапии

Отмечая роль взрослых в игровом процессе, выделяют следующие два метода терапии:

  • Директивная, направленная терапия. Роль взрослого состоит в организации, контроле всего игрового процесса. Взрослый предлагает несмышленышу готовые решения для разного вида возникающих проблем. Такая руководящая роль значимого взрослого позволяет маленькому человечку понять, осознать суть проблемы или конфликта.
  • Недирективная терапия. Взрослый во время такой терапии дистанцируется от участия в игровой деятельности, таким образом у дошколят возникает атмосфера полного доверия, надежности.

В зависимости от использования различных структур материалов для терапии тоже выделяют 2 следующих метода:

  • Структурированная игра. Чаще всего этот метод применяется для лечения детей 4-12 лет. Игра в данном случае является активным методом психотерапии. Ребятня играет с куклами, машинками, пистолетами. Предметы для игровой деятельности непосредственно выражают желания, действия детей. Детишек вовлекают в ролевые игры, которые помогают исправить асоциальное поведение, привить нормы морали, нравственности.
  • Неструктурированная. Игровой процесс направлен на выполнение физических, спортивных упражнений. Материалами для неструктурированной игровой терапии могут служить пластилин, тесто для лепки или песок. С помощью такого материала кроха может выразить свои скрытые чувства, переживания.

Игротерапия для детей по выбранной форме организации игрового процесса подразделяется на следующие виды:

  • Индивидуальная терапия. Такая терапия применяется, если у крохи не сформировано чувство коммуникативности, общения с другими детишками. Когда несмышленыш боится или стесняет других деток, психолог назначает индивидуальную терапию, чтобы в процессе работы помочь крохе, привить чувство коммуникативности.
  • Групповая игровая терапия — широко распространена в детских учреждениях. Игры в группах помогают детям в совместном общении более полно раскрываться, развивать волевые качества, в групповых занятиях проходит социализация маленьких непосед.

Особенности групповых занятий

Перед групповыми занятиями специалисту необходимо выделить детишек, у которых могут быть противопоказания к такому виду терапии. Прежде всего, у дошкольника не должны наблюдаться повышенная агрессивность или стрессовое состояние, малыш не должен проявлять в своем поведении асоциальные симптомы. Такие дошколята могут внезапно устроить драку или скандал, своим поведением нанести вред другим детям. Нежелательно на занятиях присутствие крохи с преувеличенной детской ревностью, которая может обернуться слезами, истериками.

Групповое занятие создает условия, чтобы дошкольник мог осознать себя как самостоятельную личность, ощутить свою индивидуальность. Совместные игры поднимают самооценку детей, создают понимание необходимости общения. Групповая игротерапия в процессе работы снижает тревожность у дошколят, понижает беспокойство, а также чувство вины несмышленыша.

При групповом лечении у непосед воспитывается ответственность за собственные поступки, формируются и получают дальнейшее развитие навыки самоконтроля. Малыш начинает верить в себя, в свои собственные силы. У дошколят на таких занятиях формируются способности самостоятельно принимать, а также отстаивать свои решения.

Игровая комната в образовательном учреждении

В детском саду, который отвечает современным запросам родителей, должна быть оборудована специальная комната для работы психолога с детьми. Для достижения оптимального эффекта от занятий она должна соответствовать определенным критериям.

Требования к размерам, оформлению комнаты

Для работы с одним дошкольником или группой из 2-3 ребят достаточно помещения с размерами 3,5 м на 4,5 м. Это необходимо для обеспечения удобного расстояния между взрослым и ребенком. Для групповых занятий, где число присутствующих более 4 человек, требуется не меньше 27 м2. Тогда риск получения травм при подвижных играх будет сведен к минимуму. Для комфорта ребенка должны отсутствовать двери со стеклянными элементами и окна, расположенные на внутренних стенах, иначе – они должны иметь занавески или жалюзи. На пол целесообразно постелить линолеум, ковровое покрытие стелется только для соответствующих игр. Надо исключить мрачные тона из интерьера, стены покрыть светлой моющейся краской: игротерапия должна вызывать положительные эмоции.

Требования к оборудованию

Жестко прикрепленные к стенам полки для игрушек размещаются не выше 1 м от пола: малыши должны иметь возможность проявить самостоятельность, при этом не навредив себе. Идеально, если к комнате для занятий примыкает маленькая ванная комната. Оборудуется помещение столиками с деревянной поверхностью. Хороши также горки с выдвижными ящиками, особенно если на их поверхности можно рисовать и стирать. Комната для занятий в детском саду оснащается следующими группами игрушек:

  1. передающие реальный окружающий мир – семья кукол, домик, транспорт, касса, марионетки;
  2. для самовыражения в творчестве и ослабления эмоций – глина, песок, вода, кубики, краски с палитрой;
  3. дающие возможность отреагировать агрессию – ружья, хищные животные, солдатики, резиновый нож.

Виды лечебных игр

В лечении с помощью игрового процесса игры разбиты по видам, зависящие от заболевания детей. Это игры:

  • при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • при ДЦП;
  • при заболеваниях дыхательных органов;
  • исправляющие недостатки речи, заикание, логопедические;
  • восстанавливающие физическое, психологическое состояние деток;
  • при различных социальных отклонениях.

Некоторые упражнения необходимо выполнять только под присмотром специалиста. Большую часть проявления игровой активности можно осуществлять дома в семейном кругу. Играя, малыш с помощью взрослых будет достигать поставленных целей.

Любое лечение следует начать с улучшения психоэмоционального состояния крохи, что позволит наладить доверительный контакт с маленьким человечком, снять нервное напряжение, избавиться от некоторых видов страха, улучшить координацию непоседы, поправить физическое самочувствие.

  • «Жмурки». Водящий с завязанными глазами должен поймать одного из детей, которые бегают вокруг и хлопают в ладоши, привлекая внимание. Если водящий опознал пойманного малыша, дети меняются ролями.
  • «Прятки». Уже с достижения 2-х лет малыш активно может участвовать в прятках. Ведущий закрывает глаза, или ему их завязывают, и считает до 10. За это время остальные участники должны успеть спрятаться.
  • «Болото», или «полоса препятствий». На полу с помощью листов бумаги или веревочек, подушек, игрушек создаются кочки и препятствия. Побеждает тот, кто без ошибок первым преодолел все препятствия.

Для коррекции агрессии

  • «Битва». Оружие делается из скомканной бумаги или маленьких мягких игрушек. Детишки устраивают сражение. После победы одной из сторон обязательно происходит примирение сторон.
  • «Боксер». На пол положите обруч. Малыш в центре обруча имитирует удары боксера.
  • «Обзывалки». Дети становятся в круг. Условие — обзывать своего ровесника каким-то фруктом, овощем или цветочком. Такое условие помогает агрессию перевести в позитив.

Для коррекции страхов

  • «Привидение». На водящего накидывают занавеску или простыню. Такой игрок бегает за всеми, кричит, что он ужасное привидение. Задача — убежать от привидения.
  • «Кошки — мышки». Кот спит, мышки хулиганят. Кот проснется, мышки должны успеть убежать.

Разработано очень много интересных игр, которые помогут малышу справиться с его проблемами. Но тут очень многое зависит от внимания, заботы взрослых, которые необходимо уделять чаду. Можно придумывать собственные упражнения и преподносить их крохе в игровой форме. Главное — достижение результата не в ущерб психике дошкольника. Поэтому, прежде чем экспериментировать, необходимо обязательно посоветоваться с психологом.

Необходимо помнить, лечение всегда занимает много времени, поэтому лучше уже при первых тревожных звоночках обратиться к специалисту и заняться профилактикой.

Игротерапия в детском садустатья

Консультация

на тему «Игротерапия в детском саду»

Воспитатель

МБДОУ д/с №7 «Белочка»

Душанова Д.К.

Мы с вами знаем, что игра – жизненная потребность ребёнка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания детей.

Действительно мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.

В основе игротерапии лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку:

1) стать более ответственным в своих действиях и поступках;

2) лучше понимать себя и других;

3) стать более самоуправляемым;

4) выработать большую способность к самопринятию;

5) овладеть чувством контроля;

6) развить сензитивность (чувствительность, способность человека ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители) к процессу преодоления трудностей;

7) развить внутренний источник оценки;

8) обрести веру в себя.

В наше время для самых маленьких самой полезной считается песочная игротерапия. Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Там малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Вспомните, сколько раз вы с удивлением наблюдали картину многочасового блаженства ребенка на пляже или в песочнице? Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песочная игротерапия — рекорд усидчивости для любого крохи.

Игровая терапия

• Игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры

• Игры драматизации, образноролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении комфортного поведения детей

• Сюжетно-ролевая игра

• Коллективные дидактические игры

• Режиссерские игры

• Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития

Игротерапия помогает разрешить внутренний конфликт ребёнка, способствует изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.

Все типы неконструктивного поведения можно разделить на 6 разновидностей:

1я группа — импульсивное, гиперактивное, дети-«шустрики», дети-«катастрофы»;

2я группа — демонстративное, дети-«капризы»;

3я группа — протестное;

4я группа — агрессивное;

5я группа — недисциплинированное, «уход от деятельности»;

6я группа — конформное, дети-«мямликм», дети-«тюфяки», пассивное, застенчивое.

Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения, так как игра – это ведущая деятельность в данном возрасте.

Игры на вытеснение страхов у детей

1. Игра «Прятки» — на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.2. Игра «Лохматый пес» — на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль «пса» и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами: Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит: Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. После слов «что-то будет» пес вскакивает и со словами «гав, гав» бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.3. Игра «Пятнышки». Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине. Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: «Ну, держись!», «Вот только поймаю…», «Ага, попался!» и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: «Ну и ловкий!», «Никак не догнать!» и т.д.4. Игра «Мы охотимся на льва». На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями: Мы охотимся на льва. Не боимся мы его. У нас длинное ружьё и подзорная труба. Ой! А что это? А это – поле: топ – топ — топ. Ой! А что это? А это- болото: чав – чав — чав. Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль. Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур. Под ней не проползти. Над ней не пролететь. Её не обойти, а дорожка напрямик – Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети «трогают» воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой: По тропинке: шур – шур – шур. По морю: буль – буль – буль. По болоту: чав – чав – чав. По полю: топ – топ – топ. Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик. Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!5. Игра «Жмурки». На преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Играть можно с 3-х лет. Водящему плотно завязываем глаза, то есть имитируем замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это. Игра в «Пятнышки» отмирает только в подростковом возрасте, а «Жмурки» и «Прятки» — в младшем школьном возрасте. Эти игры являются прелюдией к соревновательным играм «Кто первый», «Быстрые ответы» и др.6. Игра «Кто первый». На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения. В середине комнаты ставим 2 стула, между ними — проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот — победил. Усложнение: ползти после слов «гусеница», а не «крокодил», «змея». Затем, с 6 лет, после слов «гусеница», «крокодил» или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.7. Игра «Автобус». На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей. Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. «Автобус» забирает на «остановках» «пассажиров» в единственную, да еще плохо работающую «дверь» — все должны потесниться и во время «движения» автобуса ритмично двигаться все вместе.8. Игра «Собака лает и кусает за пятку». На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений. Дети играют. Мимо них на «поводке» ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки.9. Игра «Гневная гиена». На преодоление страха животных, выражение гнева. Играем с 3-х лет. На пальме (стуле) сидит обезьяна, возле – гиена, она гневается: Я страшная гиена, Я гневная гиена. От гнева на моих губах Всегда вскипает пена. Гиена ловит тех, кто старается помочь обезьяне. Дети должны постараться освободить обезьяну и не попасться гиене.10. Игра «Смелый заяц». На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет. Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – «трусливые зайцы». Увлекшись пением, заяц не «видит», как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему «лапы».11. Игра «Сова». На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет. Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал «сова» зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.12. Игра «Болото». На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте. На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это «болото». Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами «упадешь», «вернись», «не пройдешь» а в конце – одобрение «ну, и молодец», «так держать», «справился».13. Игра «Мой страх». Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет. Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой «Страх», сопровождая слова движениями, мимикой: У страха глаза велики, У страха не зубы – клыки. Он всех ест и всё пьёт. У страха желание есть Схватить, укусить, даже съесть! Трусишка придумает страх И жалобно ахает: «Ах!» А я ничего не боюсь: Придумаю страх и смеюсь!14. Игра «У медведя во бору». На преодоление страха животных, внезапного воздействия, остаться одному. Играем с 1-го года. Выбираем одного из детей «медведем», который спит в берлоге. Остальные дети идут в «лес», выполняя действия по тексту: У медведя во бору грибы, ягоды беру, А медведь не спит и на нас рычит. После слова «рычит» дети убегают, а медведь их ловит. Для усиления эмоционального напряжения в этот период взрослый восклицает: «Лови, держи его!», «Ага, поймал, словил!, «Удирай, удирай!» и т.д. В конце, для усилия уверенности в себе, ободряем «Молодцы, убежали!», «Ай, да быстрые, ловкие!».15. Игра «Бой петухов». На преодоление страха неожиданного воздействия, боли. Играем с 5 лет. Дети становятся парами боком друг к другу и прыгая на одной ноге толкают друг друга либо правым, либо левым плечом, стараясь вывести друг друга из равновесия.16. Игра «Страшный стул». На преодоление страха неожиданного воздействия, проговаривание своих страхов. Играем с 4-х лет. В центре комнаты ставим стулья (лучше посредине ковра), дети садятся вокруг стула на ковер. А один из детей садится на стул и рассказывает свою самую страшную историю, чтобы конец ее заканчивался словами «Схватил!», «Поймал», «Держал!» и после этих слов старается кого-то из детей словить, а ребята должны быстро увернуться, убежать, уползти за пределы ковра.17. Игра «Баба Ёшка, кто я?» На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, неожиданных телесных контактов. Играем с 3-х лет. Один из детей, надевший маску Бабы -Яги или другую страшную маску, должен узнать кто это, поймав протянутую руку бегающих вокруг него, трогающих его детей и зовущих изменённым голосом: «Баба — Ёшка, кто я?».18. Игра «Баба-Яга». На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия. Играем с 3-х лет. Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв «помело» — палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят: Баба — Яга – Костяная нога. С печки упала, Ногу сломала, Пошла в огород, Испугала народ, Побежала в баньку, испугала зайку. Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается «помелом» запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте, покуда все дети не будут запятнаны.19. Игра «Пчелка». На преодоление боязни животных, насекомых, неожиданного воздействия, телесных контактов. Играем с 1 года. Выбираем медведя, остальные дети — пчелы, «летающие» по всей комнате. Медведь идет к пчелам, говоря слова: Мишка – медведь идет, Мёд у пчёл унесёт. Пчёлки, домой! Пчёлки улетают в «улей» (в определенный угол), медведь идет к ним. Пчёлки говорят: Этот улей – домик наш. Уходи, медведь, от нас! Ж-ж-ж-ж! Пчёлки начинают «жалить», медведь убегает от них.20. Игра «Охотники». На преодоление болевого страха, неприятных, неожиданных воздействий. Играем с 5-ти лет. Выбираем троих «охотников», остальные дети — «звери». Охотники с маленьким мячом в руке располагаются в разных концах игровой площадки, звери двигаются в разных направлениях в центре площади. По сигналу звери замирают, а охотники должны попасть мячом в кого-нибудь. Запятнаные игроки занимают место охотников, игра повторяется. Правила игры: 1. Нельзя бросать мяч сильно, целиться в голову. 2. «Звери» могут увертываться от мяча, не сходя с места.21. Игра «Коридор». На преодоление страха боли, нападения, животных, неожиданного воздействия, замкнутого пространства. Играем с 5-ти лет. Дети делятся на две команды становятся друг против друга, образуя коридор. Один из детей должен пробежать через коридор в другой конец, в момент затишья — «стражники спят».22. Игра «Пчёлка в темноте». На преодоление страха темноты, замкнутого пространства, высоты. Играем с 3-х лет. Дети изображают пчёл, летающих с цветка на цветок (стульчики, скамейки, кубы разной высоты). Пчёлки наелись нектара и уснули внутри цветка (дети прячутся под столом). Наступает ночь, цветок закрывает свои лепестки (накрываем стол темной тканью) и пчёлки спят в цветке. Но вот наступило утро (убираем ткань). Пчёлки опять стали летать с цветка на цветок. Игру повторяем, усиливая плотность ткани для создания эффекта темноты. 23. Игра «Смешные мышки». На преодоление страха животных, неожиданного воздействия, громких, резких сигналов. Играем с 1,5 лет. Выбираем «кота», остальные дети — «мышки». Мыши, произнося слова и выполняя действия по тексту, подходят к коту: «Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон! Бом-бом-бом! Убежали мышки вон». 24. Игра «Пугало, пугало, покажись!» — страх неожиданного воздействия нападения. Играем с 5 лет. Выбираем «пугало», остальные – «грачи». Избранный за ширмой наряжается в пугало, используя для этого ненужные простыни, халаты, коробки, детские ведерки. Грачи же собираются в кучу и хором кричат: «Пугало, пугало, покажись!». Пугало выскакивает из-за ширмы и разгоняет грачей. Затем выбираем новое пугало. Играем покуда каждый не побудет в роли пугала.

  • Игра «Храбрые черепашки», на предоление страха темноты, нападения, неожиданных воздействий. Играем с 4-х лет.

Выбираем «павлина», остальные – «черепашки». Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке, они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин дотронуться до рук, «клюнуть», а черепашки – вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.

  • Игра «Хозяин горы», на преодоление боязни неожиданных телесных контактов, боли, неприятных воздействий. Играем с 5-ти лет.

В кругу или на коврике располагается «хозяин» горы, который должен ее оберегать от нападения «воинов» /не больше 4-5 человек/. Задача хозяина – никого не пускать на гору, воинов – столкнуть хозяина с вершины /круга/. Правила:

  • Руки держать за спиной, сталкивать без рук, плечом.
  • Со спины на хозяина не нападать!
  • Играем, покуда каждый не побудет хозяином.
  • Игра «Сюрприз», на преодоление страха темноты, неожиданных телесных контактов. Играем с 4-ех лет.

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами, вытянув руки ладошками вверх. Детям постарше глаза можно завязать. Воспитатель кладет на ладошки предметы-сюрпризы, дети обследуют и узнают их. Усложнение: узнать свой сюрприз на общем столе после обследования, открыв глаза.

  • Игра «Поиск клада», на преодоление страха темноты, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

В темной комнате прячем сундук с сюрпризами, дети должны его отыскать вначале по словесным инструкциям, затем по плану-схеме, освещая себе путь фонариком.

  • Игра «Найди пару», на преодоление страха темноты, одиночества, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

У детей фонарики с цветными фильтрами. Каждый должен найти в темной комнате с помощью фонарика пару /того, у кого такой же цвет фильтра/.

Игры на преодоление страха темноты у детей

Многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:

  • Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети, освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению и в помещении.
  • Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются ни мальчики, ни девочки.
  • Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви (в случае необходимости можно приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие игры с фонариком:
  • Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается что-то вроде маленькой мельницы.
  • Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках и т.д.
  • Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света; опуская — увеличивать его.
  • Вместе с детьми подойдите к зеркалу. «Наведите » фонарик на свою ногу, руку, подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то же самое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица карманным фонариком.
  • Устройте с детьми несложный «театр теней»: поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете, затем предложите кому-то из детей показывать движения за простынёй, а остальным — угадать.

Кроме игр с карманным фонариком, по мере привыкания детей к играм в полутемной комнате в ней можно организовать и другие игры: 1. Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д.2. Проведите ту же игру «Жмурки», но в полутемной комнате.3. Игра «Что в углу?». Выключаем свет и под слова стихотворения А.Л.Кушнир «Что в углу?»определяем, что висит в углу: Что виднеется в углу? С чёрной тенью на полу, Непонятное, немое, Не пойму и сам какое, Человек или предмет? Ах, скорей зажгите свет! Вдруг оно сейчас подскочит, Утащить меня захочет? Вдруг, издав ужасный стон, Побежит за мной вдагон? Схватит? Стащит одеяло? Свет зажгли – мне стыдно стало. Я ошибся. Виноват. Это – дедушкин (нянечкин) халат! Произнося текст стихотворения, дети стараются изобразить и пережить все чувства и эмоции, о которых говорится в стихотворении.

4. Игра «Страшный зверь». Играем с 4-х лет. Выбираем кошку, храброго (предпочтительно из тех детей, кто боится темноты) и трусливого мальчика и в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина «Страшный зверь»: Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся У него горят зрачки – Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится… Может это львица? Может быть волчица? Глупый мальчик крикнул:

  • Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

  • Брысь!

5. Придумать вместе с детьми сказку про мальчика, девочку или про игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет очень стыдно за свой страх, и они изо всех сил постараются его преодолеть, а вместе с героями сказки будут преодолевать свой страх и дети. Если малыш почувствует, что он не одинок в своём страхе, ему легче «раскрыться». Скажите, что любимая игрушка или герой боятся темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со своим страхом. В конце можно предложить детям порисовать на темы ночи и сна, вместе сочинить колыбельные песенки, мастерить кроватку для куклы – трусишки, которая тоже боится темноты. Такие игры способствуют тому, что негативные эмоции ребенка и чувства страха останутся лишь в играх и на бумаге, а в жизни ребёнок будет жизнерадостным и смелым даже в кромешной темноте! У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в области учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью игр, рисунков, занятий сказкотерапией и определенных методик. Приведем примеры: 1. Метод неоконченных предложений. Используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности ребенка: Когда я думаю о детском саде (школе) … Когда я иду в детский сад (школу, лес)… Когда воспитатель задает вопрос, я… Когда я получаю плохую оценку своей работы (поступка) … Когда я отвечаю у доски … В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые так важно знать воспитателю.2.Рисование на темы: «В детском саду», «В школе», «На улице», «Во дворе», «Семья», «Мой страх», «Что мне снилось страшное» или «Чего я боюсь ночью», «Чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее». Тема «Кем я хочу стать» — предлагается после прорисовки всех выше названных тем способствует повышению уверенности детей в своих силах и вносит в настроение детей оптимистическую струю. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках детей страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка и способствует его эмоциональному благополучию.

Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 3-7 лет. Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально, обучая ребят элементам техники выразительных движений: мимикой, жестом, позой. Походкой. Создавать возможность обучения приемам регуляции, саморегуляции и самовыражения.

Структура тренинга

Вводная часть

Цель: Установление эмоционального контакта со всеми участниками тренинга, снятие напряжения и создание положительного фона.1. Игра «Приветствие». Дети встают в общий круг. — Ребята, давайте поприветствуем друг друга, глядя в глаза рядом стоящему товарищу и скажем: «Я рад видеть тебя, Сережа, сегодня в группе». — Как можно приветствовать друг друга? (Улыбкой, рукопожатием и т.д.) Приветствовать друг друга разными способами.2.Игра «Солнечный зайчик». Дети стоят в кругу. Я «направляю лучик» (говорю, какой части тела коснулся лучик), и дети гладят себя по щекам, носу, лбу и т.д. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и гладят друг друга.

Основная часть

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной и познавательной сферы ребят.1.Игра «Волшебное зеркальце». Дети берут зеркальце и становятся в круг. На слова: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех… (и здесь дети изображают в зеркальце указанную эмоцию)…добрее, злее, веселее». Если дети затрудняются в изображении нужной мимики, то подсказываю: поднять брови вверх, сдвинуть их, зажмуриться, широко раскрыть глаза и т.д.2.Игра «Заколдованные дети». Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий. Необходимо показать: а) значение слов «высокий», «маленький»; б) жалеем бездомного котёнка; в) мама укладывает спать ребенка, который плачет; г) доброго, злого дядю.3.Игра «Слоны и бабочки». Дети двигаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом, тяжело, грузно, как слоны, и легко, порхая, как бабочки, при встрече «слоны» общаются «хоботами», бабочки – «крылышками».4.Игра «Море волнуется». Дети произносят слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, испуга, боли и т.д. на месте замри». Определяем, у кого более ярко изображена фигура.5.Игра «Кто это». Раздаю детям простые карандаши, листочки, где точками обозначены контуры животных. Дети должны нарисовать контур животного , а затем движением, походкой показать, какое у них животное на рисунке. Остальные — отгадывают, кого изобразил товарищ.

Заключительная часть

Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.1.Игра «Какой я человек». Дети прикладывают руку к сердцу и слушают , как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.

2.Игра «Мусорное ведро». Ставлю в центр комнаты мусорное ведро и предлагаю нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем изорвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро.3.Игра «Прощание». Уточняю, как можно попращаться, предлагаю попращаться друг с другом улыбкой, жестом, словами, движением.

Тренинг по развитию эмоциональной сферы, вытеснению страхов у детей

Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Учить детей понимать свои чувства, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства /вербальные и невербальные/. Обучать приемам саморегуляции в преодолении страха, саморасслабления для сброса напряжения.

Структура тренинга

Вводная часть

Цель: Установление эмоционального контакта; формирование умения концентрировать внимание на своих ощущениях и переключать его.

  • Игра «Что слышно?»

Дети встают в круг, прислушиваются, а затем звуками, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что слышат за окном, дверью, на улице. Игру заканчиваем радостными приветствиями друг-друга.

  • Игра «Кто за дверью?»

Дети, стоя в кругу, слушают издаваемые за дверью звуки, стук, урчание и пытаются изобразить свои ощущения от этих звуков, угадывая, кто же их издает. Угадав, что это собачка, дети изображают эмоцию радости.

Основная часть

  • Игра «Собачка боится».

Дети должны изобразить, как собачка боится, что потеряла маму, больших чужих собак; незнакомых людей; перейти лужу и т.д., отрабатывая характерные выразительные движения для заданного состояния.

  • Игра «Собачка лает и хватает за пятку».

Поочередно каждого из детей выбираем собачкой, остальные изображают детей, гуляющих в парке, а собачка лает на детей и пытается дотронуться за чью-нибудь ногу. Пойманный должен замереть на месте, сжавшись от страха.

  • Игра «Лохматый пес».

Выбираем собачку, остальные дети под рифмовку произносят: «Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос…». Затем должны подойти к собачке, погладить ее и удирать от нее только после слов «… что же будет?»

Заключительная часть

Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.

  • Игра «Дождь».

Все дети /собачки/ весело прыгают, играют, но вот набежала тучка и пошел дождь. Собачки промокли, им холодно. Затем выглянуло солнышко. Играем 3-4 раза.

Итак, игротерапия является ведущим средством обеспечения социально-психологического благополучия детей благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

Вывод: таким образом, через специально организованную игровую деятельность дети удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]