Социальный проект «В ногу со временем шагаем: и творим и вытворяем!»


Роль социально-значимых проектов в развитии дошкольного образования

Развитие дошкольного образования в городе Новочеркасске

Гл. специалист Управления образования

Администрации города Новочеркасска

Муравьева О.Ю.

Основным источником финансирования дошкольного образования являются и останутся в ближайшем и отдаленном будущем именно бюджетные средства муниципальных образований. а также (в относительно небольшой части) родительская плата.

В связи с этим актуальным на сегодняшний день, как нам представляется, решение проблем дошкольного образования возможно программно-целевым методом, то есть посредством принятия целевых программ, направленных на развитие дошкольного образования, которые позволяют обеспечивать выделение субсидий и субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также возможность привлечения внебюджетных средств.

Городская долгосрочная целевая программа

«Развитие новых форм дошкольного образования и расширение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новочеркасска на 2011-2014 годы» направлена на обеспечение доступного и качественного дошкольного образования в городе.

Основными задачами Программы являются:

развитие новых форм дошкольного образования;

увеличение количества мест в МДОУ за счет оптимизации действующей сети;

строительство новых и реконструкция имеющихся зданий ДОУ;

В городе Новочеркасске проживает более 10 000 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Посещают наши детские сады более 6000 детей. На учете для получения места в детских садах города в Управлении образования состоит 3600 человек от 0 до 6 лет, из них наиболее нуждающиеся от 2 до 6 лет – 2100 человек.

За один год работы программы мы увеличили количество мест, предоставленных в детских садах на 580 единиц за счет отремонтированных помещений ранее законсервированных групп ДОУ, открытия групп кратковременного пребывания, семейных групп, как структурных подразделений детских садов.

С целью реализации прав детей, не посещающих детские сады города, на равные возможности в получении дошкольного образования приняты Постановления Администрации города «Об открытии групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» и «О развитии вариативных форм дошкольного образования в городе Новочеркасске», регулирующие создание различных вариативных условий для получения дошкольного образования.

Система вариативного образования представлена следующими формами:

— группы кратковременного пребывания в 22 дошкольных учреждениях в количестве 37 единиц на более чем 500 мест;

Группы открыты по запросу родителей с разным направлением деятельности:

— для детей, имеющих особые образовательные потребности;

— предшкольного образования (на сегодняшний день удовлетворенность в предшкольном образовании детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет составляет в нашем городе 96%);

— группы прогулочные и выходного дня,

— группы адаптационные для детей и родителей от 1,5 до 3 лет,

— группы присмотра и ухода

Необходимо отметить, сколько бы мы не предоставляли разнообразных услуг, родители требуют одно — полный день пребывания и трехразовое питание.

Мало работающих матерей, которых устраивает короткий день в детском саду.

Также в нашем городе готовы к открытию

— 3 семейные дошкольные группы на 14 мест

, созданные в виде структурных подразделений муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений микрорайона Хотунок, центральной части города. Это новая форма дошкольного образования, с которой нам довелось столкнуться в 2011 году. Такие группы открываются для детей из многодетных семей и для детей, не получивших места в детском саду.

Какие проблемы, связанные с открытием семейных групп, нас сегодня волнуют?

Отрицательные моменты и риски

— организация работы семейных детских садов даже при условии их распространенности не обеспечивает значительного увеличения показателей охвата детей дошкольным образованием из-за невозможности нахождения большого количества детей в жилом доме или квартире;

— необязательность педагогического образования мамы-воспитателя, с одной стороны, и необходимость реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, с другой стороны, создают ряд трудностей, связанных, прежде всего, с организацией и проведением занятий (развитие речи, математическое развитие и др.). Решение данного вопроса осуществляется через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Вместе с тем, очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) воспитателя, не имеющего педагогического образования, организация квалифицированной деятельности мамы-воспитателя в условиях семейного детского сада невозможна;

— жилищно-бытовые условия, предлагаемые семьями не соответствуют современным СанПин;

— сложная и дорогая процедура прохождения медицинских осмотров;

— оплата детскому саду за посещение его собственным ребенком и др;

Ожидаемые конечные результаты программы – снижение очередности в дошкольные учреждения города на 1015 мест, в том числе и за счет строительства и реконструкции зданий детских учреждений.

На сегодняшний день актуальным считаем разговор о частно-государственном партнерстве в сфере образования

именно в данном направлении.

На наш взгляд, в первую очередь это инвестиции в строительство и реконструкцию ранее законсервированных или сданных в аренду зданий детских садов.

Формой эффективного сотрудничества в данном направлении можно назвать:

— концессионное соглашение, по которому объекты сферы образования могут быть переданы для строительства нового или модернизацию существующего имущества (ст.4 ФЗ от 6.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

— использование системы BOLT или «обратная аренда», когда на конкурсной основе инвестор строит объект на земельном участке муниципалитета за счет собственных или заемных средств и сдает его в аренду лицу, занимающемуся образованием;

Уважаемые инвесторы, «Программа развития дошкольного образования города Новочеркасска», ждет Вас.

О развитии негосударственного сектора в образовании неоднократно в своих выступлениях затрагивали руководители государства.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На сегодняшний Федеральный закон закрепляет обязанности государства по содействию в получении гражданами дошкольного, в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях,
посредством обеспечения обучения граждан в этих образовательных учреждениях за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.

Организации негосударственного дошкольного учреждения

— это создание частного детского сада, аналогичного муниципальному или государственному, в отдельном здании с прилегающей территорией, содержанием нескольких разновозрастных групп детей и с организацией образовательной деятельности.

В нашем городе готов к открытию такой «частный детский сад». Однако образовательную деятельность там вести не могут.

На самом деле это индивидуальный предприниматель, который взял в аренду помещение у родственника, достроил здание жилого дома, вложив немалые средства и пройдя довольно длинный путь к открытию своего дела. Получив код ОКВЭД, он зарегистрировался как ИП. В связи с долгой оформления имущественных отношений получить лицензию на ведение образовательной деятельности невозможно. Поэтому на сегодняшний день наш «частный детский сад» функционирует как ИП — центр организации досуга, присмотра, ухода и др.

С какими трудностями столкнулись при открытии данного учреждения.

— отказ от предоставления кредита в связи с тем, что на основании декларации предприниматель не показывает прибыли;

— высокая кредитная ставка, без учета специфики дальнейшей деятельности;

— высокая аренда помещения;

— большие финансовые вложения для создания условий в соответствии с современными требования Роспотребнадзора и Госпожнадзора;

— отсутствие лицензии на образовательную деятельность;

А следствие этого невозможность получить муниципальное задание.

На сегодняшний день есть правовая база для предоставления муниципального заказа негосударственным образовательным учреждениями, а каким образом помогать индивидуальным предпринимателям?

К числу проблем, с которыми приходится сталкиваться негосударственному детскому саду, а также индивидуальному предпринимателю стоит отнести невозможность участия в государственных программах по поддержке малого и среднего бизнеса. Эти программы рассчитаны, прежде всего на коммерческие организации, а образовательная деятельность имеет статус некоммерческой.

Существуют также проблемы в получении долгосрочных кредитов на развитие, ремонты и строительство.

Банки не рассматривают социальные объекты как привлекательные залоги, и их мало интересует «долгий бизнес», каковым является частное образование.

Государство как заинтересованный партнер могло бы выступить поручителем в этих взаимоотношениях и проработать механизм получения частными детскими садами долгосрочных банковских кредитов.

В целях совершенствования законодательной и нормативной базы для дальнейшего развития негосударственного сектора в дошкольном образовании мы предлагаем:

1) инициировать в законодательных органах власти принятие нормативных актов, устанавливающих для негосударственных дошкольных учреждений отмену налогов на прибыль, на имущество, на землю;

2) включить негосударственные дошкольные учреждения в перечень учреждений, которым устанавливаются льготные тарифы по коммунальным услугам;

3) установить меры налогового стимулирования организаций, оказывающих финансовую помощь негосударственным дошкольным образовательным учреждениям;

4) производить выплату федеральных компенсаций части родительской платы родителям негосударственных дошкольных учреждений за содержание ребенка в детском саду;

6) оказывать безвозмездную помощь частным предпринимателям при организации новых детских садов путем сдачи в безвозмездную аренду зданий (площадей), на которых будет организован новый детский сад, и долевого участия бюджета в покрытии расходов на ремонтно-восстановительные и строительные работы.

Принимая во внимание вышеизложенное полагаем, что создание

благоприятных экономических условий обеспечат выгодность инвестиций в широком смысле этого термина (то есть в виде предоставления финансовых средств, оборудования, интеллектуальных, кадровых и иных ресурсов) в сферу дошкольного образования со стороны организаций и граждан;

В чем еще мы видим формы сотрудничества между органами власти и бизнеса:

  1. Формирование попечительских или управляющих советов. Данный механизм становится особенно актуальным в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения дошкольным образовательным учреждением долгосрочного финансирования, возможность участия в формировании программ развития и контроле их выполнения.
  2. Грантовая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Социально-образовательный экологический проект «На чистой планете счастливы дети!»

Автор: Скрипченко Наталья Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад села Алаторка»

Девиз проекта “Наш дом – Земля, зеленая планета – Наш долг, друзья, сберечь всё это! ”

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тема: социально-образовательный экологический проект «На чистой планете счастливы дети!» для реализации в группах старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы

Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека. Без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы в нашем селе и на Земле в целом, невозможно представить дальнейшее существование человечества.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Экологический проект — универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Проблема: низкий уровень экологической культуры дошкольников; отсутствие уважения к окружающей среде своего села, района, страны.

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

  1. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
  2. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  3. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
  4. Формировать умение в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
  5. Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Участники проекта: воспитанники старших и подготовительных групп, их родители, педагоги.

Тип проекта: информационно — исследовательский, социально — значимый

По продолжительности реализации: долгосрочный (сентябрь — июнь).

Формы реализации проекта:

  1. Совместная деятельность воспитанников и взрослых (педагогов, родителей).
  2. Исследовательская и проектная деятельность.
  3. Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности.
  4. Продуктивная деятельность.

Условия реализации:

  1. Включенность в реализацию мероприятий проекта детей и взрослых.
  2. Личностная заинтересованность всех участников проекта в решении проблемы.
  3. Творческий подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех участников.

Критерии эффективности проекта:

  1. Актуальность проблемы.
  2. Реализуемость и жизнеспособность проекта.
  3. Посильность задач для участников проекта.
  4. Уровень активности участников проекта в его реализации.
  5. Широта охвата проектом воспитанников, педагогов, родителей.

Методы изучения результативности:

  1. Фото- и видеоматериалы о ходе реализации проекта.
  2. Наблюдение, анкетирование.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для воспитанников: привитие детям экологической культуры; ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности в приобретении новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

Для педагогов: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Аналитический

План поэтапной реализации проекта

Первый этап

  1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
  2. Диагностика уровня экологической культуры воспитанников.

Второй этап

  1. Определение этапов и сроков реализации проекта;
  2. Разработка тематического планирования;
  3. Планирование совместной деятельности при проведении организованной образовательной деятельности и в режимных моментах с учетом экологической направленности.

Третий этап

  1. Практический выход
  2. Повторная диагностика уровня экологической культуры воспитанников
  3. Анализ результативности проекта. Вывод.

Содержание проекта

Подготовительный этап

  1. Изучение литературных источников, опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
  2. Составление перспективного плана работы над проектом «На чистой планете счастливы дети!»;
  3. Диагностика уровня экологической культуры воспитанников;
  4. Систематизация и оформление дидактических материалов, подбор детской литературы в соответствии с планом проекта;
  5. Разработка памяток и консультаций для родителей экологической направленности;
  6. Подготовка родителей к совместной работе, анкетирование на выявление экологических знаний.

Практический этап

Перспективный план реализации проекта

«На чистой планете счастливы дети!»

Мероприятия Дата Исполнители
1. Беседа «На планете нашей хорошо живется, но планете это нелегко дается»

Просмотр мультфильмов и видеороликов по экологии.

Сентябрь Воспитатели, воспитанники
2. ООД «Мусор бывает разный»

Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор, что произойдет?»

Сентябрь — май Воспитатели, воспитанники
3. Прогулка — соревнование в сельском парке «Листья, ветки уберем и порядок наведем» Октябрь Воспитатели, воспитанники
4. Совместный с родителями проект:

Ярмарка идей «Богатство природы творчеству подмога!»

Октябрь Воспитатели, воспитанники, родители
5. Мини-проекты «Удивительный мир тканей», «Пластик в нашей жизни»

«Как книжка родилась» (по группам)

Ноябрь Воспитатели, воспитанники
6. Экологическая акция «Макулатуру соберем и деревьям жизнь спасем!»

Викторина «Такие знакомые незнакомцы» (на знание деревьев, растущих в наших лесах)

Декабрь Воспитатели, воспитанники, родители
7. Конкурс плакатов «Сортируем мусор – бережем природу»

Памятка для родителей «Раздельно собранные отходы — это не мусор»

Приобретение разноцветных корзин для раздельного сбора мусора

Январь Воспитатели, воспитанники, родители
8. Оформление уголка «К природе сердцем прикоснись»

Участие в районном конкурсе детского творчества «Зеленый нимб»

Февраль Воспитатели, воспитанники
9. Смотр — конкурс костюмов «Рубашка из бумажки, бантики из фантиков» Март Воспитатели, родители, дети
10. Конкурс чтецов

Экологическая сказка «История маленького родника»

Апрель Воспитатели, дети
11. Экологический субботник «Наведем порядок вместе»

Участие в районной акции «Зеленое село» (посадка деревьев)

Апрель-май Родители, воспитатели, дети
12. Изготовление поделок из бросового материала для оформления территории детского сада Май Воспитатели, дети

Родители

13. Прогулка-поход «Осинка, рябина, липа и дуб нас, ребята, в гости ждут!» Июнь Воспитатели, дети

Родители

14. Квест-игра «Звонкий голос родника слышим мы издалека!» Июнь Воспитатели, дети
15. Выпуск газеты «На чистой планете счастливы дети!» Ежемесячно Воспитатели

Аналитический этап:

  1. Практический выход
  2. Повторная диагностика уровня экологической культуры воспитанников
  3. Анализ результативности проекта. Вывод.

Перспективы развития проекта.

üсоздание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

üсовершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;

üучастие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой экологической зоны на территории ДОУ и прилегающей к нему территории;

üпривлечение родителей к благоустройству и озеленению территории.

< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]