Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
познакомить с геометрической фигурой — шар; порядковым числительным «третий»; упражнять в счете до 3. Активизировать мыслительную деятельность через разрешение проблемной ситуации. Развивать память, внимание, логическое мышление. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания и умения.
«Социально-коммуникативное развитие»:
приобщать детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе деятельности, толерантное отношение к ближнему, умение слушать друг друга. Создать атмосферу творческого поиска.
«Речевое развитие»
расширение и активизация словаря словами: шар, третий. Закрепление употребления в речи названий деревьев: береза, дуб, ель, клен.
«Физическое развитие»:
совершенствовать двигательные умения.
«Художественно-эстетическое развитие»:
упражнять в умении аккуратно закрашивать силуэт, не выходя за контуры изображения.
Методы и приемы:
Практические – игры, игровое упражнение;
словесные — беседа, вопросы, чтение стихотворения;
наглядные — наблюдения, рассматривание сюжетных картинок
Материалы и оборудования:
демонстрационный: геометрические фигуры, сюжетная картинка, на которой изображены предметы прямоугольной формы; картинка с изображением предметов разной формы; шар, куб; картинки с изображением ели, березы, дуба, мяч.
раздаточный материал: картинки с силуэтным изображением деревьев, цветные карандаши.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
Изобразительная деятельность | 1. Задание «Раскрась дерево». Цель: закреплять умение подбирать соответствующий цвет карандаша, для изображения частей дерева. |
Коммуникативная деятельность | 1. Чтение стихотворения «Шар». Цель: быть внимательными и заинтересованными слушателями. |
Познавательно — исследовательская | 1. Упражнение «Найди шар» Цель: закрепить умение находить предметы такой же формы. 2. Игра» Что катиться?» Цель: учить логически мыслить, сравнивая предметы. 3. Игровое упражнение «Пересчитай листья», «Пересчитай деревья». Цель: закреплять порядковый счет до 3, умение определять с какого дерева лист. |
Двигательная активность | 1. Физкуль. Цель: активизация двигательной активности детей. Умеют сочетать движения со словами стихотворения. 2. Малоподвижная игра «Поймай и назови» Цель: упражнять в ловле мяча, закреплять знание деревьев. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. Организационный момент. Повторение изученного о геометрических фигурах Задание 1. Включает детей в образовательную деятельность: Предлагает посмотреть на геометрические фигуры и назвать их. Задание 2. Показывает сюжетную картинку и предлагает найти и назвать предметы прямоугольной формы. Задание 3. Называет любую геометрическую фигуру. | Проявляют интерес к предстоящей теме. Отвечают на вопросы. Вступают в диалог, предлагают варианты ответов. Дети называют предметы, которые имеют такую форму. | Поставленная задача принята детьми, есть мотивация достижения результата в сотрудничестве с воспитателем и детьми. |
2. Чтение стихотворения «Шар». Воздушный мячик надуваю. Его, как мячик, я катаю, Бросаю вверх, опять ловлю. На форму я его смотрю. Он круглый, как и плоский круг. Но кругу он объемный друг. Такой же формы апельсин, Арбуз, и мяч, и мандарин. Фигуру, что могу катать, Я буду шаром называть. | Дети слушают стихотворение. | Вызван интерес и желание слушать стихотворение. |
3. Упражнение «Найди шар». Показывает фигуру-шар. | Дети находят на картинке предметы шарообразной формы. | Активизирована мыслительная деятельность детей. |
4. Игра» Что катиться». Проводит черту на полу. Вопросы: Почему шар катиться быстрее? Что устойчивее: шар или куб? | Двое детей катят до этой черты куб и шар. Дети ведут диалог с воспитателем. Отвечают на вопросы. | Сформировано умение вести скоординированный диалог, быть доброжелательными корректными собеседниками. |
5. Счет до 3. Порядковое числительное «третий» . Помещает на доку 3 картинки с изображением деревьев (березы, ели, дуба). Предлагает сосчитать деревья и сравнить их высоте и толщине. — Назови первое дерево. (Береза.) — Назови второе дерево. (Ель.) — Дуб — третье дерево. — Какое по счету дерево береза? — Какая по счету ель? — Какой по счету дуб? | Дети считают деревья, сравнивают их по высоте, толщине. Отвечают на вопросы. | Понимают и умеют выполнять задания |
6. Игровое упражнение «Пересчитай листья». Прикрепляет на доску листочки дуба, клена, березы и просит назвать какие это листочки, с какого дерева. -Какой лист первый? Второй? Третий? | Внимательно смотрят и называют листья, отвечают на вопросы. | Понимают и умеют выполнять задания |
7. Физкуль. Предлагает поиграть в игру, рассказывает стихотворение: Сосна . Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетел, Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперед, Ветер их качает, гнет. Будем вместе приседать- Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И на место вновь пошли. Клен. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. | Дети выполняют движения и действия за воспитателем. Стоя на одной ноге, потягиваются — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге. Наклоны корпуса вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Приседания. Шагают на месте. Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево, вправо. | Умеют выполнять движения и действия за воспитателем в соответствии со стихотворным текстом. |
8. Задание «Раскрась дерево» . Предлагает каждому ребенку картинку с силуэтным изображением деревьев. Задание: раскрась второе дерево в желтый цвет, третье — в зеленый, первое — в красный. | Дети садятся за столы и выполняют задание. | Понимают и умеют выполнять задания. |
9. Итог занятия. Малоподвижная игра «Поймай и назови». Бросает каждому ребенку мяч и просит назвать дерево. Уточняет: какое упражнение, задание было самым лёгким, сложным, весёлым и т. д. Следит, чтобы ответы детей были полным предложением. | Дети ловят мяч и произносят названия деревьев. Дети делятся впечатлениями о прошедшей деятельности | Знают и называют названия деревьев, могут рассказать о прошедшей деятельности. |
Счет предметов в пределах 3. Определение геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг)
Тема: Счет предметов в пределах 3. Определение геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг)
Интеграция образовательных областей:
Познание, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
Задачи приоритетной образовательной области
:
• закреплять умение различать левую и правую руку и обозначать их словами: направо, налево, слева. справа;
• закрепить умение определять геометрические фигур (квадрат, треугольник, круг)
• способствовать развитию зрительного внимания;
• воспитывать интерес к изучению математики;
• воспитывать самостоятельность;
• обогащать и активизировать словарь;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• развивать мышление, творческое воображение, слуховое и зрительное внимание.
Задачи образовательной области в интеграции:
Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы; тренировать в счете до 3; развивать быстроту действий; совершенствовать двигательные умения.
Упражнять в умении узнавать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник..
Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, на, под.
Продолжать учить определять цвет (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый) .
Выявить умение различать понятия, обозначающие признаки величины предмета, используя слова «высокий», «низкий».
Воспитывать у детей умение целенаправленно организовывать собственную деятельность: внимательно слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними, старательно и организовано выполнять задания до конца.
Предпосылки учебной деятельности:
Развивать организационные умения: называть тему занятия: понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом; оценивать результат работы (получилось – не получилось); исправлять допущенные ошибки.
Оборудование для педагога:
геометрические фигуры; картинка с изображением предметов разной формы: шар, куб; картинки с изображением ели, дуба, березы и такие же с силуэтным изображением этих деревьев; мяч.
Оборудование для детей:
раздаточный счетный материал.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Восприятие, игровая, художественно эстетическая, социально коммуникативная, познавательная, двигательная. | Рассматривание иллюстрации работа с персонажами сказки. | Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы; тренировать в счете до 3; развивать быстроту действий; совершенствовать двигательные умения. | имеют элементарные представления о геометрических фигурах и составе чисел до трех; удерживают в памяти при выполнении математических действий нужное условие |
Конспект занятия по математике «Юные звездочеты». Количественный и порядковый счет в средней группе
МАДОУ «Детский сад № 453»
Воспитатель Афанасьичева С.В.
Конспект занятия по математике «Юные звездочеты».
Количественный и порядковый счет в средней группе.
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете
, названия геометрических фигур, временных представлений.
Задачи:
— закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;
— умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;
— продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
— различать количественный и порядковый счет в пределах 5;
— продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;
— закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур.
Ход занятия
Вводная часть:
Входит воспитатель в костюме звездочета, в руках волшебная палочка.
Воспитатель: «Сегодня наша комната – сказочная, и мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А помогу вам в этом я – я буду сегодня мудрым Звездочетом из Планеты чудес. С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидала много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки(открывает волшебную книгу)
.
Послушайте сказку. В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал по небу, считал, считал… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?»
Не помнит царь. Рассердилась царица, а царь расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет?»
(ответы и догадки л детей)
А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облачков, птиц и др., надо было записать полученные при счете
числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой
количество
. Ведь цифра – это знак числа».
Видно царь и цифр не знает! Ребята, поможем царю из Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращаю вас в помощников Звездочета и мы отправляемся в волшебную Звездную страну. «Крибле-крабле- бумс…»
Заходите тихонько в нашу волшебную комнату и садитесь за звездные столы. Ведь вы теперь юные звездочеты. А звездная страна встречает нас цветными огоньками.
Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?.»
ИГРА«ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»
Воспитатель: «Царь оставил свои карточки, видно не смог сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой»
(дети пересчитывают предметы и кладут рядом нужную цифру)
.