Конспект НОД по риторике в подготовительной группе «От мысли к слову»


Упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Риторика (упражнения для развития устной речи тренируют центры головного мозга) имеет разные уровни сложности. Для детей старшего дошкольного возраста проводятся занятия, содержание которых соответствует объему знаний каждого ребенка.

Упражнение «Рассказ на свободную тему»

Для выполнения этого коллективного упражнения достаточно, чтобы была сформирована группа детей в количестве от 5 до 10 человек. Средняя продолжительность занятия от 25 до 50 мин. Это тот период времени, который позволит добиться максимальной продуктивности в учебном процессе, а также сохранять у детей достаточный уровень заинтересованности. На выступление каждого ребенка отводится около 5 мин.

Цели и задачи

Основная цель и задача упражнения заключается в эффективном формировании культуры речевого поведения ребенка.

Оборудование и материалы

Для проведения данного занятия потребуется следующее оборудование и материалы:

  • стулья для того, чтобы усадить всех участников группы, создав из них целевую аудиторию для выступающего;
  • часы с таймером для фиксации продолжительности выступления каждого ребенка;
  • стул и письменный стол для преподавателя, который сидит в стороне от детей;
  • импровизированная сцена, на которую будет выходить каждый ребенок во время своего выступления.

После завершения подготовительных мероприятий можно приступать к выполнению данного упражнения.

Применяемая методика

Во время выполнения данного упражнения рекомендуется использовать методику оценки успехов каждого ребенка. Для этого понадобиться заранее подготовить чек-лист, в котором будут отображаться достижения всех воспитанников.

Введение

На данном этапе преподаватель предлагает детям поочередно выходить на сцену и совершать устный рассказ на заданную тему. Педагог акцентирует внимание на том, что повествование должно быть выразительным, интересным, но в тот же момент максимально лаконичным, так как у каждого выступающего только 5 мин.

Ход занятия

Выполнение упражнения «Рассказ на свободную тему» предусматривает соблюдение следующего алгоритма действий:

  1. Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену перед аудиторией из других детей.
  2. Затем педагог просит воспитанника рассказать историю о том или ином событии. Например, рассказ на тему: «Как я гостил у бабушки», «Поход на рыбалку с отцом», «Мой домашний питомец». Тема для рассказа подбирается свободная и доступная для ребенка соответствующего возраста.
  3. Ребенок рассказывает на заданную тематику 5 мин.
  4. После этого преподаватель вместе с детьми благодарит выступающего, а затем приглашает к выступлению следующего ребенка.

Детей, которые во время выступления теряются, смущаются или испытывают сложности в повествовании рассказа, необходимо подбадривать, придавать им уверенности в их действиях.

Контроль знаний

По завершению тренинга преподаватель заполняет чек-лист, в котором оценивает ораторские способности каждого ребенка.

Во внимание берутся следующие критерии:

  • ясность речи;
  • выразительность;
  • богатство словарного запаса;
  • содержательность выступления;
  • лаконичность.

Для проведения оценки используется шкала в 5 или 10 баллов. При этом результаты контроля знаний детям не оглашаются, а используются только преподавателем для дальнейшего улучшения риторических навыков каждого ребенка.

Заключительный этап

На заключительном этапе данного занятия дети благодарят друг друга за интересные рассказы, которые они услышали во время этого упражнения.

Упражнение «Характеристика предмета»

Характеристика предмета — это упражнение, для проведения которого потребуется сформировать группу из 5 детей. Средняя продолжительность выступления 1 ребенка составляет 10 мин.

В целом занятие рассчитано на 50 мин. рабочего времени.

Цели и задачи

Задача данного занятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка начальные задатки к ораторскому мастерству, научить его правильному и последовательному изложению мыслей.

Оборудование и материалы

Для проведения этого занятия потребуется использовать следующие материалы:

  • мяч;
  • зубная щетка;
  • карандаш;
  • лист бумаги;
  • пластилин.

Все дети младшего дошкольного возраста знакомы с данными предметами, а также могут описать их характеристики и целевое предназначение.

Применяемые методики

Во время проведения этого занятия используют методики в виде оценки способностей ребенка с помощью чек-листа, а также используют технику презентации.

Введение

На подготовительном этапе преподаватель раскладывает вышеперечисленные предметы на стол перед детьми. После этого педагог говорит детям, что им необходимо поочередно встать, выйти вперед и охарактеризовать одну из данных вещей.

Ход занятия

Упражнение по развитию риторических способностей «Характеристика предмета» выполняется следующим образом:

  1. Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену.
  2. Выступающий получает один из предметов, описанных в разделе выше.
  3. По заданию педагога ребенок в течение 10 мин. должен рассказать максимальное количество информации о данной ему вещи. Выполняется характеристика предмета, его целевое предназначение.
  4. По истечению указанного периода времени ребенок присаживается, а на выступление приглашается следующий участник группы.

Во время проведения данного занятия преподаватель может задавать ребенку наводящие вопросы, которые упрощают процесс повествования.

Контроль знаний

По результатам тренинга преподаватель выставляет оценки всем участникам в чек-листе.

Заключительный этап

На завершающей стадии занятия педагог благодарит детей за участие в тренинге, говорит о том, что они очень старались, а их рассказы были интересными.

Упражнения для детей начальной школы

Риторика (упражнения для развития устной речи способствуют улучшению коммуникабельности ребенка) осваивается только в том случае, если соблюдается принцип регулярности выполнения тренировок. Для детей начальных классов используют занятия с более высоким уровнем сложности.

Упражнение для учащихся 1 класса «Алфавит»

Данное упражнение может выполнять неограниченное количество детей, учащихся 1 класса. Общая продолжительность занятия составляет от 20 до 30 мин. Сам тренинг является коллективным.

Цели и задачи

Основная задача данного занятия — это развитие у детей ассоциативности и креативности речи, а также общих навыков риторики.

Оборудование и материалы

Для выполнения этого упражнения потребуется школьная доска, на которую будет нанесена исходная информация.

Применяемые методики

Во время данного занятия используются риторические методики в виде работы со словарем и оценки итогов проведенного тренинга.

Введение

Учащиеся 1 класса располагаются за партами. Преподаватель пишет на доске различные буквы алфавита, на которые каждый из участников группы должен будет придумать по 1 слову.

Ход занятия

Риторическое упражнение «Алфавит» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Преподаватель пишет на доске различные буквы алфавита за исключением «ы, ъ, ь».
  2. После этого педагог просит детей придумывать слова, начинающиеся на указанные на доске буквы.
  3. Ученики выполняют данное упражнение поочередно, поднимая руку, либо же преподаватель сам решает, в какой последовательности будут отвечать дети.

Для усложнения текущего задания можно попытаться создать короткий рассказ из нескольких предложений, в котором все слова будут начинаться на одну букву.

Контроль знаний

По завершению занятия педагог заполняет чек-лист, оценивая риторические способности каждого ребенка. Успешность участников группы определяется по 5 или 10-ти бальной системе на усмотрение педагога.

Заключительный этап

Заключительным этапом тренинга по развитию навыков риторики является диалог детей с преподавателем, в процессе которого педагог задает воспитанникам следующие вопросы:

  1. Легко ли они справлялись с этим заданием?
  2. Что понравилось в данном упражнении?
  3. Какие детали следует добавить на следующее занятие?
  4. Были ли изучены новые слова?

Дети, которые открыли для себя новые слова, проговаривают их в слух. Преподаватель может задать уточняющий вопрос об их значении.

Упражнение для учащихся 2 класса «Рисунок в воздухе»

Для выполнения данного упражнения в группе должно находиться 10 детей. Среднее время выступления 1 человека составляет 5 мин.

Ориентировочная продолжительность занятия — 50-60 мин.

Цели и задачи

Целью данного занятия является формирование навыков речевого поведения ребенка, а также развитие его моторики рук, улучшение координации движений во время разговора.

Оборудование и материалы

Для проведения этого занятия понадобятся следующие предметы:

  • линейка;
  • пенал;
  • тетрадь;
  • книга;
  • портфель;
  • ручка;
  • мяч;
  • тарелка;
  • игрушечный автомобиль;
  • краски.

Большинство учеников 2 класса знакомы с целевым предназначением данных вещей, могут описать их свойства и внешние характеристики. В случае необходимости преподаватель делает подсказки, задает ребенку наводящие вопросы.

Применяемые методики

Во время проведения занятия «Рисунок в воздухе» используют методику оценки уровня ораторских способностей ребенка, а также применяют технику презентации описываемого объекта.

Введение

Перед началом занятия преподаватель раскладывает вышеуказанные предметы. Затем разъясняет участникам группы, что им потребуется поочередно выйти к доске, взять одну из вещей и рассказать о ней максимум информации.

По завершению рассказа, используя пальцы рук, необходимо нарисовать в воздухе охарактеризованный предмет.

Ход занятия

Риторическое упражнение «Рисунок в воздухе» выполняется следующим образом:

  1. Преподаватель приглашает к доске ребенка.
  2. Ученик берет любую из разложенных вещей.
  3. Ребенок дает внешнюю характеристику предмету, указывает его целевое предназначение, главные функции, ценность.
  4. По завершению рассказа ученик пытается нарисовать в воздухе объект, о котором рассказывал педагогу и другим участникам группы.

После завершения выступления преподаватель приглашает к доске следующего ученика, который выполняет аналогичные действия. В группе сохраняется неформальная обстановка. Дети должны оставаться раскрепощенными, предрасположенными к проявлению творческих и коммуникативных способностей.

Контроль знаний

Контроль знаний проводится путем выставления оценки в чек-листе.

Заключительный этап

На завершающем этапе все участники группы и преподаватель благодарят друг друга за познавательные рассказы.

Упражнение для учащихся 3 класса «Пересказ услышанного текста»

Во время проведения данного занятия можно работать с неограниченным количеством детей, но максимальная продуктивность тренинга обеспечивается в том случае, если группа состоит из 10 человек.

Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 35 мин.

Цели и задачи

Целью этого занятия является формирование устойчивых навыков речи, повышение уровня коммуникабельности и креативности.

Оборудование и материалы

Для выполнения данного упражнения преподавателю потребуется литературное произведение, предназначенное для детей соответствующего возраста.

Применяемые методики

Во время этого занятия используются методики следующих видов:

  • расширение словарного запаса;
  • оценка итоговых результатов с помощью чек-листа;
  • пересказ изложенного материала.

За счет одновременного применения нескольких методик достигается эффект комплексного развития риторических способностей.

Введение

Преподаватель разъясняет детям, что он прочтет определенный отрывок текста, который нужно будет пересказать.

Ход занятия

Выполнение данного упражнения происходит с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Педагог зачитывает детям короткий отрывок из художественного произведения, средние объемы которого 500-700 слов.
  2. Преподаватель просит каждого ребенка пересказать услышанный текст.
  3. Дети рассказывают прочитанный материал поочереди.

В зависимости от количественного состава группы для каждого ученика может зачитываться отдельный отрывок текста. Данный подход усложнит задание.

Контроль знаний

Оценка результатов упражнения выполняется с помощью чек-листа по методике, которая описана в разделах выше.

Заключительный этап

На заключительном этапе занятия преподаватель спрашивает у детей, что им понравилось и больше всего запомнилось во время данного тренинга.

Упражнение для детей 4 класса «Дополни рассказ»

Риторика (упражнения для развития устной речи улучшают дикцию ребенка) — это наука о навыках ораторского искусства. Занятие под названием «Дополни рассказ» выполняется при непосредственном коммуникативном взаимодействии между участниками группы. Средняя продолжительность тренинга составляет 30-35 мин. Количество участников не ограничено.

Цели и задачи

Целью данного занятия является обучение детей активной коммуникации, увеличение их словарного запаса и улучшение риторических способностей.

Оборудование и материалы

Во время выполнения упражнения «Дополни рассказ» используется красный флажок или любой предмет, который будет символизировать передачу эстафеты от одного участника к следующему.

Применяемые методики

В данном случае используются методики расширения словарного запаса и оценка текущих достижений с помощью чек-листа.

Введение

Вводная часть этого занятия начинается с того, что преподаватель разъясняет детям принцип проведения риторического тренинга.

Участники должны вступать в дискуссию друг с другом, продолжая начатое предложение.

Ход занятия

Упражнение «Дополни рассказ» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Ребенок берет красный флажок, выходит к доске, а затем проговаривает 1 предложение импровизированного рассказа на свободную тему. Например, «Я сегодня пришел домой, а в зале сидит большой лохматый пес».
  2. Данный участник передает флажок в виде эстафеты следующему ребенку, который в течение 2 мин. должен продолжить начатый рассказ, придумав логическое завершение этой истории.
  3. После этого ребенок произносит новое вводное предложение и передает эстафету следующему участнику.

Упражнение проходит в ненавязчивой обстановке, напоминающей интерактивную игру.

Контроль знаний

Преподаватель наблюдает за происходящим, оценивая риторические способности детей в чек-листе.

Заключительный этап

На заключительном этапе проведения занятия «Дополни рассказ» педагог благодарит всех детей за то, что они отлично справились с упражнением, а также задает им следующие вопросы:

  1. Понравилась ли тематика упражнения?
  2. Кто хотел бы усложнить занятие дополнительными заданиями?
  3. Какой рассказ запомнился больше остальных?

Риторика (упражнения для развития устной речи полезны для детей всех возрастных групп) включает в себя комплекс занятий, которые позволяют улучшить коммуникативные навыки, избавиться от чувства робости, стеснения во время общения с другими людьми.

Риторические упражнения для развития устной речи — это интерактивные занятия, которые проводит педагог с большим опытом практической деятельности, либо же логопед. Тренинги по улучшению ораторских способностей назначаются детям старшего дошкольного возраста и учащимся начальной школы.

Во время выполнения упражнений по риторике используют методы оценки знаний каждого участника группы, используют технику пересказа прочитанного материала, проводят презентации заранее подготовленных предметов. Дети, посещающие данные занятия, отличаются хорошей дикцией, общительностью, ясностью речи и богатым словарным запасом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]