Конспект открытого занятия «Путешествие в осенний лес»


Конспект игрового занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№36»

Конспект игрового занятия в старшей группе:

«Путешествие в осенний лес»
Воспитатель:
Блохина Елена Александровна

Славгород 2013

Тема: Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».
Цели:
— Расширение и активизация словаря по теме: «Осень». — Активизация словаря определений. — Упражнение в определении слов – антонимов. — Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательным значением. — Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов. — Развитие логического мышления. — Развитие мелкой моторики рук. — Воспитание доброго отношения друг другу

Ход занятия:

— Ребята! Я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные, и я хочу с вами поздороваться. Здравствуйте, котята! Мяу-мяу-мяу! (моют лапки) Здравствуйте, утята! Кря-кря-кря! (показывают клювики) Здравствуйте, гусята! Га-га-га! (хлопают крылышками) Здравствуйте, лягушата! Ква-ква! (руки согнуты в локтях, ладони разжать вперед, качают руками вправо-влево) Здравствуйте, коровки! Му-му! (выставляют рожки) Солнце давно встало! Ку-ка-ре-ку! (поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями») Здравствуйте, барашки! Бэ — бэ! (приставляют к головам кулачки и вращают ими) А я сварила кашку. Ешьте все! — Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»: -большой — маленький; — громко — тихо; -грустный — радостный; — высокий – низкий; — открыть — закрыть; — пустой – полный; — вежливый – грубый; — легко – трудно; — тепло – холодно; — сильный – слабый; — солнечный – пасмурный; — чистый – грязный. — Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите: «Курьи ножки у избушки, А в избе живет старушка, Пол метлою подметает, В ступе над землей летает». — Кто это? ( Баба — Яга)
Звучит музыка, появляется Баба – ЯгаБаба – Яга
: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит, вы меня не любите! Не хотите со мной дружить?
(не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)
— Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.
Музыка. Дети приседают. Баба- Яга шепчет заклинания. Баба – Яга убегает, дети открывают глаза.
— Ребята! Посмотрите, а ведь баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим как тут красиво. Поворачиваем голову вправо-влево, И снова вправо-влево. А теперь подняли голову вверх, Опустим вниз, посмотрим под ноги, И опять вверх, вниз. — А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь? — Кто живет в лесу и охраняет его?
(Лесник, лесничий)
— Тропинка в лесу какая?
(Лесная)
— Как называется маленький лес?
(Лесок)
— Как называется сказочный человек, который живёт в лесу? — Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? — Тогда давайте позовём его. — Здравствуйте, ребята, я всё слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, состоит из зданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдите из леса. Ну что, ребята, постараемся?
(Да)
— Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться?
(Сели на ковер)
— Если дождь идет – дождливая; — ветер – ветряная; — холодно – холодная; — если пасмурно – пасмурная; — если хмуро – хмурая; — если сыро – сырая; — если солнечно – солнечная; — если ясно – ясная; — если мороз – морозная. — А теперь давайте, ребята, поиграем в игру
«Скажи со словом «осенний»»
Небо какое? – Осеннее. — Ветер какой? – Осенний. — Аллея какая? – Осенняя. — Солнце какое? – Осеннее. — Туча какая? – Осенняя. — Дождь какой? – Осенний. — Цветы какие? – Осенние. — Лес какой? – Осенний. — Погода какая? – Осенняя. — Сапоги какие? – Осенние. — Утро какое? – Осеннее. — Пальто какое? – Осеннее. — Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь! — Какой дождь? (
Холодный, сильный, моросящий
) — Покажите, как вы замерзли. Массаж «Дождик» Дождик бегает по крыше Бом! Бом! Бом!
(стучат ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!
(Постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите Бом! Бом! Бом!
(Поколачивают кулачками)
Никуда не выходите Бом! Бом! Бом!
(Растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте Бом! Бом! Бом!
( кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте Бом! Бом! Бом!
(Поглаживают ладонями)
— Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше. Куда мы попали?
(на полянку)
— На какую полянку?
(Грибную)Пальчиковая гимнастика «Опята»
На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки) Мама, папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают) Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх) Есть у каждого своя («крыша» из ладошек) -Давайте ребята соберем в корзину грибы. — Какие грибы мы собрали? (съедобные) — А какие остались на полянке? (несъедобные, мухомор, поганки) — А теперь ребята садитесь. Сейчас мы научим Бабу – Ягу считать. Поиграем в игру «Мы считаем»: одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек
(по аналогии проводится со словами: масленок, пенек).
— Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку. — На какую полянку мы прискакали?
(птичью)
— Какие птицы на поляне? (
перелетные)
— Почему их так называют
(улетают в теплые края)
— Почему улетают?
(трудно найти зимой корм)
— Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края. — Соловей – соловушка; — Скворец – скворушка; — Лебедь – лебедушка; — Утка – уточка; — Птенец – птенчик. — Молодцы, ребята! А кто же здесь спрятался?
(птенцы)
— Какие?
(зимующие)«Дыхательное упражнение «Ветер»
— Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер?
(ветерок)
Подул маленький ветер у-у-у Подул сильный ветер У-У-У Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый – а-а-а Рябиновый — и-и-и Березовый – о-о-о Дубовый — е-е-е — Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист? — лист дуба – дубовый; — лист березы – березовый; — лист рябины – рябиновый; — лист осины – осиновый; — лист клена – кленовый; — шишка сосны – сосновая; — шишка ели – еловая. — Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил?
(Баба – Яга)
— А почему?
(она на нас обиделась)
-Я предлагаю пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся. -На какую полянку мы пришли?
(овощную)
— Какие овощи здесь лежат?
(морковь, помидоры, огурцы, тыква, капуста)
-Давайте приготовим из них сок. — сок из помидоров – томатный; — сок из огурцов – огуречный; — сок из моркови – морковный; — сок из свеклы – свекольный; — сок из капусты – капустный; — сок из тыквы – тыквенный. — Так какой сок мы приготовили?
(овощной)
Молодцы, ребята! Баба – Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свиданья! — Спасибо, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.
Баба Яга:
А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания! (звучит музыка) -Ну что, ребята, и нам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад – покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся – скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу? — Какая Баба Яга стала? — А теперь, ребята, расскажите нашим гостям, как вы живете?
Физкультурная минутка «Как живешь»
Как живешь? – вот так! Как бежишь? – вот так! Как стоишь? — вот так! Как шалишь? – вот так! Как смешишь! – вот так! Как дружишь? – вот так! — Молодцы! Хмуро? — Какие облака осенью? (хмурые, кучевые) — Какой ветер дует осенью? (пронизывающий, злой, холодный) — Что делает дождь? (моросит, идет) — Что делают листья осенью? (опадают, кружатся) — Что делают звери осенью? (запасы, запасаются) — Что делают осенью птицы? (улетают на юг, а зимующие приближаются поближе к жилью человека)
Назови правильно
Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев — дети говорят название дерева).
Воспитатель:
Молодцы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.
Воспитатель:
Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? (Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не наблюдали бы за инеем.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • – Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
  • – Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)
  • – Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)
  • – Что стало с листьями на деревьях?
  • – Куда улетают птицы?
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]