Гузель Зиганшина
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Декоративно-прикладное искусство» (по мотивам дымковской росписи)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 44 Г. КАЗАНЬ
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Тема :
«Декоративно-прикладное искусство по мотивам дымковской росписи
»
Выполнила : Зиганшина Г. А.
Казань 2013
Программные задачи :
Познакомить детей с дымковской игрушкой
;
Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки
; из чего, как, кем создана; как украшена
(оформлена)
; какая по характеру
(веселая, праздничная)
;
Закрепить знания о дымковских игрушках
;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи
(кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)
;
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи
;
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов. Закрепить приёмы рисования
плавных линий при работе кистью и умение
рисовать кончиком кисти
.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование :
Несколько рисунков дымковских игрушек
, картинки с элементами
дымковского узора
; акриловые краски, кисточки, вода, салфетки, готовые
(белые)дымковские петушки
Предварительная работа :
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках
; беседы; лепка из глины
дымковских игрушек
; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о
дымковской игрушке
.
Творчество в современности
Роспись фигурок в дымковской росписи включают в программу подготовительных занятий детских садов. А изготовлением качественных настоящих игрушек занимаются многие мастерицы, их работы пользуются спросом на рынке сувениров, сохраняя и продолжая традиции русского промысла.
Дымковская игрушка для сувенирных подарков создается в жанровых сценах, впрочем, что само собой подразумевает значение игрушки — играть и выполнять определенную роль в сюжете. Барышни с кавалерами на упряжках разноцветных лошадей, свадебные постановки, празднества и гуляния, рыбная ловля, играющие на балалайках и гармонях люди до сих пор актуальны в поделках такого рода.
Техника создания
Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.
Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.
Обратите внимание. Сейчас используют кусочки фольги, медный поташ или просто золотистую краску.
Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.
Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.
Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:
Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали в основном для окраски волос и бровей.
Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.
Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.
Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.
Дымковский конь. Роспись пошагово с фото для детей
Урок рисования в средней группе
Мастер-класс по рисованию. Декоративная тарелочка «Дымковский конь»
Автор: Красова Екатерина Павловна , воспитатель МАДОУ «Детский сад №72 «Светлячок» г.Великий Новгород
Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей, детей 4-5 лет Этот мастер- класс рекомендуется провести с детьми 4-5 лет.
Цель: учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера Задачи: 1. Закреплять умение рисовать тычком, ватной палочкой,зубочисткой 2. Учить ритмично рисовать орнамент, сочетать цвета 3. Развивать мелкую моторику 4. Воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца 5. Прививать любовь к народным промыслам 6. Воспитывать художественный вкус Материал: большой круг из цветного картона (формат картона А4),шаблон дымковского коня,гуашь,тычки,ватные палочки,зубочистки,баночка для воды,кисти,клей-карандаш Дымковская игрушка-это чудо-ремесло. И взрослых,и детей привлекают яркие,забавные игрушки.Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение,раскрывают мир весёлого праздника. В марте мы с ребятишками моей группы работали над проектом «Знакомство с дымковской игрушкой». Мы узнали историю этой игрушки, рассмотрели игрушки и иллюстрации самых популярных игрушек(барыня, крестьянка,уточка, индючок, конь, всадник, побывали на выставке «Яркая дымка» в изостудии нашего сада. А ещё мы рисовали отдельные элементы дымковских узоров, лепили и рисовали дымковскую уточку.
Содержание мастер-класса:
Ребятишки! Сегодня мы с вами изготовим красивую тарелочку для украшения вашего дома , но тарелочку не простую, а дымковскую! Хотите? Тогда приступим к делу. Перед нами лежит материал для нашей тарелочки.
Первым дело нужно приклеить шаблон нашего коня на тарелочку
Нам нужно намазать клеем наш шаблон и аккуратно приклеить его по центру тарелочки
А теперь приступим к украшению тарелочки дымковскими узорами. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки.Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры, у меня это красный.
Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску , контрастного цвета
По периметру круга нарисуем поролоновым тычком большие кружки, не забываем рисовать ритмично , оставляя равные промежутки
А между большими кружками рисуем ватной палочкой маленькие кружочки
Проверим , подсохла ли краска на больших кружках ? Если да, то зубочисткой очень аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку.
Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня, черной краской раскрасим копыта. Вот такой красавец у нас получился!
А это наша готовая декоративная тарелочка «Дымковский конь». Для того чтобы её можно было использовать для украшения дома, мы приклеим с обратной стороны тесёмочку.
Вот так красиво наша тарелочка будет смотреться на стене
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в подготовительной группе по теме Зима
Рисование в технике Кляксография в средней группе детского сада Урок рисования в средней группе на тему Весна Нетрадиционное рисование. Средняя группа
Похожие статьи:
Рисование осенних листьев, 1-2 класс
Лепка фигур из пластилина
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня
Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка