Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр
Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:
· Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
· На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
· Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации.
Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.
Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.
Пальчиковые игры для малышей
Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.
Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком “иллюстрирует” рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.
Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда “глаза в глаза”, одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.
Как надо играть с малышом?
— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.
— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.
— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.
— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.
— Игра должна доставлять радость вам обоим.
— Бывает, что малышу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.
Пальчиковые игры для самых маленьких
Сорока-ворона
Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:
— Сорока-ворона кашу варила, деток кормила:
(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)
— Этому дала, этому дала, этому дала этому дала, а этому (покачивает посильнее) — не дала!
Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты печь не топил! Тебе нет ничего!
* * *
Пальчики-грибочки
Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:
Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел, потому и потолстел!
* * *
Два козленка
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой, Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
* * *
Пять утят
Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, (Одна из рук — “мама утка” — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. (постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, (На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”).
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
* * *
Часы
(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками (“бежим”) от коленочек до макушки ).
Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, (Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. (Руки “скатываются” на пол).
Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
* * *
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: “Вот и обед!” (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь — а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
* * *
У жирафов
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
* * *
Наша семья
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
* * *
Качели
Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева) Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
* * *
Котята
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол). У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
* * *
Паучок
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным, “паучки” ползают на голове.)
* * *
Пчелки
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке” Дети заглядывают в “улей”).
Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).
Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!
* * *
Перчатка
Весёлая мышка Перчатку нашла, (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши “ковшом”).
Мышат позвала. (Сгибаем — разгибаем пальцы (“зовущий” жест).
Им корочку хлеба Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим (“шлёпаем”) остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
* * *
Поросята
(Пальцы рук растопырены; поочередно “идём” по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (“Фонарики”).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
* * *
“Разминка”
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. (Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём И немножко отдохнём. (Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём И сначала всё начнём. (Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
Головами покиваем, … Плечиками мы покрутим,…
* * *
“Улитка”
Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.
(Одна из рук — “цветочек”. Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Вот улиточка ползёт (“Улитка” раскачивается из стороны в сторону).
Потихонечку вперёд. (Ползёт вперёд по столу).
На цветочек заползёт, (“Улитка” заползает на “цветочек”).
Лепесточки погрызёт. (“Улитка” поочерёдно обхватывает пальцы (“лепесточки”) второй руки (“цветочка”).
Рожки в голову втянула, (Рука (“улитка”) сворачивается в кулак (“втягивает рожки”).
В домик спряталась, заснула. (Вторая рука (“цветочек”) закрывается, пряча “улитку” в “бутоне”).
* * *
“Весна”
(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. (Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, (Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки (Ладони сомкнуты “ковшом”).
Уже глядит цветок… (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки Уже глядит цветок (Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик (Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна, (Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько, (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”).
Динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна.
* * *
“Зайцы”
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!” А двое вдруг спросили: “Он может сделать “Бах”?” “Бах” — выстрелил охотник, (Хлопаем в ладоши). Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям). И десять серых зайцев Пустились наутёк.
По материалам сайта https://www.razumniki.ru/