Дидактические игры по развитию количественных представлений у детей средней группы
Игра «Парочки»
Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.
Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.
Игра «Половинка к половинке»
Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.
Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.
Игра «Угости белочек грибами»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибками. Каждой белочке надо дать по грибочку. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем белочкам хватило грибочков? Сколько белочек? Сколько грибочков? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления. Поровну ли белочек и грибочков? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть.
Игра «Морковки для зайчат»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?
Игра «Бабочки и цветы»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?
Игра «Жучки на листиках»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть.
Игра «Найди пару»
Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Воспитатель говорит: посмотрите, у нас есть карточки с разным количеством игрушек. Но они все перепутались. Их надо сложить так, чтобы, на двух карточках было одинаковое количество предметов. Эти карточки я вам раздам, и вы будете искать себе пару. Почему вы стали вместе? Сколько яблок? Сколько груш?
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Комплексное занимательное занятие в детском саду на тему «Цифра 4» (средняя группа) Цель: познакомить детей с числом и цифрой 4. Ход занятия I. На что похожа цифра 4. Гляди, четыре — это стул, Который я перевернул. Цифра новая — четыре, Стол стоит у нас В квартире. Сколько ножек у него – У стола у твоего? Дети показывают карточку с изображением цифры 4. II….
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с дидактическими играми «Счет в пределах 5» Цели занятия: — упражнять в порядковом счёте в пределах пяти; — формировать пространственные представления: уже, шире; — закрепить представления о геометрических фигурах; -учить детей выделять форму предмета. -учить ориентироваться в пространстве, умение слушать и выполнять…
Счёт. Цифры и числа, количество — Конспект НОД в средней группе «В гости к Маше. Счет до 5»
Публикация «Конспект НОД в средней группе «В гости к Маше. Счет до…» Конспект НОД в средней группе «В гости к Маше» Педагог: Аннушкина О.А. МБДОУ д/с №3 п.г.т. Умба, Мурманская область Цель НОД: развивать у детей познавательную активность и интерес к математике. Образовательные задачи: — Совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 5,…
Конспект занятия по математике в средней группе «Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа» Тема: «Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа». Доминирующая образовательная область : Социально-коммуникативное Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Вид деятельности…
Конспект занятия по «математике в средней группе «Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Счет по образцу» Цель: считать по образцу и названному числу. Программное содержание: Задачи: понимать отношения между числами 3 и 4; отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; соотносить цифру с количеством предметов; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации…
Конспект занятия по математике в средней группе «Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький» Ход занятия Дети сидят на стульях. — Отгадайте загадку ребята. Три пушистые кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним подбежала. Сколько вместе кошек стало? — Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько кошек на картинке. Сколько нарисовал кружков? (Четыре) Почему? (К…
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
познакомить с геометрической фигурой — шар; порядковым числительным «третий»; упражнять в счете до 3. Активизировать мыслительную деятельность через разрешение проблемной ситуации. Развивать память, внимание, логическое мышление. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания и умения.
«Социально-коммуникативное развитие»:
приобщать детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе деятельности, толерантное отношение к ближнему, умение слушать друг друга. Создать атмосферу творческого поиска.
«Речевое развитие»
расширение и активизация словаря словами: шар, третий. Закрепление употребления в речи названий деревьев: береза, дуб, ель, клен.
«Физическое развитие»:
совершенствовать двигательные умения.
«Художественно-эстетическое развитие»:
упражнять в умении аккуратно закрашивать силуэт, не выходя за контуры изображения.
Методы и приемы:
Практические – игры, игровое упражнение;
словесные — беседа, вопросы, чтение стихотворения;
наглядные — наблюдения, рассматривание сюжетных картинок
Материалы и оборудования:
демонстрационный: геометрические фигуры, сюжетная картинка, на которой изображены предметы прямоугольной формы; картинка с изображением предметов разной формы; шар, куб; картинки с изображением ели, березы, дуба, мяч.
раздаточный материал: картинки с силуэтным изображением деревьев, цветные карандаши.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
Изобразительная деятельность | 1. Задание «Раскрась дерево». Цель: закреплять умение подбирать соответствующий цвет карандаша, для изображения частей дерева. |
Коммуникативная деятельность | 1. Чтение стихотворения «Шар». Цель: быть внимательными и заинтересованными слушателями. |
Познавательно — исследовательская | 1. Упражнение «Найди шар» Цель: закрепить умение находить предметы такой же формы. 2. Игра» Что катиться?» Цель: учить логически мыслить, сравнивая предметы. 3. Игровое упражнение «Пересчитай листья», «Пересчитай деревья». Цель: закреплять порядковый счет до 3, умение определять с какого дерева лист. |
Двигательная активность | 1. Физкуль. Цель: активизация двигательной активности детей. Умеют сочетать движения со словами стихотворения. 2. Малоподвижная игра «Поймай и назови» Цель: упражнять в ловле мяча, закреплять знание деревьев. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. Организационный момент. Повторение изученного о геометрических фигурах Задание 1. Включает детей в образовательную деятельность: Предлагает посмотреть на геометрические фигуры и назвать их. Задание 2. Показывает сюжетную картинку и предлагает найти и назвать предметы прямоугольной формы. Задание 3. Называет любую геометрическую фигуру. | Проявляют интерес к предстоящей теме. Отвечают на вопросы. Вступают в диалог, предлагают варианты ответов. Дети называют предметы, которые имеют такую форму. | Поставленная задача принята детьми, есть мотивация достижения результата в сотрудничестве с воспитателем и детьми. |
2. Чтение стихотворения «Шар». Воздушный мячик надуваю. Его, как мячик, я катаю, Бросаю вверх, опять ловлю. На форму я его смотрю. Он круглый, как и плоский круг. Но кругу он объемный друг. Такой же формы апельсин, Арбуз, и мяч, и мандарин. Фигуру, что могу катать, Я буду шаром называть. | Дети слушают стихотворение. | Вызван интерес и желание слушать стихотворение. |
3. Упражнение «Найди шар». Показывает фигуру-шар. | Дети находят на картинке предметы шарообразной формы. | Активизирована мыслительная деятельность детей. |
4. Игра» Что катиться». Проводит черту на полу. Вопросы: Почему шар катиться быстрее? Что устойчивее: шар или куб? | Двое детей катят до этой черты куб и шар. Дети ведут диалог с воспитателем. Отвечают на вопросы. | Сформировано умение вести скоординированный диалог, быть доброжелательными корректными собеседниками. |
5. Счет до 3. Порядковое числительное «третий» . Помещает на доку 3 картинки с изображением деревьев (березы, ели, дуба). Предлагает сосчитать деревья и сравнить их высоте и толщине. — Назови первое дерево. (Береза.) — Назови второе дерево. (Ель.) — Дуб — третье дерево. — Какое по счету дерево береза? — Какая по счету ель? — Какой по счету дуб? | Дети считают деревья, сравнивают их по высоте, толщине. Отвечают на вопросы. | Понимают и умеют выполнять задания |
6. Игровое упражнение «Пересчитай листья». Прикрепляет на доску листочки дуба, клена, березы и просит назвать какие это листочки, с какого дерева. -Какой лист первый? Второй? Третий? | Внимательно смотрят и называют листья, отвечают на вопросы. | Понимают и умеют выполнять задания |
7. Физкуль. Предлагает поиграть в игру, рассказывает стихотворение: Сосна . Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетел, Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперед, Ветер их качает, гнет. Будем вместе приседать- Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И на место вновь пошли. Клен. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. | Дети выполняют движения и действия за воспитателем. Стоя на одной ноге, потягиваются — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге. Наклоны корпуса вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Приседания. Шагают на месте. Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево, вправо. | Умеют выполнять движения и действия за воспитателем в соответствии со стихотворным текстом. |
8. Задание «Раскрась дерево» . Предлагает каждому ребенку картинку с силуэтным изображением деревьев. Задание: раскрась второе дерево в желтый цвет, третье — в зеленый, первое — в красный. | Дети садятся за столы и выполняют задание. | Понимают и умеют выполнять задания. |
9. Итог занятия. Малоподвижная игра «Поймай и назови». Бросает каждому ребенку мяч и просит назвать дерево. Уточняет: какое упражнение, задание было самым лёгким, сложным, весёлым и т. д. Следит, чтобы ответы детей были полным предложением. | Дети ловят мяч и произносят названия деревьев. Дети делятся впечатлениями о прошедшей деятельности | Знают и называют названия деревьев, могут рассказать о прошедшей деятельности. |