Главные отличия
Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:
Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.- Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
- Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
- Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
- Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.
НОД по рисованию «Хохломские ложки» для детей старшего дошкольного возраста
Наталья Харланова
НОД по рисованию «Хохломские ложки» для детей старшего дошкольного возраста
Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Золотая хохлома», беседы, занятия об истории промысла, особенностях хохломской росписи, народные подвижные игры.
Методические задачи: Учить детей новой композиции хохломского узора-изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия. Учить рисовать новые элементы узора-ягоды смородины. учить рисовать узоры на фоне разного цвета- красном, чёрном, жёлтом, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
Упражнять в рисовании уже известных элементов узора- травки, завитков, листьев, ягод.
Материалы для занятия: несколько ложек с хохломским узором; вырезанные из бумаги силуэты ложек; таблица с элементами хохломского узора-ягодами клубники, малины, крыжовника, смородины;; гуашь; мягкие кисточки.
Методика проведения:
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях весёлые ложки. Посмотрите на них.
Как вы думаете, откуда они к нам попали? Как вы узнали, что из Хохломы? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные.) Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор (из ветки с ягодами, листьями, завитками.)
Как вы думаете, почему хохломские художники украшают ложки закруглённой веточкой (Закруглённая ветка соответствует круглой форме ложки). Чем украшен край ложки (Каймой.)
Как раскрашена ручка (Её нижний и верхний край иного цвета, чем середина.)
Уточняется, с чего надо начинать рисовать (с каймы).
Дети приступают к работе.
В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребёнок рассказал о своей нарисованной ложке: какого цвета, какими красками нарисован узор, какого цвета кайма и кончик ручки. Проводится самоанализ.
Презентация «Золотая Хохлома» В данной презентации мы познакомим детей дошкольного возраста с декоративно прикладным искусством ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА. Дадим представление о.
Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.
Источник
Особенности техники
Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:
- деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
- клейкое вещество;
- гуашь или другие краски;
- яичный белок;
- листы бумаги;
- карандаши;
- кисточки для рисования разной толщины;
- лак для закрепления рисунка;
- малярная кисточка.
После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.
Поэтапный мастер-класс:
- Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
- Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
- Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
- Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
- Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
- Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
- Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.
Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.
Конспект НОД в старшей группе. Роспись хохломской ложки
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись хохломской ложки». Старшая группа
Приоритетные образовательные области : художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие. Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая. Цель: закрепить знания детей о народных промыслах России посредством осуществления росписи в традициях Хохломы. Задачи: художественно-эстетические
: • повторить виды народных промыслов России, изученные ранее; • развивать творческие навыки, эстетическое восприятие; • продолжать знакомить детей с декоративным рисованием; • закрепить знания о специфике хохломской росписи (цветовая гамма, особенности орнамента). • развивать умение выполнять движения под музыку, соблюдая ритм.
социально-коммуникативные
: • воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, педагогов, других детей; • формировать представление детей о других регионах России, городах, народном наследии; • расширять словарь детей за счет новых слов и терминов. познавательные • формировать представление детей о труде, о художественных профессиях людей, • рассказать о дереве как материале для изготовления хохломской посуды.
Материалы и оборудование: демонстрационные
: • хохломская посуда; • таблицы с изображениями хохломской посуды; • таблица с элементами росписи; • плакаты; • фотографии; • декоративные заготовки ложек без узора; • диск с фольклорной музыкой.
раздаточные
: • заготовки ложек без росписи; • акварельные краски; • открытки с изображениями хохломской посуды на каждого ребенка; • предварительные работы самих детей с элементами узора.
интерактивные
: • интеллект-карты; • интерактивный кроссворд. Персонаж Леший
Предварительная работа: • беседа, рассматривание хохломских подлинников, картинок, открыток, фотографий; • рассказ о мастерах Хохломы; • рисование элементов росписи в рабочих тетрадях (по таблицам).
Ход занятия
1. Вводная часть с интеллект-картами Дети сидят полукругом. Воспитатель начинает занятие, демонстрирует слайды с подготовленными интеллект-картами, где даны краткие описания различных видов народных промыслов. Дети повторяют изученный материал, отвечают на вопросы, объясняют свои ответы. После повторения материала следует переход ко второй части занятия. 2. Основная часть Воспитатель выносит подлинники хохломской посуды и предлагает детям внимательно их рассмотреть.
Воспитатель: Ребята, взгляните, какие красивые изделия создали для нас народные мастера! Вы узнаете, что это за чудесная роспись? Ответы детей. Воспитатель: Да, верно. Это настоящая деревянная посуда с необычной росписью Хохломы. Расскажите, что в ней особенного? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Эту красивую роспись, которую вы видите, мастера создают уже много лет. (Далее следует рассказ воспитателя о том, как изготавливаются хохломские шедевры; по окончании повествования воспитатель предлагает ребятам прочитать наизусть пару стихотворений на тему занятия). Чтение стихотворений. Хохлома, Хохлома, Красота золотая! Всем знакома она, Наша роспись родная. И кого ни спроси, Так ответит любой: «Гордость милой Руси — Наш узор хохломской!» Воспитатель: Молодцы, ребята! Стихами вы поведали нам о красоте народной росписи. Хохлома — это старинное село, где умельцы придумали расписывать не только посуду, но и мебель. Она очень полюбилась торговому люду за свои яркие цвета, интересных героев — это ягоды, цветы и птицы. По ходу рассказа воспитатель обращает внимание детей на интеллект-карту с этапами производства хохломской посуды. Воспитатель: Когда изделие полностью готово, в его росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость росписи — красный и черный. Кисточки у мастеров делаются из беличьей шерстки на хвостике, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую, едва заметную линию. Представляете, какой это большой труд? Далее воспитатель напоминает детям, как кистью наносить хохломской узор. 3. Физкультминутка Воспитатель исполняет частушки, звучит фольклорная музыка. Дети двигаются под нее, используя элементы русских народных танцев. Чтение частушек. Вся гуляет Хохлома: Заплясали и дома! Вот играют ложки — Не унять Тимошки! А Иван кричит с печи: «Где лежат все калачи?» Не ленись, Ванюша, Бей скорей баклушу! Мастер сделает посуду, Но Иван кричит: «Не буду! Краски мне по нраву — Распишу на славу!» Но за кисти взялся, Тут же растерялся! И стоит в деревне плач: «Хохлома-то — не калач!» 4. Художественная часть Воспитатель: Ребята, взгляните! Пока мы с вами пели частушки и танцевали, кто-то успел похитить все народные узоры с наших чудесных ложек, так что теперь не разобрать, какая была на них роспись (показывает заготовки ложек без рисунка). Кто бы это мог быть? Появляется Леший и громко вопит. Леший: Ай да мои ягодки, ай да мои цветочки! Сейчас я их съем, какие они красивые и сочные, словно только что из леса! Воспитатель: Ай-ай-ай, Леший, разве ты не знаешь, что это называется «Хохломская роспись» и ей украшают изделия из дерева? Ребята, расскажите Лешему! Дети объясняют и помогают герою понять, что такое Хохлома. Воспитатель: Молодцы, ребята! Только ложечки остались без узора. Ведь что-то Леший все-таки успел съесть. Давайте поступим как настоящие мастера и распишем их чудесным народным узором Хохломы. Мы же не хотим, чтобы наша посуда оставалась одинаковой, верно? Создадим пышные цветы, ягодки, листья, травы, которые у каждого из вас получатся разные, особенные. Для этого у вас акварельные краски. Вы почувствуете себя настоящими народными умельцами, если будете стараться и проявлять терпение. А теперь приступайте к работе. Во время занятия воспитатель отмечает старание детей и хвалит их. Пока ребята выполняют роспись, звучит народная музыка. По окончании дети выбирают те рисунки, которые им нравятся больше всего, и проводится выставка лучших работ. Леший, глядя на работы детей, обещает больше не похищать ягоды и просит научить его создавать такую красоту. В заключении — закрепление изученного материала. 4. Интерактивный кроссворд на закрепление Воспитатель демонстрирует кроссворд на тему Хохломы. Дети отвечают на вопросы и заполняют поля для ответов. Леший хочет им помочь, но подсказывает неправильно и все наоборот. Дети объясняют герою, почему его ответы неверны. Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Сегодня на занятии мы рассмотрели образцы хохломской посуды, узнали, как ее создают и расписывают народные мастера, прочитали стихи и частушки, разгадали кроссворд с новыми словами и успели вернуть чудесные хохломские узоры, которые похитил Леший, но обещал нам исправиться. Теперь ваши работы отправятся на нашу выставку, на стенд «Мир глазами детей», где ими смогут полюбоваться ваши родители, воспитатели и дети из других групп. Наше занятие окончено.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе Хохломкая роспись. Мастер-класс для учащихся 2-3 класса Конспект НОД в старшей группе. Золотая хохлома Роспись разделочной доски Хохлома. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Роспись разделочной доски. Хохлома
Роспись тарелки хохлома
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Открытое занятие «Хохломская ложка» план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Программное содержание:
— познакомить детей с произведениями мастеров Хохломы;
— учить составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодой и травкой;
— учить детей расписывать изделие кистью;
— учить импровизировать, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, черный, зеленый, желтый;
— продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;
— развивать в детях патриотические чувства;
Конспект ООД «Хохломские ложки» (декоративное рисование) в подготовительной группе
Наталья Семенова
Конспект ООД «Хохломские ложки» (декоративное рисование) в подготовительной группе
Цель: ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративное рисование хохломских ложек.
Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания; хохломские изделия, ложки; заготовки-силуэты ложек на разном фоне (желтом, черном)
; кисти, краски гуашевые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, таблица-схема
рисования хохломских узоров на ложке; образец, выполненный педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлены фотографии на которых изображены театральные куклы из пластиковых ложек и кусочков фетра.
Cоздание кукольного театра, который изготавливается из необычного материала, пластиковых ложек. Делается такой театр быстро, но какая большая польза для развития детей. Кукольный театр создаёт хорошее.
Консультация «Моделирование при помощи деревянных ложек».
Даетса описание. как можно создать своими руками совершенно необычный театр.
Конспект музыкального занятия в средней группе.
Источник