Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе
Конспект занятия на тему «Времена года» для старших дошкольников
Ход занятия
Воспитатель и дети заходят в группу. Становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.
Собрались все дети в круг: Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети смотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, подарим наше хорошее настроение гостям. В группу входит персонаж (Лесовичок).Лесовичок: Здравствуйте дети, вы меня узнали? Дети: Да, ты Лесовичок. Лес охраняешь, зверей, птиц защищаешь. Лесовичок: Сегодня я пришел за помощью вашей. Я живу в сказочном лесу. Мир и лад в природе был. Вдруг что-то в нем изменилось. Все времена года местами поменялись. За зимой пришло лето, после лета наступила весна и только после весны пришла осень. — Но так не бывает! И мне одному не справится, помогите мне ребята навести порядок в сказочном лесу. Путь наш будет не простым, надо вспомнить все времена года, их признаки и особенности. Воспитатель: Ребята поможем Лесовичку навести порядок в сказочном лесу? Дети: Да, конечно поможем. Воспитатель: Тогда мы отправляемся в сказочный лес. Лесовичок: — А путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте ковре- самолёте. Мы возьмем всех друзей на ковер- самолет. Пусть по синему небу нас всех он несет Через горы, моря, океаны. В сказочный лес и волшебные страны. Лесовичок: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? Дети: Зимой. (Воспитатель с детьми и Лесовичком подходят к зимнему пейзажу).Воспитатель: что вы можете сказать о зиме? Дети: — Вся земля, дома, деревья покрылись снегом. — На улице морозно, — Птицы не поют весёлых песен, — Ветер колючий, холодный, метель, снегопад. — Реки покрылись льдом. — Люди одеты в теплую одежду. — Дни стали короче, а ночи длиннее. Редко светит солнце. Воспитатель: Да, на улице холодно. А за что мы так любим зиму? Дети: — Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. — Слепить снеговика, играть в снежки, построить снежный городок. — Зимой бывает Новый год- любимый праздник. — Дед Мороз приносит подарки. Зимой мы с папой делаем кормушки для птиц. Лесовичок: С нами снежинки хотят поиграть, хотят о себе они больше узнать, скажите «Снежинка, какая?» Дети: Снежинка- легкая, красивая, кружится, на землю ложится. Снежинка холодная, как только в ладошки возьмешь, от тепла она тает, в воду превращается. А на морозе вода замерзает и льдом становится. Лесовичок: Скажите мне ребята, а какая бывает: Горка из снега- снежная (ответ детей)
Дорожка изо льда –ледяная
(ответ детей)
Погода с морозом- морозная
(ответ детей)
Погода с ветром- ветреная
(ответ детей)
.
Лесовичок:Какие вы молодцы, все о зиме знаете. Воспитатель: Ребята, слышите зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой улей пчела, Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Дети: Весной. (Воспитатель с детьми и Лесовичком подходят к весеннему пейзажу).Лесовичок: У меня есть картинка, её надо собрать и узнать, что за время года здесь изображено. А сейчас какое время года? Дети: Собирают большие пазлы, говорят о весне:
— Стало тепло. — На ветках распускаются почки, появляются листики. — Появилась травка. — Появляются первые цветы (подснежники). — Прилетают птицы из тёплых стран.
Лесовичок: Давайте, ребята, поговорим с вами о птицах. — Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг? Дети: Перелётные. Лесовичок: А каких перелётных птиц вы знаете? Дети: Скворцы. — Ласточки. — Грачи. — Утки. — Журавли. Лесовичок: А птиц, которые остаются с нами, как называют? Дети: Зимующие. Лесовичок: Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете. Дети: Ворона, сорока, воробей, голубь, синица, снегирь, дятел. Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что зимующие и перелётные птицы делают весной? Дети: Вьют гнёзда. Выводят птенцов. Воспитатель: Правильно. А ведь человек тоже помогает птицам весной. Как? Дети: Люди делают скворечники для птиц. Воспитатель:Вот и мы сейчас с вами сделаем скворечники для птиц. Прошу вас пройти за свои столы. У вас в «розетках» лежат геометрические фигуры. Как они называются? Дети: Треугольник, квадрат, круг. Воспитатель: Выложите из них скворечник. Дети: Работают.По окончанию работы Лесовичок и воспитатель оценивают работы.Дети: Рассказывают, для кого они сделали домик.
Лесовичок: А, что ещё в лесу весной происходит?
Дети: Медведь после зимний спячки просыпается, Заяц свою белую шубку, на серую меняет. Природа оживает. Воспитатель: Ребята, так хорошо весной, даже не хочется уходить. Давайте поиграем. Становитесь в круг. Физкультминутка: Если речка голубая — Пробудилась ото сна. (Руки вверх потянулись).
И бежит в полях, сверкая- Значит, к нам пришла весна.
(Прыжки на месте).
Если снег везде растаял, — И трава в лесу видна.
(Приседаем).
И поют кружатся птицы- Значит к нам пришла весна.
(Хлопки в ладоши).Лесовичок: Наше путешествие продолжается. В другое время года, мы сейчас с вами отправляемся. Слушайте следующую загадку: Несу тепло. Собой я реки согреваю, Купайтесь — приглашаю. И любите вы все меня за это, Я…. Дети: Лето. (Воспитатель с детьми и Лесовичком подходят к летнему пейзажу).Лесовичок: Лето какое? Дети: Жаркое, — Солнце светит ярко, печёт, — День стал длинным. — После дождя бывает радуга. — Ветер стал тёплым, — Созревают ягоды, фрукты — Вся земля покрыта зеленой травой, — Весело щебечут птицы, в гнездах выводятся птенцы, — Порхают бабочки, стрекозы, — Летают пчелы, — Мы купаемся и загораем. Лесовичок: Ребята посмотрите, мы оказались на цветочной поляне. Нас встречают цветы, какие бывают цветы? Дети: Луговые, лесные, садовые. Луговые (ромашка, мак, одуванчик, василёк). Лесные (ландыши, колокольчики, незабудки). Садовые (астра, георгины, пионы). Лесовичок: Цветы очень любят,когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова. Давайте скажем им эти слова. Д/игра «Какие цветы» Дети: Красивые, разноцветные, нежные, ароматные, большие и маленькие, похожи на солнышко. Воспитатель: А для чего нужны цветы? Дети: Для того, чтобы их дарить. Для того, чтобы ими любоваться. А ещё бывают лекарственные цветы (ромашка, календула, цикорий). — С цветов пчелы собирают нектар, из нектара пчелы делают мед. — Мед очень полезен. Лесовичок: Нам уже пора, ещё в одном времени года порядок навести. Несёт она урожай, Птиц к югу отправляет, Деревья раздевает, Но не касается елочек и сосен, А зовут её… Дети : Осень. (Воспитатель с детьми и Лесовичком подходят к осеннему пейзажу
).
(Дети говорят приметы осени):
Листья на деревьях меняют свой окрас (становятся желтыми, красными, оранжевыми, тогда осень называют золотой. Начинается листопад. — Люди урожай собирают, — Картошку копают, — Небо серое, хмурое. — Часто идут дожди, — Птицы улетают на юг. — Медведи и ежи готовятся к спячке.
Лесовичок: — А сейчас мы и проверим, знаете ли вы названия деревьев? Под/игра «Собери листочки». Дети:Собирают листья и называют их: Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листки дуба, Листья осины, Мы соберем, И в группу осенний букет отнесем. Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Лесовичок: Спасибо, ребята за помощь. Помогли порядок в лесу навести. За это, я вас хочу угостить. (корзина с угощеньями). Я в гости вас все время буду ждать, вы самые желанные гости, в моём сказочном лесу. (Воспитатель и дети проходят на ковёр- самолёт).Произносят хором: Мы возьмём всех друзей на ковер- самолет. Пусть по синему небу нас всех он несет Через горы, моря, океаны, назад Из сказочного леса в наш детский сад. Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Дети:— Да! Воспитатель:— Где мы сегодня были? Дети: – В сказочном лесу. Воспитатель: — Какое время года было сначала? Дети: — Зима. Воспитатель: — Какая бывает зима? Дети:- Снежная, холодная. Воспитатель: — Когда птицы возвращаются с юга домой? Дети: — Весной. Воспитатель: — Что люди делают для птиц? Дети:— Люди для птиц делают скворечники. Воспитатель: — Какое время года самое жаркое? Дети: — Самое жаркое –это лето. Воспитатель: — Где мы были в конце прогулки? Дети: — В гостях у осени. Воспитатель: Что ж, ребята, вы хорошо поработали. Спасибо. Угощайтесь фруктами и отдыхайте.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы детского сада Конспект занятия ИЗО на тему Осень. Подготовительная группа Конспект логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Времена года» Мнемотаблицы для детей средней — старшей группы «Время года и их явления»
Похожие статьи:
Развлечение путешествие в старшей группе. Времена года
Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу
Конспект занятия на тему «Времена года» в средней группе детского сада
Задания про времена года для детей 5-7 лет
Подвижные игры о временах года в детском саду для детей старшей группы
Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет по теме: Времена года
Описание материала: Занятие направлено на закрепление знаний и представлений о времени года, его особенностях и приметах. Специфика занятия: четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но ёмким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах; используется большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов; переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. «Основная нить» данного интегрированного занятия – музыка времен года – цвет – настроение человека. Подобранный материал, техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей на протяжении всей деятельности. Программное содержание: • Развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности; • Обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой; • Воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к природе, родному краю. Предварительная работа: слушание «Зима» А.Вивальди, пьеса «Колокольчики звенят» В.Моцарта, пьеса «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; рассматривание репродукций: «Февральская лазурь» И.Э. Грабарь, «Зима» И.И. Шишкин, «Вьюжит. Метель» А.М. Васнецов; беседа на тему «Что такое настроение и бывает ли оно у природы?»; художественно-развивающая игра «Отгадай настроение»; чтение стихотворений о зиме. Развивающая среда: репродукции картин: «Февральская лазурь» И.Э. Грабарь, «Зима» И.И. Шишкин, «Вьюга» К.А. Коровин; синтезатор, мультимедийная установка, музыка для релаксации (диск), музыкальный центр., фортепиано, детские музыкальные инструменты; стёкла с обработанными краями, белая гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, выставка детских рисунков о зиме. Методы и приёмы: информативно – рецептивный (рассматривание, наблюдение); словесный (беседа, рассказ, художественное слово), эвристический, ТСО, ИКТ. СОДЕРЖАНИЕ
Дети входит в зал под музыку, встают возле стульчиков
Педагоги: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга песенкой! Распевка — приветствие «Добрый день»дети садятсяПедагог (обращает внимание на выставку рисунков о зиме): Ребята, посмотрите, сегодня у нас в музыкальном зале выставка рисунков. — Какое время года изображено на них? — Назовите зимние месяцы (ответы детей) — Вам правится зима? Почему? — Все зимние дни похожи? — Какая погода бывает зимой? Педагог: Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, стихах, в музыке. Посмотрите на эти картины. Рассматривают картины: 1) «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь 2) «Зима» И.И. Шишкин 3) «Вьюжит. Метель» А.М. Васнецов Беседа: Что изображено? Вспомните, как она называется? Какая картина по настроению? Педагог: В произведениях композиторов и поэтов зима тоже очень разная: и с оттепелью, и с метелями, и снежная, и солнечная. Мы с вами знаем песню о зиме. (Встают, исполняют песню «Белая зима», музыка и слова Л. Куклиной))Музыкальный руководитель: Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит нам самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими зимними вечерами. За одну ночь зима способна создать совершенно новую картину в природе. Звучит стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина на фоне музыки и одновременно показ слайдов с зимними пейзажами.Музыкальный руководитель: А сейчас послушайте музыку («Зима» А.Вивальди, отрывок). Музыкальный руководитель: Вы узнали её? Музыкальный руководитель: Правильно. Это музыкальное произведение композитора А. Вивальди, называется «Зима». Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какое явление природы изобразил композитор? Давайте пофантазируем. Дети предполагают, что это вьюга, метель, сильный ветер.Музыкальный руководитель: Действительно, как будто подул сильный ветер, закружила метель. Педагог: Мне кажется, даже холодом повеяло… Да это же промчалась сама Снежная Королева! Хотите полететь вслед за ней? Тогда представим, что у нас есть шапки-невидимки, мы их наденем и закроем глаза. Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза.Педагог (декламирует под шум ветра). Зашумела, разгулялась в поле непогода, Принакрылась белым снегом гладкая дорога. Белым снегом принакрылась. не видать и следу. Поднялася пыль да вьюга, не осталось свету. Педагог: Откройте глаза. И вот мы у Снежной Королевы. В её снежном царстве очень холодно, всё сковано льдом. Мы с вами тоже можем превратиться в ледяные фигуры. Музыкальная игра «Ледяные фигуры» (Дети под музыку выполняют различные движения. По окончании музыки «замирают». Педагог должен отгадать, что за фигура. По окончании игры дети садятся).Педагог: Тише, тише! Слышите? Откуда-то слышится перезвон. Пьеса «Колокольчики звенят» В.А.Моцарта (синтезатор)Педагог: У кого в царстве Снежной королевы может быть такой голосок? Дети описывают услышанный голосок: сказочный, лёгкий, хрустальный, волшебный, необыкновенный, звонкий, стеклянный, холодный.Музыкальный руководитель: Может это снежинки — слуги Снежной королевы? Они так разговаривают, касаясь друг друга хрустальными лучиками. А сейчас я вам предлагаю поиграть. Дидактическая игра «Что звучит» (Детям предлагается выбрать из поочерёдно звучащих инструментов тот, который похож на голосок хрустальных снежинок (металлофон, треугольник, колокольчик, бубен, ксилофон и др.) Педагог: Посмотрите на снежинки, какие они разные: округлой формы, лохматые, с острыми лучиками и т.д. (Рассматривают снежинки на экране)
Но вот разлилась вокруг удивительная музыка, снежинки закружились в хороводе. Звучит отрывок из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Педагог: Мы с вами тоже попробуем потанцевать, как снежинки. Дети кружатся в танце, как снежинки (импровизация}
Педагог.
Молодцы, вы очень красиво танцевали, но нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и потихоньку снимем свои шапки-невидимки. Дети закрывают глаза и «снимают» шапки-невидимки.Педагог: Ну, вот мы и снова в музыкальном зале. А сейчас я предлагаю вам нарисовать па стёклах разные, необычные по форме, лёгкие снежинки. Дети подходят к столам, под музыку рисуют гуашью на стёклах разные снежинки, морозные узоры. (Музыка для релаксации) По окончании работы дети проходят и рассматривают рисунки.Педагог: Молодцы! Ребята, понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? Нам тоже очень понравилось, как вы пели, танцевали, рисовали. Зима, действительно прекрасное время года, но она через заканчивается, а через год вновь порадует нас волшебными снежными узорами, красивыми снежинками и разными песнями метелей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Ракета летит в космос Интегрированное занятие в подготовительной группе. Космическое путешествие Конспект интегрированного занятия – выставки в подготовительной группе ДОУ
Похожие статьи:
Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе