Цель: Проверка математических знаний в игровой занимательной форме: в счёте, умении самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.
Задачи: Обучающие: Учить решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Закреплять счет в пределах 8, знание цифр до 8. Развивающее: Формировать у детей представления об отношениях чисел в числовом ряду, определять и называть предыдущее и последующее по отношению к названному числу (числа и «соседи»). Развивать внимание, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь, поддержку, выдержку и терпение.
Материал, инструменты, оборудование: Демонстрационный материал: набор цифр от 1 до 8, кубики, 3 обруча, разноцветные яблоки из цветной бумаги. Раздаточный материал: геометрические фигуры, карточки с цифрами.
Словарная работа: Цифроград, числа «соседи», путешествие, справа, слева, внизу, вверх, около, предыдущее, последующее.
Предварительная работа: знакомство детей с числом и цифрой 8, временем суток, решение задач.
Методы и приемы: игровая мотивация, вопросы к детям, объяснение, инструкция по выполнению, практические действия детей, музыкальное сопровождение, дидактические игры.
Ход ООД:
1. Организационный момент Коммуникативное упражнение «Здравствуйте». Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в удивительную страну Математику. В столице страны Математики-Цифрограде – мы будем играть, считать и решать весёлые задачки. А чтобы попасть в страну Математику, нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 Начинаем мы играть! Глазки закрываем, В страну Математику Мы попадаем! (воспитатель надевает накидку, корону, превращается в фею Математика) Фея. Я рада приветствовать вас в моём городе Цифрограде! Но просто так сюда не зайти. Нужно решить весёлые задачи, а ответы показать цифрой.
2. Разминка. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 1) Сколько сапожек Оля купила, Чтобы кошка лапок не замочила. (4) 2) В снег упал Сережка, а за ним – Алешка, А за ним – Иринка, а за ней – Маринка, А потом упал Игнат, Сколько на снегу ребят? (5) 3) На блюдце у Андрюши Четыре желтых груши. Есть ребенок захотел, И одну из груш он съел. Теперь считайте груши На блюдце у Андрюши. (3) 4) Ёжик по лесу шёл, На обед грибы нашёл: Два под берёзой, Один – у осинки, Сколько их будет В плетёной корзинке? (3) 5) Пять щенят Плюс мама – лайка. Сколько будет? Сосчитай – ка! (6) 6) Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал, А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5) (карточки с цифрами расположены на магнитной доске в разнобой) Фея: Ребята, вы правильно решили задачи! Поэтому, я приглашаю вас в страну Математики. А вы знаете, что мишки в моей стране любят математику, умеют решать задачи, складывать и вычитать, а ещё веселиться и играть. Приглашаю и вас поиграть.
Физкультминутка. Песенка плюшевого медвежонка (ры — ра – ру).
3. Дидактическая игра «Сложи дом». Фея: У одного медвежонка, в моей стране, нет своего домика. Он знает много геометрических фигур, хочет построить из них домик, но не знает как. Поможем ему? Геометрические фигуры ждут вас на столе. Фея: Чудесные дома у вас получились! А какие геометрические фигуры вы использовали? Домов так много, а мишка один. Он выберет себе дом, а что делать с остальными домами? А можно я эти домики подарю жителям моей сказочной страны?
4. «Игра с яблоками». Фея: Домик у мишки уже есть, а давайте угостим медвежонка яблоками. Яблоки непростые, с разным количеством семечек внутри. Вы будете бегать под музыку, а как только она остановится возьмёте по одному яблоку. Посчитайте семечки в яблоках и встаньте возле тцифры в обруче. Как же вы старались! Все яблоки собрали. Устали. Пора и отдохнуть!
5. Физкуль (с музыкальным сопровождением)
6. Дидактическая игра «Живые цифры». Фея: Отдохнули? А в моей стране Математики есть живые цифры. Хотите с ними поиграть? На стола разложены карточки с цифрами. Дети их берут и вставят по порядку от 1-8. Воспитатель предлагает произвести счет: количественный, обратный. Задания: — Покажите «соседей» числа 5 и назовите их. — Покажите «соседей» числа 7 и назови их. — Покажите число на 1 больше 2. — Покажите число на 1 меньше 4. — Покажите число стоящее перед числом 8. — Покажите число стоящее после числа 5. — Покажите число стоящее справа от числа 4. — Покажите число стоящее слева от числа 7.
7. Дидактическая игра « Найди число». (дети встают в 2 команды) Правила игры: Подойдите ко мне! Перед вами кубики. Кубики жёлтые и кубики зелёные. Мне бы хотелось, чтобы вы их сосчитали. А для этого нужно разделиться на две команды. 1-ая команда обходит желтые кубики и считает их. 2-ая команда обходит зелёные кубики и считает их. Каждый участник берёт карточку с цифрой соответствующей количеству пройденных кубиков. 1-ая команда, покажите карточки с цифрами. Сколько кубиков? Как проверить, кто посчитал правильно? 2-ая команда, покажите карточки с цифрами. Сколько кубиков? Как проверить, кто посчитал правильно?
8.Рефлексия. Фея: Ребята, вы справились со всеми заданиями! Молодцы! Мы будем встречаться с вами и дальше, но сейчас мне пора уходить, а вам пора возвращаться. Закрывайте глазки. 1, 2, 3, 4, 5 Мы закончили играть. Глазки закрываем, Сказку покидаем!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Где же вы побывали? Что вам понравилось в стране Математики?
Автор: Левичева Марина Евгеньевна, воспитатель, ГБОУ школа №842, дошкольное отделение корпус 137, г. Зеленоград, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Математический праздник для детей старшего дошкольного возраста
- 20 июля 2010
Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Программное содержание:
- Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
- Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.
- Закрепить полученные знания:
- 1) знание цифр от 1 до 10;
- 2) умение сравнивать полоски по длине;
- 3) умение составлять разрезные картинки на 5-6 частей;
- 4) умение отгадывать математические загадки.
Действующие лица:
- Ведущая
- Баба Яга
- Кощей Бессмертный
- Королева Математики
Ход праздника
Зал украшен математическими символами. На заднике стоит сказочный домик, в котором сидит Королева Математики и Кощей Бессмертный. Домик опутан цепями с замками.
Дети, разделенные на две команды, входят в зал, рассаживаются на стульчики вокруг двух столов. Звучит красивая торжественная музыка.
Ведущий: Ребята, сегодня, в этом замечательном зале, у нас Математический Праздник, но, давайте немного подождем, так как к нам обещала приехать сама Королева Математики. Как только она приедет – мы начнем наш праздник.
Открывается дверь, вбегает Баба Яга.
Баба Яга: Ой, я бегу, я бегу, все я здесь, я здесь, все в порядке, можно начинать!!!
Ведущая: Ребятки, как вы думаете, это Королева Математики?
Баба Яга: Да вы что? Я самая настоящая Королева Математики, а если вы не верите, то я уйду, пусть праздник будет без меня – сидите тут и скучайте!
Ведущая: Да ладно, не расстраивайся, не нужно уходить. Мы сейчас проверим, правду ли она говорит. Ребятки, давайте загадаем ей математические загадки.
Дети загадывают загадки:
Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду.
Баба Яга: Так-так, дайте подумать, значит три зайца и пять ежей, ну, это легко, всего – 10, потому что зайцы – очень прожорливые, можно считать, что их было 5.
Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка взяла Лариска, Еще один стащила киска, А сколько же осталось в миске?
Баба Яга: Ох уж эта Лариска, ох уж эта киска – во, любят видимо пирожки, наверняка все их съели и ни одного бабулечке-красотулечке не оставили. Ноль, осталось ноль пирожков – все съели!!!
У нашей кошки пять котят, В лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки – три! Такие милые, смотри! Помогите сосчитать, Сколько будет три и пять?
Баба Яга: Да откуда же мне знать, сколько там этих котят, три, пять – много вообщем этих котят!!!
Ведущая: Да, никакая ты не Королева Математики. Наша Королева знаешь, как считает? Она все знает про цифры, числа, геометрические фигуры… Ребята, я думаю – это Баба Яга!
Баба Яга: Нет, я Королева, Королева Математики!!!
Голос из-за домика: Не верьте ей, ребята! Это Баба Яга, она меня спрятала за замками, а Кощей Бессмертный сторожит меня день и ночь.
Баба Яга: Ну вот, все открылось, не удалось побыть мне Королевой Математики. Выходи Коша, сядь вот здесь, на ребят посмотри, запомни их – хорошенькие, умненькие-разумненькие, все знают, не удалось мне их обмануть, не возьмем их в свою команду!
Выходит Кощей Бессмертный, на груди у него цепь с ключами от замков. Каждый ключ по форме подходит к замку – детям необходимо подобрать к ключу соответствующий ключ.
Ведущий: Баба Яга, Кощей Бессмертный, ну почему вы такие злые! Ребята на праздник пришли, а вы Королеву прячете! Освободите ее, пожалуйста!
Баба Яга: Хорошо, я выполню вашу просьбу, если вы ответите на мои вопросы и правильно сделаете все задания. Справитесь, ребята? Тогда первое задание. Игра «Живые цифры»
Детям вешаются карточки с цифрами от 1 до 10, под музыку дети должны выстроиться в шеренгу. Задание усложняется, нужно встать в обратном порядке – от 10 до 1.
Баба Яга: Молодцы, ребята, справились с заданием! Отдай, Коша, им ключ. (Кощей дает одному из детей ключ).Если подберешь ключ к замку, то только тогда он и откроется.
Ребенок подбирает ключ к замку. Кощей снимает цепь.
Баба Яга: Однажды меня подвела моя метла, и мне пришлось приземлиться на болото. А на болоте кочки – в виде геометрических фигур. Нужно на болоте расставить кочки так, как показывает схема на экране. Расставьте правильно фигуры – получите еще один ключ.
На экране высвечивается план:
Ведущая обращает внимание детей, что в нижнем левом углу стоит 1 кочка – прямоугольная, синяя, а дальше кочка-овал, фиолетовый и т.д. Дети выкладывают фигуру соответственно плану (фигуры сделаны из поролона и обтянуты цветной тканью). Затем Баба Яга просит одного из детей провести ее по кочкам, по порядку.
После выполнения задания Баба Яга приказывает Кощею отдать еще один ключ, дети снимают вторую цепь с замком.
Баба Яга: А теперь я дам вам другое задание. Я тут решила коврики себе в избушку купить, но коврики не простые, а современные, с узором из геометрических фигур. Вам нужно украсить белый коврик так, как на этих картинках. Если справитесь, получите еще один ключ. А пока вы коврики украшаете, я с гостями позабавлюсь, посмотрю, как они справятся с математическими загадками!!!
Баба Яга загадывает загадки гостям праздника:
Вдоль овражка шла фуражка, Две косынки, три корзинки, А за ними шла упрямо белоснежная панама. Сколько всего шло гостей? Отвечай поскорей! (4)
Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи: Еж, барсук, енот, «косой», волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел – он считать ведь не умел! Помоги ему скорей – посчитай-ка всех зверей. (7)
Семь веселых поросят у корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, сколько свинок у корытца? (5)
Четыре гусенка и двое утят, В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей – сколько всего в воде малышей? (6)
На базаре добрый ежик накупил семье сапожек. Сапожки по ножке – себе, поменьше немного – жене. С пряжками – сыну, с застежками – дочке. И все уложил в мешочек. Сколько в семье у ежика ножек? (16)
После загадок Баба Яга проверяет выполнение задания детьми.
Баба Яга: Отдай, Коша, им третий ключ, справились они и с этим заданием.
Баба Яга: А теперь конкурс для капитанов команд. Вот смотрите, пока я летала над полями, над лесами, в мою избушку проникли мыши, все картинки из моего любимого мультика порвали. Вам нужно правильно сложить мои любименькие картинки, справитесь – получите ключик.
Баба Яга: А пока капитаны складывают картинки, для вас, ребятки, моя сложная логическая эстафета. Нужно по очереди вписать нужную картинку, справитесь, получите ключ.
Королева Математики (голос из избушки): Поторопитесь, ребята, и постарайтесь не ошибиться!!!
Баба Яга: Раскричалась тут, как справятся, так и выпустим тебя, а не справятся – извини, будешь с нами жить, да математике нас учить!!!
«Логическая эстафета».
Командам на листе ватмана даются логические цепочки, которые они должны закончить.
После выполнения – дается четвертый ключ.
Проверяются капитаны – дается пятый ключ.
Баба Яга: Ну, молодцы. Со всеми они заданиями справляются…. Так, чтобы вам еще посложнее придумать…? А! Сейчас я с вами поиграю в игру «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы мне говорите слово-наоборот, антоним. Попробуете? Тогда слушайте:
Высокий – низкий Громкий – тихий Мокрый – сухой Чистый – грязный Широкий – узкий Глубокий – мелкий Сильный – слабый Большой – маленький Узкий – широкий Влево – вправо Впереди – сзади Внизу – вверху Горячий – холодный
Баба Яга: Ну, молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились! Отдай им, Коша, шестой ключ! Кощеюшка, ведь остался один замочек! Вот ведь какие умненькие ребятишки. Ладно, давай я им напоследок еще одно задание дам. Пусть еще чуть-чуть без своей Королевы побудут.
Баба Яга: Вот смотрите, у меня в конверте рожицы детей, а на мольберте нарисован маленький поселок. Вам нужно детей расселить так, как я вам буду говорить, а мы с Кощеем проверим.
Каждому ребенку дается рожица (на клейкой основе или скотче), по очереди, каждому дается задание:
1. Оля живёт в самом низком доме на 4-ом этаже в квартире слева.
2. Денис живет в доме, который находится между самым высоким и самым низким домом на 5-ом этаже в квартире справа.
3. Соня живет в самом высоком доме на 8-ом этаже в квартире слева.
4. Сережа живет на этаже, который над Соней, в квартире справа.
5. Катя живет в среднем доме в квартире слева.
6. Максим живет в самом высоком доме на 6-ом этаже в квартире справа.
7. Арсений живет в самом низком доме на 2-ом этаже в квартире слева.
Ведущая: Ну что, Баба Яга, справились наши ребятки с заданиями, отдавай нам последний ключ.
Баба Яга отдает ключ, открывается дверь. Под торжественную музыку входит Королева Математики.
Королева Математики: Спасибо, вам, ребята! Не зря вы столько времени уделяете занятиям математики. Вы справились со всеми заданиями и помогли мне освободиться. Вам, в награду за ваш ум и смекалку, я хочу дать подарки, а вы, Баба Яга и Кощей Бессмертный – будете ходить теперь в школу, чтобы ума набираться и уж после всех уроков, у вас не будет времени на шалости, а будете с ребятами соревноваться, кто умней и смекалистей.
Ведущая: Спасибо, Королева Математики, спасибо вам, Баба Яга и Кощей, за то, что придумали для нас интересные задания, а теперь давайте прощаться с нашими гостями! До свидания!!!
Автор: Пономарева Лилиана Анатольевна, старший воспитатель 1-ой квалификационной категории МДОУ №2 п. Африканда Мурманской области, стаж работы в должности – 4 года
О себе: Я работаю в МДОУ № 2 старшим воспитателем с 2006 года. Очень люблю свою работу и свой коллектив. Работая старшим воспитателем, осознаешь всю ответственность за качественную работу педагогов, за их развитие, за их комфорт на рабочем месте. Считаю необходимым создать такие условия, чтобы воспитатели испытывали потребность в нововведениях и получали удовольствие от творчества на рабочем месте. Если воспитателю интересно творить, значит, будет интересно детям, и будут спокойны родители за развитие своих малышей. Именно поэтому всегда принимаю участие в разработке всевозможных сценариев и конспектов занятий. Предлагаю сценарий математического праздника для старших дошкольников, который мы провели на городском семинаре-практикуме.
лилиана анатольевна пономарева
Фото автора
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: развивать умения детей самостоятельно выполнять математические задания в условиях соревнования. Задачи: • Воспитывать интерес к математическим заданиям. • Продолжать работу по развитию пространственных представлений, умение решать математические задачи, закреплять знания геом. фигур. • Развивать смекалку, находчивость, память, умение сосредоточится. Оборудование и материалы: Корабль, построенный из деревянного конструктора большого размера- на корме стоят стульчики по количеству детей, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Моряки», костюм для капитана корабля (воспитателя): бескозырка, подзорная труба, свисток, тельняшка. Два конверта с набором геометрических фигур, разрезанных на 5 частей; карточки с числами от 1 до 10;рисунок корабля, составленный из геометрических фигур, 4 картинки с изображением островов: «Расставляй-ка» (остров из геом. фигур), « Бравые военные», «Угадай-ка» (математические задачи) и «Цифрознайка». Магнитофон, аудиозаписи с детскими песнями из м/ф «В порту», «Чунга-Чанга» (сл. Ю. Энтин, муз. В. Шаинский), фишки для оценивания правильных ответов — спасательные круги, два листа формата А4 и цветные карандаши (два набора).
Предварительная работа: проведение сюжетно-ролевой игры по теме «Моряки», конструирование – построение корабля из конструктора большого размера, знакомство с геометрическими фигурами, проведение с детьми игр, направленных на развитие пространственных представлений, знание числового ряда. Разучить математические задачи с детьми (матросами), разделить детей на две команды. Ход мероприятия: Дети командами заходят в группу под песню «Мы пришли сегодня в порт» (сл.С. Козлов, муз. М. Минков) и встают около постройки корабля. За ними входит воспитатель в костюме капитана. Капитан: Внимание! Внимание! Объявляется соревнование! Кто умеет считать И геометрические фигуры различать, Приглашаются играть! Ого, сколько пассажиров пришло на мой корабль «Геометрик»! Вы любите путешествовать? Дети: Да! Капитан: Тогда приглашаю Вас в необычное путешествие по островам , в страну Числяндию. Но нужно соблюдать правила поведения: быть доброжелательными. А для этого я вас попрошу поближе встать и заданья выполнять. Все дышите! Не дышите! Встаньте прямо, помашите! Руки кверху поднимите! Всё в порядке, опустите! Наклонитесь, разогнитесь И друг другу улыбнитесь! Приглашаю командам занять места на корабле! Дети под музыку рассаживаются под музыку на стульчике на корме корабля. Капитан смотрит в подзорную трубу. Капитан: Осторожно, прямо по курсу остров! (вывешивается картинка с изображением острова, на котором все предметы составлены из геометрических фигур) Что-то он какой-то странный? Дети: Предметы состоят из геометрических фигур. Капитан: Вспомнил, это остров Расставляй-ка. Чтобы всё расставить на места, И порядок был всегда, Назовём команды так ТРЕУГОЛЬНИК и КВАДРАТ. Вот конверты эти вы возьмёте и эмблемы для команды соберёте. (воспитатель выдаёт каждой команде по конверту с разрезанными на пять частей геом. фигурами — квадрат и треугольник) Команде победителю я вручу фишку спасательный круг. Ребята, скажите, а на что он похож? Дети: Цифра ноль, буква О, баранка, колесо и т.д. Капитан:Молодцы! А теперь приступайте к составлении своей эмблемы, но помните, что нужно действовать дружно! (дети на столах из разрезных частей собирают фигуры) Капитан: Это ещё не все задания. А теперь внимательно рассмотрите рисунок острова (команда КВАДРАТ) и корабля (команда ТРЕУГОЛЬНИК). Ответьте на вопросы: o Сколько всего геометрических фигур использовано? o Сколько треугольников; квадратов, кругов, прямоугольников и овалов? o Чем отличается треугольник от квадрата; круг от прямоугольника и т.д. Многие морские путешественники делают в плаванье зарисовки: интересных мест, необычных морских обитателей. Я предлагаю каждой команде нарисовать остров и корабль по памяти. (дети за столом делают коллективные рисунки под песню «А дельфины добрые» (сл. О. Анофриев, муз. М. Минков) Капитан: Молодцы! А теперь оцените рисунки другой команды, сравнив с образцом. Продолжим наше плаванье. Справа по курсу остров бравых военных. А теперь стройся в ряд! Посмотрите на остров – Каждый из вас теперь – солдат! Будете маршировать и команды выполнять. Командира слушать нужно, Выполнять команды дружно! Тот выиграет соревнование, У кого хорошее внимание! Игра на формирование пространственных представлений «Оловянный солдатик». Команды выстраиваются в линию. Победителем считается та команда, которая более точно выстроится в заданном направлении. Шаг назад, два вперёд, Кругом поворот. Шаг направо, шаг налево, Вперёд два шага смело! Сделай влево шага три Оглянись и замри! Прежде чем отправится в плаванье, давайте повторим эти движения вместе. Матрос 2: Капитан, смотрите остров Угадай-ка! Капитан: Причаливаем! На пристани нам оставили конверт, а в нём… Веселее математические задачки! А мои матросы сейчас их вам зададут. Объясняйте свои ответы и получайте фишки –спасательные круги. 1 матрос: На полянке у реки жили майские жуки Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? (4) 2 матрос: На полянке у пенька Волк увидел два грибка. А подальше у сосны Он нашёл еще один. Сколько волк нашел грибов? (3) 3 матрос: Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы: — Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте. Сколько их, пересчитайте? (6) 4 матрос: Восемь кубиков у Саши, Ещё один кубик у Паши. Вы кубики эти сосчитайте дети! (9) Молодцы! 1 матрос: Капитан! С острова «Цифрознайка» получен сигнал SOS. Там был ураган, и порядок чисел нарушился. Давайте им поможем?! Дети: Да! Капитан: Жители острова собрали рассыпавшиеся числа в волшебный мешочек. Каждый из команды Квадрат и Треугольник достаёт карточку с числом, и пока звучит музыка, вам нужно построиться по порядку ваших чисел. Капитан включает весёлую музыку «Чунга-чанга» (сл. Ю. Энтин, муз. В. Шаинский). Капитан: А теперь давайте проверим порядок (считаем вместе от одного до десяти). Жители Острова дарят вам ещё фишки, и благодарят за помощь. Капитан: Внимание! Внимание! Прошу всем подняться на корабль, наше путешествие подходит к концу. Каждая команда подсчитывает заработанные фишки и определим победителя. 1 матрос: Дети дружно так играли И не капли не устали. Прокричим, все, детвора, Победителям УРА! Пока мы плывём домой, давайте вспомним, какие острова мы посетили? Что делали? Что вам больше всего понравилось? Спасибо вам, ребята, что посетили страну Числяндию. Отправитесь в следующее путешествие? До скорой встречи!
Следующая > |
В своей деятельности современные педагоги осуществляют математическое развитие дошкольников через «математические развлечения».
В современной методической литературе это понятие используется в двух основных смыслах:
- — как разновидность занимательного материала, включающего разнообразные головоломки, лабиринты, задачи-шутки математического содержания, игры на пространственное преобразование и т. д., широко представленные в сборниках занимательной математики, интересные по содержанию, занимательные по форме, отличающиеся необычностыо решения, парадоксальностью результата
- — как специальная, особая форма организации совместной деятельности детей, увлекательная и привлекательная, организованная взрослыми для расширения, обогащения или закрепления математических знаний, умений и навыков и их практического применения в нестандартных условиях и ситуациях.
Традиционно развлечения, организуемые в детском саду, подразделяют на виды, исходя из:
содержания (литературные, музыкальные, спортивные);
формы проведения (аттракционы, соревнования, досуги);
деятельности детей (игры, забавы, концерты, драматизации);
материала и оборудования (театры игрушек, кукол, картинок; радио-, телепередачи; кино-, телефильмы);
по степени самостоятельности детей:
зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые полностью взрослыми; развлечения концертного типа и спектакли, организуемые взрослыми при участии детей;
развлечения, подготавливаемые по инициативе и при активном участии детей с помощью взрослых и других признаков.
В своих работах автор Непомнящая Р. Л. (23;143) по аналогии с детскими играми выделяет:
сюжетные развлечения;
бессюжетные математические развлечения.
К сюжетным автор относит развлечения с элементами драматизации и сюжетно-ролевой игры.
К бессюжетным развлечениям относят такие, которые строятся как весёлые соревнования, конкурсы, викторины по типу спортивных досугов.
В педагогическом процессе чаще всего используются развлечения смешанного характера, сочетающие в разных соотношениях отдельные элементы, в которых объединяются действия детей и взрослых. Взрослые обычно направляют действия детей, руководят ими, проводят соревнования, игры, вносят увлекательные сюрпризы. Такие развлечения, где взрослые участвуют наравне с детьми, обычно проходят наиболее интересно.
Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач.
По развивающему воздействию на детей использую следующие основные виды математических развлечений:
- 1. Занимательные вопросы, задачи-шутки.
- 2. Задачи-головоломки
- 3. Группа игр на составление (моделирование) плоских или объёмных изображений объектов («Головоломка Пифагора», «Танграм», «Пентомино», «Кубики для всех», «Уголки» и др.).
- 4. Задачи на смекалку
С помощью хорошо организованного развлечения имеется возможность выявить уровень знаний, как всей группы — детей, так и каждого ребенка в отдельности. Анализ ответов и действий детей свидетельствует «насколько хорошо дети овладели программным материалом по математике, могут ли применять, эти знания при решении задач, сформулированных по- новому, легко ли понимают смысл практических заданий, логично ли действуют и доказывают правильность своего ответа». Развлечение принесёт радость детям, если его подготовка и проведение организуется без спешки и перегрузок, а педагог исходит из интересов и возможностей детей.
Сделать развлечение оригинальным и многообразным помогает использование занимательного математического материала: математических игр, загадок, головоломок, геометрических конструкторов, логических игр и упражнений, лабиринтов, ребусов и т. д.
Таким образом, разрабатывая содержание математических развлечений для детей дошкольного возраста, происходит опора на их опыт, интересы, возможности и учитываются не только уровень математической подготовки, но и особенности развития игровой, познавательной, двигательной и тех видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной и др.), которые включаются при выполнении разнообразных заданий.