Пальчиковая гимнастика по тематическим неделям для первой младшей группы


Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

· Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.

· На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.

· Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации.

Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

Пальчиковые игры для малышей

Паль­чи­ко­вые игры известны едва ли не с древ­них вре­мен. Вполне воз­можно, что они были при­ду­маны еще в то время, когда еще не было игру­шек, и един­ствен­ным доступ­ным объ­ек­том для игр были только руки. Видимо, Сам Гос­подь вло­жил их в ум нашим пред­кам, потому что этот вид игр — уни­каль­ный спо­соб раз­ви­тия ребенка.

Паль­чи­ко­вые игры, как пра­вило, имеют неза­тей­ли­вую, доступ­ную дет­скому пони­ма­нию сти­хо­твор­ную форму, а при помощи рук и паль­чи­ков взрос­лый вме­сте с ребен­ком “иллю­стри­рует” рас­сказ. Уже давно известно, какую боль­шую роль в раз­ви­тии лич­но­сти ребенка играет телес­ный кон­такт с любя­щим взрос­лым чело­ве­ком. Ничто не может срав­ниться с паль­чи­ко­выми играми по той сте­пени кон­такта, кото­рый уста­нав­ли­ва­ется во время заня­тий. Во-пер­вых, малы­шей обычно уса­жи­вают на колени и спин­кой к себе. Это дает ребенку чув­ство защиты от кольца мате­рин­ских объ­я­тий. Во-вто­рых, все дей­ствия, про­ис­хо­дя­щие во время игры — погла­жи­ва­ния, похло­пы­ва­ния, сги­ба­ние и раз­ги­ба­ние паль­чи­ков помо­гают уста­но­вить и укре­пить дове­рие, раз­ви­вают ком­му­ни­ка­тив­ность ребенка, нако­нец, это огром­ный заряд поло­жи­тель­ных эмо­ций от обще­ния и самой игры.

Научно дока­зано, что через мел­кую мото­рику у детей раз­ви­ва­ется интел­лект. Дея­тель­ность мозга ребенка очень тесно свя­зана с так­тиль­ными ощу­ще­ни­ями, кото­рые полу­чает малыш через ладо­шки и паль­чики. Именно поэтому луч­шими игруш­ками для малень­ких счи­та­ются те, кото­рые состоят из раз­ных по тек­стуре и форме дета­лей, поз­во­ля­ю­щих понять ребенку раз­ницу между мяг­ким и твер­дым, жест­ким и неж­ным, глад­ким и шер­ша­вым. Но роди­тели должны пом­нить о том, что даже самая луч­шая игрушка в мире не заме­нит лич­ного кон­такта, взгляда “глаза в глаза”, одоб­ри­тель­ной улыбки мамы или бабушки. Играйте со сво­ими детьми! Поса­дите их к себе на руки и откройте для них вол­шеб­ную страну паль­чи­ко­вых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступ­ной форме объ­яс­ните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увле­че­нием, погру­зи­тесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу боль­шой объем и много задач. Осво­ить одну-две паль­чи­ко­вых игры в день — достаточно.

— Поощ­ряйте успехи ребенка и закры­вайте глаза на его ошибки.

— Игра должна достав­лять радость вам обоим.

— Бывает, что малышу вдруг при­хо­дится не по душе какая-то из паль­чи­ко­вых игр. Не застав­ляйте его играть в нее.

Паль­чи­ко­вые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрос­лый водит паль­цем по рас­кры­той ладо­шке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила, деток кормила:

(пооче­редно берет паль­чик, пока­чи­вает его и заги­бает к ладошке)

— Этому дала, этому дала, этому дала этому дала, а этому (пока­чи­вает посиль­нее) — не дала!

Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты печь не топил! Тебе нет ничего!

* * *

Паль­чики-гри­бочки

Пооче­редно берем за паль­чики, начи­ная с мизинца, пока­чи­ваем каж­дый и при­жи­маем к ладошке:

Этот паль­чик в лес пошел, этот паль­чик гриб нашел, этот паль­чик чистить стал, этот паль­чик жарить стал.

Ну, а этот (боль­шой паль­чик) — взял, и съел, потому и потолстел!

* * *

Два коз­ленка

(На обеих руч­ках при­жи­маем боль­шими паль­цами сред­ние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости Шёл коз­лё­нок через мостик, (Дер­жим кисти гори­зон­тально, сбли­жаем руки).

А навстречу шёл другой, Воз­вра­щался он домой.

(На пер­вый слог каж­дой строчки соеди­няем руки с размаха).

* * *

Пять утят

Пять утят плы­вут вперёд, На берегу их мама ждёт, (Одна из рук — “мама утка” — стоит на столе, опи­ра­ясь на локоть. Пальцы сло­жены щепот­кой. Вто­рая рука — утята. Выпол­няем вол­но­об­раз­ные дви­же­ния по направ­ле­нию к “утке”. Коли­че­ство разо­гну­тых паль­цев соот­вет­ствует коли­че­ству утят)

Но только чет­веро утят Вер­ну­лись к мамочке назад. (посте­пенно пальцы загибаются)

Чет­веро утят плывут… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плы­вёт вперёд, На берегу его мама ждёт, (На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”).

И сразу пятеро утят

Вер­ну­лись к мамочке назад.

* * *

Часы

(Садимся на ков­рик или подушку (на колени). Пере­би­раем паль­чи­ками (“бежим”) от коле­но­чек до макушки ).

Мышь полезла в пер­вый раз Посмот­реть, кото­рый час. Вдруг часы ска­зали: “Бом!”, (Один хло­пок над головой).

Мышь ска­ти­лась кувырком. (Руки “ска­ты­ва­ются” на пол).

Мышь полезла вто­рой раз Посмот­реть, кото­рый час. Вдруг часы ска­зали: “Бом, бом!” (Два хлопка).

Мышь ска­ти­лась кувырком. Мышь полезла в тре­тий раз Посмот­реть, кото­рый час. Вдруг часы ска­зали: “Бом, бом, бом!” (Три хлопка).

Мышь ска­ти­лась кувырком.

* * *

Чер­вячки

Раз, два, три, четыре, пять, Чер­вячки пошли гулять. (Ладони лежат на коле­нях или на столе. Пальцы, сги­бая, под­тя­ги­ваем к себе ладонь (дви­же­ние пол­зу­щей гусе­ницы), идем по столу ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами (осталь­ные пальцы под­жаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять, Чер­вячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Голо­вой она кивает, (Скла­ды­ваем пальцы щепот­кой, качаем ими вверх и вниз).

Кар­кает: “Вот и обед!” (Рас­кры­ваем ладонь, отводя боль­шой палец вниз, а осталь­ные вверх).

Глядь — а чер­вяч­ков уж нет! (Сжи­маем кулачки, при­жи­мая их к груди)

* * *

У жира­фов

У жира­фов пятна, пятна, пятна, пят­нышки везде. У жира­фов пятна, пятна, пятна, пят­нышки везде. (Хло­паем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на живо­тах, на коле­нях и носках. (Обо­ими ука­за­тель­ными паль­цами дотра­ги­ва­емся до соот­вет­ству­ю­щих частей тела.

У сло­нов есть складки, складки, складки, скла­дочки везде. У сло­нов есть складки, складки, складки, скла­дочки везде. (Щипаем себя, как бы соби­рая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на живо­тах, на коле­нях и носках. (Обо­ими ука­за­тель­ными паль­цами дотра­ги­ва­емся до соот­вет­ству­ю­щих частей тела).

* * *

Наша семья

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья.

Пооче­редно при­ги­бать паль­чики к ладо­шке, начи­ная с боль­шого, а со слов «А вот и вся семья» вто­рой рукой охва­ты­вать весь кулачок.

* * *

Качели

Задро­жали ветви елей. Мы в вос­торге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вме­сте с нами весе­лись. (Т. Сикачева) Упраж­не­ние выпол­нять вна­чале пра­вой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запя­стья кисти рук с пря­мыми сомкну­тыми паль­цами под­ни­мать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опус­кать вниз.

* * *

Котята

(Ладо­шки скла­ды­ваем, пальцы при­жи­маем друг к другу. Локти опи­ра­ются о стол). У кошечки нашей есть десять котят, (Пока­чи­ваем руками, не разъ­еди­няя их). Сей­час все котята по парам стоят: Два тол­стых, два ловких, Два длин­ных, два хитрых, Два малень­ких самых И самых красивых. (Посту­ки­ваем соот­вет­ству­ю­щими паль­цами друг о друга (от боль­шого к мизинцу).

* * *

Пау­чок

Пау­чок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скре­щены; пальцы каж­дой руки “бегут” по пред­пле­чью, а затем по плечу дру­гой руки.)

Дож­дик с неба вдруг полил, (Кисти сво­бодно опу­щены, выпол­няем стря­хи­ва­ю­щее дви­же­ние (дож­дик).)

Пауч­ков на землю смыл. (Хло­пок ладо­нями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боко­выми сто­ро­нами при­жаты друг к другу, пальцы рас­то­пы­рены, качаем руками (сол­нышко светит)

Пау­чок пол­зёт опять, А за ним пол­зут все детки, Чтобы погу­лять на ветке. (Дей­ствия ана­ло­гичны пер­во­на­чаль­ным, “паучки” пол­зают на голове.)

* * *

Пчелки

Домик малень­кий на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Одна из рук стоит на столе, опи­ра­ясь на локоть, пальцы рас­то­пы­рены (ёлка) На вто­рой руке пальцы смы­ка­ются в кольцо (улей). “Улей” при­жат к “ёлке” Дети загля­ды­вают в “улей”).

Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Сжи­маем кулачки. Сту­чим кула­ками друг о друга, чере­дуя руки).

Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Раз­во­дим руками, рас­то­пы­ри­ваем пальцы и шеве­лим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

* * *

Пер­чатка

Весё­лая мышка Пер­чатку нашла, (Рас­кры­ваем ладо­шку, пальцы рас­то­пы­рены (пер­чатка). Пово­ра­чи­ваем руки то ладо­нью, то тыль­ной сто­ро­ной вверх).

Гнездо в ней устроив, (Скла­ды­ваем ладоши “ков­шом”).

Мышат позвала. (Сги­баем — раз­ги­баем пальцы (“зову­щий” жест).

Им корочку хлеба Дала покусать, (Кон­чи­ком боль­шого пальца пооче­рёдно сту­чим по кон­чи­кам осталь­ных пальчиков).

Погла­дила (отшлё­пала) всех (Боль­шим паль­цем гла­дим (“шлё­паем”) осталь­ные (сколь­зя­щим дви­же­нием от мизинца к указательному).

и отпра­вила спать. (Ладони при­жи­маем друг к другу, кла­дём под щёку (спим).

* * *

Поро­сята

(Пальцы рук рас­то­пы­рены; пооче­редно “идём” по сто­лику или коле­ноч­кам каж­дым из пальчиков).

Этот тол­стый поро­сё­нок целый день хво­стом вилял, (Мизинцы).

Этот тол­стый поро­сё­нок спинку об забор чесал. (Безы­мян­ные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поро­ся­ток я люблю (“Фона­рики”).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поро­ся­ток я люблю (Сжи­маем и раз­жи­маем кулачки).

Этот тол­стый поро­сё­нок носом землю ковырял, (Сред­ние).

Этот тол­стый поро­сё­нок что-то сам нарисовал. (Ука­за­тель­ные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поро­ся­ток я люблю (Сжи­маем и раз­жи­маем кулачки).

Этот тол­стый поро­сё­нок — леже­бока и нахал, (Боль­шие).

Захо­тел спать в сере­динке и всех бра­тьев растолкал. (Руку сжи­маем в кулак, боль­шой палец зажи­маем внутрь).

* * *

“Раз­минка”

(Выпол­няем под­ра­жа­тель­ные дви­же­ния в соот­вет­ствии с текстом).

Голо­вами покиваем, Носи­ками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. (При­жи­маем ука­за­тель­ные пальцы к губам).

Пле­чи­ками мы покрутим И про ручки не забудем. Паль­чи­ками потрясём И немножко отдохнём. (Накло­нив­шись вниз, качаем рас­слаб­лен­ными руками).

Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку нож­кой подобьём И сна­чала всё начнём. (Под­пры­ги­ваем на месте в ритме тек­ста. Далее темп ускоряется.)

Голо­вами покиваем, … Пле­чи­ками мы покрутим,…

* * *

“Улитка”

Улитка в домике она сидит, рожки высу­нув, молчит.

(Одна из рук — “цве­то­чек”. Она стоит на столе, опи­ра­ясь на локоть. Пальцы полу­со­гнуты, рас­то­пы­рены. Ладо­шка — чашечка цветка. Вто­рая рука — улитка. Боль­шой, сред­ний и безы­мян­ный пальцы сопри­ка­са­ются кон­чи­ками. Ука­за­тель­ный и мизи­нец вытя­нуты впе­рёд (рога улитки).

Вот ули­точка ползёт (“Улитка” рас­ка­чи­ва­ется из сто­роны в сторону).

Поти­хо­нечку вперёд. (Пол­зёт впе­рёд по столу).

На цве­то­чек заползёт, (“Улитка” запол­зает на “цве­то­чек”).

Лепе­сточки погрызёт. (“Улитка” пооче­рёдно обхва­ты­вает пальцы (“лепе­сточки”) вто­рой руки (“цве­точка”).

Рожки в голову втянула, (Рука (“улитка”) сво­ра­чи­ва­ется в кулак (“втя­ги­вает рожки”).

В домик спря­та­лась, заснула. (Вто­рая рука (“цве­то­чек”) закры­ва­ется, пряча “улитку” в “бутоне”).

* * *

“Весна”

(Пальцы скла­ды­ваем щепот­кой. Качаем ими).

Сту­чат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ков­шом”, под­ни­маем руки вверх, рас­кры­ваем ладони, боко­вые части оста­ются при­жа­тыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. (Дви­же­ния повторяются).

Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Рас­таял весь снежок, (Выпол­няем руками вол­но­об­раз­ные дви­же­ния (пальцы выпрям­лены, сомкнуты, ладони повёр­нуты вниз).

А из под ста­рой травки (Ладони сомкнуты “ков­шом”).

Уже гля­дит цветок… (Ладони рас­кры­ва­ются, боко­вые сто­роны рук соеди­ня­ются, пальцы рас­крыты, полу­со­гнуты (чашечка цветка).

А из под ста­рой травки Уже гля­дит цветок (Дви­же­ния повторяются).

Рас­крылся колокольчик (Руки стоят на столе, опи­ра­ясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна, (Пальцы посте­пенно раз­жи­та­ются, сво­бодно рас­слаб­лены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, зве­нит тихонько, (Качаем кистями рук в раз­ные сто­роны, про­го­ва­ри­вая “динь-динь”).

Динь-динь, при­шла весна. Динь-динь, зве­нит тихонько, Динь-динь, при­шла весна.

* * *

“Зайцы

Руки лежат на столе или коле­нях, пальцы рас­слаб­лены. В соот­вет­ствии с тек­стом при­под­ни­маем пооче­рёдно пару одно­имён­ных паль­цев, начи­ная с больших. Десять серых зайцев Дре­мали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон чело­век с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спря­чемся в кустах!” А двое вдруг спросили: “Он может сде­лать “Бах”?” “Бах” — выстре­лил охотник, (Хло­паем в ладоши). Нажав ружья курок, (Бежим паль­чи­ками по столу или коленям). И десять серых зайцев Пусти­лись наутёк.

По мате­ри­а­лам сайта https://www.razumniki.ru/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]