Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.
Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.
Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.
Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.
Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.
Далее дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята все их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.
Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:
1- первичное ознакомление с предметом.
2 — ознакомление с качествами и свойствами предметов.
3 — формирование понятий в процессе обобщений.
Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.
Значение:
1. Формируется целостное представление о предмете
2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.
Требования к данным занятиям:
1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.
2. Использование наглядного материала по количеству детей.
3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.
4. Предметы должны быть известны детям.
5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.
Структура занятия.
Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).
2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.
3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.
На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.
Значение:
1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)
2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать)
.
Требования
1. Тщательное сенсорное обследование.
2. Наглядный материал по количеству детей.
3. Включение в деятельность.
4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.
5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.
6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.
Структура занятия
2.2.1 Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
2.2.2 Основная часть
1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям)
.
2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему)
.
3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах — закрепление свойств.
Усложнение — в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов»
их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.
Требования
1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.
2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.
3. Отбор приемов обучения — указания и вопросы.
4. Максимум речевой активности детей.
Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.
Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.
Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями, например: стул, табурет, кресло.
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Необходимость выбора через игру.
2. Выбор предмета из группы сходных(как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа — мотивация- Почему вы так думаете?
3. Упражнение в выборе предметов.
Родовые понятия — предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)
2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое, что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется — транспорт)
3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.
Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.
2) ТРИЗ— это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами. Разработана в 1946 г. Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
можно смело говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.
В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.
Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
ить собственные решения.
В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:
· Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
· Обучение самостоятельной работе.
· Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
· Обучение эффективной работе в группах.
· Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.
Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло. Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра «Да-Нетки” или «Угадай, что я загадала”, Игра «Черное-белое” , Игра «Наоборот” или «перевертыши”
Методы и приемы ТРИЗ:
1.Противоречия: разрешение
противоречий — ключ к
творческому мышлению.
На пером этапе используются игры:
«Хорошо-плохо», «Наоборот», «Цепочка противоречий», «Зато», «Диверсионный подход».
На втором этапе предлагаются игры с противоречиями на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Конспект НОД в старшей группе по теме «Наши умные помощники»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Наши умные помощники»
Автор: Голышевская Наталья Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» общеразвивающего вида г. БарнаулаОписание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Наши умные помощники» Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность» Цель: развивать познавательный интерес к человеку. Задачи: Образовательные:
закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении.
Развивающие:
развивать внимание, мышление, артикуляционную моторику, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие.
Речевые:
расширять словарный запас, развивать связную речь детей.
Воспитательные:
формировать ценностное отношение детей к собственному организму.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением человека без ушей, глаз, носа, рта, детскиемузыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик). Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов, баночки с запахами чеснока, лука, мандарина, кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада. Оборудование: медицинский халат, шапочка, очки, чемоданчик, мешочек, маркеры. Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, чистоговорки, дыхательная гимнастика. Ход НОД Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. — Ребята, сегодня к нам в гости пришел доктор Пилюлькин из Цветочного города. Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Мой друг Незнайка нарисовал портреты вот этого симпатичного мальчика. Вам не кажется, что они какие-то странные? Рассматривание иллюстраций.
— Чего-то в каждом портрете не хватает? Чего? (На голове не хватает ушей. На лице не хватает глаз, носа, рта). — Глаза, нос, уши, рот — это наши «умные» помощники. А как они помогают человеку, мы сегодня с вами узнаем. Но сначала я проверю, какие вы внимательные.
Игра «Нос-ухо-нос» Указательным пальцем правой руки доктор Пилюлькин дотрагивается до носа и при этом говорит: «Нос». Потом касается уха и говорит: «Ухо». Таким образом, он дотрагивается до различных участков лица, называя их. Дети должны следить за тем, что говорит ведущий и выполнять это, не обращая внимания на его действия. Затем быстро звучат слова: «Нoc – нос — нос – ухо – глаз!». В какой-то момент доктор Пилюлькин указывает на подбородок и говорит: «Лоб». Многие дети невольно повторяют за ним движение, игнорируя слова. Доктор Пилюлькин: Я принес с собой чемоданчик, в котором много чего интересного (достает из чемодана мешочек). — В этом мешочке находятся разные предметы, попробуйте угадать, что там лежит. Игра «Чудесный мешочек» Дети по очереди определяют на ощупь, что находится в мешочке, достают предмет, называют его.Доктор Пилюлькин: С помощью чего вы определили содержимое мешочка? (с помощью рук) — Для чего человеку нужны руки? (с помощью рук мы одеваемся, держим предметы, рисуем и т.д.) — Руки – тоже наши главные помощники. Воспитатель: Чтоб здоровыми нам быть, надо с пальчиками дружить! Пальчиковая гимнастика Вот помощники мои Их как хочешь, поверни. Хочешь, эдак, хочешь так, Не обидятся никак. Действия выполняются в соответствии с текстомДоктор Пилюлькин: Ребята, рассмотрите внимательно предметы, которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? (Помидор — красный, лимон — желтый, огурец – зеленый и т.д.) — А с помощью чего вы определили цвет предметов? (с помощью глаз) — Для чего человеку нужны глаза? (С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении и т.д.) На портрете дорисовываются глаза.Доктор Пилюлькин: А что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (Беречь глаза, тренировать — делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.) Воспитатель: А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули. Физкуль Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом»
Правое крыло отвел, посмотрел, Левое крыло отвел, посмотрел.
Отводят попеременно правую и левую руки и прослеживают за ним взглядом.
Я мотор завожу И внимательно гляжу.
Делают вращательные движения руками и прослеживают за ними руками.
Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу.
Встают на носочки и изображают полет самолета.Доктор Пилюлькин: В моем чемоданчике есть кое-что съедобное. Попробуйте угадать что, но для этого нужно закрыть глаза. Дети пробуют продукты на вкус кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколад и определяют, что это и какой вкус имеет (кислый, соленый, сладкий)
— С помощью чего вы определили, что это за продукты и какие они на вкус? (С помощью языка) — Значит, язык – еще один наш помощник.
На портрете дорисовывается рот.Воспитатель: Давайте поиграем язычком. Я нам начну, а вы продолжите. Ша-ша-ша – у меня …лапша. Са-са-са – прилетела к нам …оса. Бы-бы-бы – во дворе стоят …столбы. Та-та-та – горячая …плита. Доктор Пилюлькин: Я принес с собой эти загадочные баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них. Игра «Отгадай по запаху» Дети определяют продукт (чеснок, лук, мандарин) и называют его.
— С помощью чего вы угадали, что находится в баночках? (С помощью носа) На портрете дорисовывается нос. — А для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т.д.) — А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите ни-на. Что получилось? А теперь скажите ма-ма.
Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает. Дыхательная гимнастика: 1.Глубоко вдыхаем и длительно выдыхаем через нос. Рот закрыт. 2.Вдох через нос, выдох через рот. Доктор Пилюлькин: А еще в моем чемоданчике есть замечательные вещи. Сейчас вы их услышите. Дети, сидя спиной, угадывают издаваемые звуки бубна, погремушки, свистка, колокольчика.
— С помощью чего вы слышали звуки? (с помощью ушей) На портрете дорисовываются уши. — А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т.д.)
Доктор Пилюлькин: Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился!
Игра «Отгадайте, что это» Дышит, нюхает –… нос. Дышит, ест, говорит –… рот. Работают, шьют, пишут, рисуют –… руки. Слушают, слышат — … уши. Видят, смотрят — … глаза. — Вот мы и узнали, какие незаменимые помощники есть у человека, поэтому берегите и охраняйте их. Воспитатель отмечает детей, которые были наиболее активны.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья» Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Похожие статьи:
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Познавательное занятие в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»