Роль социально-значимых проектов в развитии дошкольного образования
Развитие дошкольного образования в городе Новочеркасске
Гл. специалист Управления образования
Администрации города Новочеркасска
Муравьева О.Ю.
Основным источником финансирования дошкольного образования являются и останутся в ближайшем и отдаленном будущем именно бюджетные средства муниципальных образований. а также (в относительно небольшой части) родительская плата.
В связи с этим актуальным на сегодняшний день, как нам представляется, решение проблем дошкольного образования возможно программно-целевым методом, то есть посредством принятия целевых программ, направленных на развитие дошкольного образования, которые позволяют обеспечивать выделение субсидий и субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также возможность привлечения внебюджетных средств.
Городская долгосрочная целевая программа
«Развитие новых форм дошкольного образования и расширение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новочеркасска на 2011-2014 годы» направлена на обеспечение доступного и качественного дошкольного образования в городе.
Основными задачами Программы являются:
развитие новых форм дошкольного образования;
увеличение количества мест в МДОУ за счет оптимизации действующей сети;
строительство новых и реконструкция имеющихся зданий ДОУ;
В городе Новочеркасске проживает более 10 000 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Посещают наши детские сады более 6000 детей. На учете для получения места в детских садах города в Управлении образования состоит 3600 человек от 0 до 6 лет, из них наиболее нуждающиеся от 2 до 6 лет – 2100 человек.
За один год работы программы мы увеличили количество мест, предоставленных в детских садах на 580 единиц за счет отремонтированных помещений ранее законсервированных групп ДОУ, открытия групп кратковременного пребывания, семейных групп, как структурных подразделений детских садов.
С целью реализации прав детей, не посещающих детские сады города, на равные возможности в получении дошкольного образования приняты Постановления Администрации города «Об открытии групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» и «О развитии вариативных форм дошкольного образования в городе Новочеркасске», регулирующие создание различных вариативных условий для получения дошкольного образования.
Система вариативного образования представлена следующими формами:
— группы кратковременного пребывания в 22 дошкольных учреждениях в количестве 37 единиц на более чем 500 мест;
Группы открыты по запросу родителей с разным направлением деятельности:
— для детей, имеющих особые образовательные потребности;
— предшкольного образования (на сегодняшний день удовлетворенность в предшкольном образовании детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет составляет в нашем городе 96%);
— группы прогулочные и выходного дня,
— группы адаптационные для детей и родителей от 1,5 до 3 лет,
— группы присмотра и ухода
Необходимо отметить, сколько бы мы не предоставляли разнообразных услуг, родители требуют одно — полный день пребывания и трехразовое питание.
Мало работающих матерей, которых устраивает короткий день в детском саду.
Также в нашем городе готовы к открытию
— 3 семейные дошкольные группы на 14 мест
, созданные в виде структурных подразделений муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений микрорайона Хотунок, центральной части города. Это новая форма дошкольного образования, с которой нам довелось столкнуться в 2011 году. Такие группы открываются для детей из многодетных семей и для детей, не получивших места в детском саду.
Какие проблемы, связанные с открытием семейных групп, нас сегодня волнуют?
Отрицательные моменты и риски
— организация работы семейных детских садов даже при условии их распространенности не обеспечивает значительного увеличения показателей охвата детей дошкольным образованием из-за невозможности нахождения большого количества детей в жилом доме или квартире;
— необязательность педагогического образования мамы-воспитателя, с одной стороны, и необходимость реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, с другой стороны, создают ряд трудностей, связанных, прежде всего, с организацией и проведением занятий (развитие речи, математическое развитие и др.). Решение данного вопроса осуществляется через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Вместе с тем, очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) воспитателя, не имеющего педагогического образования, организация квалифицированной деятельности мамы-воспитателя в условиях семейного детского сада невозможна;
— жилищно-бытовые условия, предлагаемые семьями не соответствуют современным СанПин;
— сложная и дорогая процедура прохождения медицинских осмотров;
— оплата детскому саду за посещение его собственным ребенком и др;
Ожидаемые конечные результаты программы – снижение очередности в дошкольные учреждения города на 1015 мест, в том числе и за счет строительства и реконструкции зданий детских учреждений.
На сегодняшний день актуальным считаем разговор о частно-государственном партнерстве в сфере образования
именно в данном направлении.
На наш взгляд, в первую очередь это инвестиции в строительство и реконструкцию ранее законсервированных или сданных в аренду зданий детских садов.
Формой эффективного сотрудничества в данном направлении можно назвать:
— концессионное соглашение, по которому объекты сферы образования могут быть переданы для строительства нового или модернизацию существующего имущества (ст.4 ФЗ от 6.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
— использование системы BOLT или «обратная аренда», когда на конкурсной основе инвестор строит объект на земельном участке муниципалитета за счет собственных или заемных средств и сдает его в аренду лицу, занимающемуся образованием;
Уважаемые инвесторы, «Программа развития дошкольного образования города Новочеркасска», ждет Вас.
О развитии негосударственного сектора в образовании неоднократно в своих выступлениях затрагивали руководители государства.
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
На сегодняшний Федеральный закон закрепляет обязанности государства по содействию в получении гражданами дошкольного, в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях,
посредством обеспечения обучения граждан в этих образовательных учреждениях за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
Организации негосударственного дошкольного учреждения
— это создание частного детского сада, аналогичного муниципальному или государственному, в отдельном здании с прилегающей территорией, содержанием нескольких разновозрастных групп детей и с организацией образовательной деятельности.
В нашем городе готов к открытию такой «частный детский сад». Однако образовательную деятельность там вести не могут.
На самом деле это индивидуальный предприниматель, который взял в аренду помещение у родственника, достроил здание жилого дома, вложив немалые средства и пройдя довольно длинный путь к открытию своего дела. Получив код ОКВЭД, он зарегистрировался как ИП. В связи с долгой оформления имущественных отношений получить лицензию на ведение образовательной деятельности невозможно. Поэтому на сегодняшний день наш «частный детский сад» функционирует как ИП — центр организации досуга, присмотра, ухода и др.
С какими трудностями столкнулись при открытии данного учреждения.
— отказ от предоставления кредита в связи с тем, что на основании декларации предприниматель не показывает прибыли;
— высокая кредитная ставка, без учета специфики дальнейшей деятельности;
— высокая аренда помещения;
— большие финансовые вложения для создания условий в соответствии с современными требования Роспотребнадзора и Госпожнадзора;
— отсутствие лицензии на образовательную деятельность;
А следствие этого невозможность получить муниципальное задание.
На сегодняшний день есть правовая база для предоставления муниципального заказа негосударственным образовательным учреждениями, а каким образом помогать индивидуальным предпринимателям?
К числу проблем, с которыми приходится сталкиваться негосударственному детскому саду, а также индивидуальному предпринимателю стоит отнести невозможность участия в государственных программах по поддержке малого и среднего бизнеса. Эти программы рассчитаны, прежде всего на коммерческие организации, а образовательная деятельность имеет статус некоммерческой.
Существуют также проблемы в получении долгосрочных кредитов на развитие, ремонты и строительство.
Банки не рассматривают социальные объекты как привлекательные залоги, и их мало интересует «долгий бизнес», каковым является частное образование.
Государство как заинтересованный партнер могло бы выступить поручителем в этих взаимоотношениях и проработать механизм получения частными детскими садами долгосрочных банковских кредитов.
В целях совершенствования законодательной и нормативной базы для дальнейшего развития негосударственного сектора в дошкольном образовании мы предлагаем:
1) инициировать в законодательных органах власти принятие нормативных актов, устанавливающих для негосударственных дошкольных учреждений отмену налогов на прибыль, на имущество, на землю;
2) включить негосударственные дошкольные учреждения в перечень учреждений, которым устанавливаются льготные тарифы по коммунальным услугам;
3) установить меры налогового стимулирования организаций, оказывающих финансовую помощь негосударственным дошкольным образовательным учреждениям;
4) производить выплату федеральных компенсаций части родительской платы родителям негосударственных дошкольных учреждений за содержание ребенка в детском саду;
6) оказывать безвозмездную помощь частным предпринимателям при организации новых детских садов путем сдачи в безвозмездную аренду зданий (площадей), на которых будет организован новый детский сад, и долевого участия бюджета в покрытии расходов на ремонтно-восстановительные и строительные работы.
Принимая во внимание вышеизложенное полагаем, что создание
благоприятных экономических условий обеспечат выгодность инвестиций в широком смысле этого термина (то есть в виде предоставления финансовых средств, оборудования, интеллектуальных, кадровых и иных ресурсов) в сферу дошкольного образования со стороны организаций и граждан;
В чем еще мы видим формы сотрудничества между органами власти и бизнеса:
- Формирование попечительских или управляющих советов. Данный механизм становится особенно актуальным в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения дошкольным образовательным учреждением долгосрочного финансирования, возможность участия в формировании программ развития и контроле их выполнения.
- Грантовая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор: Скрипченко Наталья Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад села Алаторка»
Девиз проекта “Наш дом – Земля, зеленая планета – Наш долг, друзья, сберечь всё это! ”
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тема: социально-образовательный экологический проект «На чистой планете счастливы дети!» для реализации в группах старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы
Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека. Без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы в нашем селе и на Земле в целом, невозможно представить дальнейшее существование человечества.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Экологический проект — универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Проблема: низкий уровень экологической культуры дошкольников; отсутствие уважения к окружающей среде своего села, района, страны.
Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
- Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- Формировать умение в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
- Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Участники проекта: воспитанники старших и подготовительных групп, их родители, педагоги.
Тип проекта: информационно — исследовательский, социально — значимый
По продолжительности реализации: долгосрочный (сентябрь — июнь).
Формы реализации проекта:
- Совместная деятельность воспитанников и взрослых (педагогов, родителей).
- Исследовательская и проектная деятельность.
- Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности.
- Продуктивная деятельность.
Условия реализации:
- Включенность в реализацию мероприятий проекта детей и взрослых.
- Личностная заинтересованность всех участников проекта в решении проблемы.
- Творческий подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех участников.
Критерии эффективности проекта:
- Актуальность проблемы.
- Реализуемость и жизнеспособность проекта.
- Посильность задач для участников проекта.
- Уровень активности участников проекта в его реализации.
- Широта охвата проектом воспитанников, педагогов, родителей.
Методы изучения результативности:
- Фото- и видеоматериалы о ходе реализации проекта.
- Наблюдение, анкетирование.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для воспитанников: привитие детям экологической культуры; ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности в приобретении новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Для педагогов: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Аналитический
План поэтапной реализации проекта
Первый этап
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
- Диагностика уровня экологической культуры воспитанников.
Второй этап
- Определение этапов и сроков реализации проекта;
- Разработка тематического планирования;
- Планирование совместной деятельности при проведении организованной образовательной деятельности и в режимных моментах с учетом экологической направленности.
Третий этап
- Практический выход
- Повторная диагностика уровня экологической культуры воспитанников
- Анализ результативности проекта. Вывод.
Содержание проекта
Подготовительный этап
- Изучение литературных источников, опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
- Составление перспективного плана работы над проектом «На чистой планете счастливы дети!»;
- Диагностика уровня экологической культуры воспитанников;
- Систематизация и оформление дидактических материалов, подбор детской литературы в соответствии с планом проекта;
- Разработка памяток и консультаций для родителей экологической направленности;
- Подготовка родителей к совместной работе, анкетирование на выявление экологических знаний.
Практический этап
Перспективный план реализации проекта
«На чистой планете счастливы дети!»
№
Мероприятия | Дата | Исполнители | |
1. | Беседа «На планете нашей хорошо живется, но планете это нелегко дается» Просмотр мультфильмов и видеороликов по экологии. | Сентябрь | Воспитатели, воспитанники |
2. | ООД «Мусор бывает разный» Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор, что произойдет?» | Сентябрь — май | Воспитатели, воспитанники |
3. | Прогулка — соревнование в сельском парке «Листья, ветки уберем и порядок наведем» | Октябрь | Воспитатели, воспитанники |
4. | Совместный с родителями проект: Ярмарка идей «Богатство природы творчеству подмога!» | Октябрь | Воспитатели, воспитанники, родители |
5. | Мини-проекты «Удивительный мир тканей», «Пластик в нашей жизни» «Как книжка родилась» (по группам) | Ноябрь | Воспитатели, воспитанники |
6. | Экологическая акция «Макулатуру соберем и деревьям жизнь спасем!» Викторина «Такие знакомые незнакомцы» (на знание деревьев, растущих в наших лесах) | Декабрь | Воспитатели, воспитанники, родители |
7. | Конкурс плакатов «Сортируем мусор – бережем природу» Памятка для родителей «Раздельно собранные отходы — это не мусор» Приобретение разноцветных корзин для раздельного сбора мусора | Январь | Воспитатели, воспитанники, родители |
8. | Оформление уголка «К природе сердцем прикоснись» Участие в районном конкурсе детского творчества «Зеленый нимб» | Февраль | Воспитатели, воспитанники |
9. | Смотр — конкурс костюмов «Рубашка из бумажки, бантики из фантиков» | Март | Воспитатели, родители, дети |
10. | Конкурс чтецов Экологическая сказка «История маленького родника» | Апрель | Воспитатели, дети |
11. | Экологический субботник «Наведем порядок вместе» Участие в районной акции «Зеленое село» (посадка деревьев) | Апрель-май | Родители, воспитатели, дети |
12. | Изготовление поделок из бросового материала для оформления территории детского сада | Май | Воспитатели, дети Родители |
13. | Прогулка-поход «Осинка, рябина, липа и дуб нас, ребята, в гости ждут!» | Июнь | Воспитатели, дети Родители |
14. | Квест-игра «Звонкий голос родника слышим мы издалека!» | Июнь | Воспитатели, дети |
15. | Выпуск газеты «На чистой планете счастливы дети!» | Ежемесячно | Воспитатели |
Аналитический этап:
- Практический выход
- Повторная диагностика уровня экологической культуры воспитанников
- Анализ результативности проекта. Вывод.
Перспективы развития проекта.
üсоздание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
üсовершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
üучастие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой экологической зоны на территории ДОУ и прилегающей к нему территории;
üпривлечение родителей к благоустройству и озеленению территории.
< Предыдущая | Следующая > |