Положение об открытых показах непосредственно организованной деятельности в ДОО.


Методические рекомендации «Как подготовиться и провести открытый показ»методическая разработка

Методические рекомендации

Как по-новому провести открытый показ в детском саду.

Ксения Белая, канд. пед. наук,

лауреат премии Правительства РФ в области образования,

заслуженный учитель РФ

Открытый показ – мероприятие, на котором педагог представляет свой опыт работы и достигнутые результаты коллегам.

В методической работе есть два вида открытого показа – обучающий открытый показ и мастер-класс. Они отличаются целевыми установками, которые формулирует старший воспитатель.

Цель обучающего открытого показа – познакомить педагогов с новыми формами организации образовательной деятельности или методами, приемами, которые они не применяли в своей работе раньше. Обучающий открытый показ проводит воспитатель или старший воспитатель в рамках семинара по ознакомлению педагогов с новой технологией, например, на тему «Как организовать с дошкольниками исследовательские проекты». В этом случае обучающий открытый показ иллюстрирует теоретические положения, о которых рассказывает старший воспитатель на семинаре.

Подготовка к обучающему открытому показу. Чтобы провести обучающий открытый показ, нужно: определить цель мероприятия; выбрать форму и место проведения; продумать условия, методы и приемы; составить конспект; запланировать предварительную работу с детьми. При этом педагог не «репетирует» с детьми образовательную деятельность, которую будет показывать коллегам.

Важный этап обучающего открытого показа – беседа в конце. Ее цель – ответить на вопросы педагогов, пояснить и уточнить новые знания, которые они получили. Если старший воспитатель уверен в том, что педагоги поняли и приняли основные установки, он предлагает им самостоятельно подготовить и провести такое мероприятие с детьми своей группы. Это может быть серия открытых показов в качестве отчета педагогов о том, как они освоили новые методы и приемы работы.

Цель мастер-класса – познакомить коллектив с педагогическим опытом конкретного воспитателя, его авторскими находками, всем тем, с помощью чего он смог достичь высоких результатов. То есть мастер-класс проводит воспитатель-мастер, чей опыт уже обобщен как авторская система работы.

Подготовка к мастер-классу. Мастер-класс состоит из двух основных частей: показ фрагментов работы с детьми и работа с педагогами, с целью трансляции педагогического опыта. Педагог-мастер заранее продумывает, как продемонстрировать коллегам работу с детьми, обсудить полученные им результаты и рассказать, при помощи каких методов и приемов он их достиг. Для этого педагог-мастер обязательно ссылается на методическую, научную литературу, которую изучал и использовал в работе.

После выступления педагога-мастера участники мастер-класса активно высказываются, задают вопросы, дискутируют и делают выводы. Таким образом, независимо от вида открытый показ имеет три части, которых нужно придерживаться. Подробнее – смотрите схему.

Определите зоны ответственности на этапе подготовки к открытому показу

За подготовку открытого показа (в любой форме) несут ответственность воспитатель, который представляет свою работу с детьми, и старший воспитатель, который отвечает за научно-методическую деятельность в дошкольной организации. Поэтому на этапе подготовки к открытому показу важно определить зону ответственности и задачи каждого.

За что отвечает воспитатель. Педагог пишет конспект или сценарий в зависимости от того, какой режимный момент он будет представлять. Продумывает ответы на возможные вопросы коллег. В ходе открытого показа важно не только представить положительные результаты работы, но и рассказать о трудностях, которые возникли у педагога, и как он с ними справился. Для этого педагог анализирует свою работу и фиксирует все свои трудности, чтобы озвучить их коллегам.

Открытый показ чаще всего проводится в групповой комнате, поэтому педагог также заранее готовит развивающую предметно-пространственную среду, развивающие и игровые центры, которые планирует задействовать во время открытого показа.

За что отвечает старший воспитатель. Старший воспитатель выступает организатором представления педагогического опыта как одного из методических мероприятий. Поэтому он курирует педагога на всех этапах подготовки к нему и присутствует на мероприятии. До начала просмотра старший воспитатель знакомит всех присутствующих с темой открытого показа, рассказывает о системе работы воспитателя, предлагает вопросы, на которые следует обратить особое внимание.

В конце открытого показа перед обсуждением первое слово предоставляется воспитателю, который представил свой опыт работы. А затем старший воспитатель организует обсуждение, подводит итоги и озвучивает совместное решение. Например, внедрить в работу этот опыт, передать конспекты в методический кабинет или продолжить обобщать опыт воспитателя, чтобы представить его на окружном (районном) уровне.

Шесть традиционных требований к открытому показу

1. Сформулировать тему, цели и задачи, которые педагог планирует достичь. 2. Выбрать форму проведения открытого показа. 3. Оценить условия проведения показа, спланировать пространство. 4. Составить поэтапный план ОД, рассчитать хронометраж занятия. 5. Подобрать наглядный, демонстрационный и раздаточный материалы. 6. Подобрать дидактические пособия, продумать, как использовать ТСО, ИКТ.

Учитывайте новые требования к ОД и особенности детей

Чтобы провести открытый показ по-новому и решить все поставленные задачи, мотивировать детей к совместной деятельности, удивить коллег, педагог должен учитывать современные требования к образовательной деятельности, планировать и проводить ее совместно с детьми, ориентироваться на ресурсы развивающей среды.

Взаимопосещения всегда вызывают эмоциональный всплеск в коллективе, что накладывает на педагога дополнительную ответственность за качество своего труда. Из-за волнения перед открытым показом педагоги часто формально формулируют его задачи. Отдают предпочтение старым формам организации открытого показа, когда дети сидят за столами и отвечают на вопросы. Не используют пространство группы, а ограничиваются небольшим набором оборудования, которым не всегда пользуются дети во время открытого показа. Чтобы избежать этого, следуйте несложному алгоритму.

Четыре современных требования к открытому показу

1. Продумать, как активизировать детей, повысить у них мотивацию к деятельности (определить средства). 2. Подобрать приемы построения диалога с детьми с учетом особенностей группы. 3. Выбрать игры из картотеки (игры с правилами, дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые, настольно-печатные). 4. Организовать современную образовательную среду: работу в центрах активности, мастерских, мини-студиях, лабораториях.

Четко формулируйте цели и задачи. При целеполагании опирайтесь на возрастные целевые ориентиры, содержание Основной образовательной программы дошкольного образования. Грамотная постановка задач предупредит противоречие программам и позволит успешно их решить. Если образовательный процесс основан на авторской программе, открытый показ должен учитывать ее требования.

Выбирайте форму проведения открытого показа с учетом интересов детей. Современные дошкольники перенасыщены впечатлениями, поэтому скучные занятия не принесут желаемого результата. Чтобы заинтересовать детей в ходе открытого пространства, используйте моделирование ситуативных разговоров и дидактических речевых ситуаций, игры-драматизации, игры-путешествия, решение проблемных ситуаций, организацию творческой студии или экспериментальной исследовательской лаборатории.

Любая из современных форм организации деятельности детей требует создания современного развивающего пространства. Есть два варианта, чтобы решить эту задачу: создавать РПСС заранее или делать это в процессе вместе с детьми.

Создавайте заранее пространство для показа. Продумайте место проведения открытого показа исходя из характера деятельности: свободная часть комнаты – для двигательной активности; мини-подиум, ширма – для игр-драматизаций; расстановка столов – для продуктивной деятельности.

Планируйте пространство для деятельности вместе с детьми. Для этого включите необходимое время в организационную часть открытого показа. Главное преимущество этого варианта – активная позиция детей, которые ощущают причастность к коллективному решению.

На начальном этапе дайте детям задание, чтобы изменить ситуацию. Например, при игре-путешествии: «Нужно отправиться в путь и спасти героя. Но как мы доберемся до Антарктиды?» Далее дети по глобусу или карте совместно прокладывают маршрут в далекую страну. Совместно обсуждают, как лучше добраться. Они могут лететь на самолете – парное построение стульчиков, могут плыть на корабле – постройка из крупных мягких модулей.

Творческие задания для детей, которые активизируют воображение, требуют стрессоустойчивости и высоких коммуникативных способностей от педагога. Ведь найдется ребенок, который захочет мгновенно телепортироваться или подключить к проблеме самого президента страны. Нужно не теряться и находить пути решения для поддержки любой детской инициативы.

Соблюдайте требования СанПиН к продолжительности и безопасности ОД. Проводите открытые показы в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью. Учитывайте возрастные особенности детей: физиологические и психологические. Стройте содержание деятельности на материале, который они знают и который вызывает у них положительный эмоциональный отклик.

Чередуйте умственную и физическую деятельность. Дети быстро устают, если долго находятся в одном положении. Чтобы снять напряжение, проводите игры, используйте музыкальное сопровождение или релакс-мелодию.

Подбирайте наглядный материал. Ориентируйтесь на стандартные требования: культурно-гигиенические, возрастную принадлежность, размер с учетом возраста детей, художественное оформление. Например, чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного познавательного процесса.

Дети ждут открытые показы. Они знают, что воспитатель приготовит интересный материал, будет весело. Чтобы оправдать детские надежды, используйте наглядность нового поколения: интерактивную панель, стол или пол, доску с мультимедийным проектором. Это подчеркнет высокий уровень вашей ИКТ-компетентности.

Готовая шпаргалка поможет вашим педагогам подготовиться к открытому показу с учетом их статуса.

Шпаргалка для педагогов «Как подготовиться и провести открытый показ»

Организация открытых просмотров детских видов деятельности в условиях ДОУплан-конспект по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка» Ступинского муниципального района

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Организация открытых просмотров детских видов деятельности в условиях ДОУ»

старший воспитатель Гранчак Ирина Алексеевна.

Открытые просмотры занятий играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Результативность этой формы работы во многом зависит от её правильной предварительной подготовки.

Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста – одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учиты- вать, что открытое занятие в отличие от обычного – это специаль- но подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образова- тельного процесса дошкольного учреждения.

На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приёма или метода обучения.

Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений – это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи – использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром – показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).

Требования к подготовке и проведению открытого занятия.

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффек- тивность воспитательно-образовательного процесса.

Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области до- школьной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения.

Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую струк- туру. Оно может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуаль- ная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно- методической работы в педагогическом коллективе.

Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации дея- тельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т.д.

Проводятся открытые занятия без «репетиции» в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требова- ний к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомен- дуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посто- ронние люди.

Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испы- тывают дети и педагог.

Строится открытое занятие с учётом дидактических целей: обу- чающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивацион- ной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объ- яснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический приём, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятель- ность.

В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приёмы:

* чёткая организация, планирование всех частей занятия;

* интригующее начало;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;

* мотивы побуждения к деятельности.

Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвле- Кать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посети- теля рядом с ребёнком, сбоку. Число приглашённых должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких меро- приятий хотя бы одним посторонним человеком создаёт неудобства и для педагога, и для детей.

Открытое занятие не должно противоречить программам, по ко- торым работают педагоги и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расши- рять содержание информационно-учебного материала.

Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по опреде- лённому плану.

План характеристики открытого занятия

Пункт характеристики Содержание
Характеристика группы Возрастные особенности детей.

Степень усвоения детьми программы.

Реальные учебные возможности детей.

Характеристика проекта предстоящего занятия Определение места занятия в теме, разделе и т.п.

Перечисление целей и задач занятия.

Ознакомление с содержанием учебного материала.

Озвучивание структуры занятия.

Обоснование проекта предстоящего занятия Обоснование актуальности выбранной темы занятия.

Выявление связи темы занятия с методической проблемой, темой самообразо- вания, над которой работает педагог.

Проект открытого занятия Озвучивание темы и названия занятия.

Формулировка методических новинок, пред- лагаемых в предстоящем занятии.

Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:

-озвучивание опорного конспекта;

-представление образцов дидактических материалов (дидактические игры, раздаточ- ный материал, образец и т.д.);

-раздача памяток, буклетов;

-зачитывание списка использованной литературы.

АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу – автору занятия. Он напоминает методи- ческую цель занятия, даёт краткое описание работы по её достиже- нию. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консульти- рование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п. Конспекты всех открытых заня- тий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. Например:

Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков открытого занятия по развитию речи

Ожидаемые результаты Предполагаемые риски
Дети активны, каждый ребёнок включён в работу Дети не активны, малоинициативны
Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгрывают роли эмоционально, выразительно Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно
У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво
Дети активно вступают в диалог с воспитателем Речь воспитателя монологична
Речь, вопросы воспитателя к детям соответствуют литератур- ной норме, не содержат фактиче- ских и методических ошибок Ошибки в речи воспитателя
Оборудование, наглядные матери- алы соответствуют возрасту де- тей и санитарным правилам Материалы не наглядны: картинки малы, невыразительны, устарели, не актуальны и т.д.
Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребёнка, осуществляя индивидуальный подход с учётом уровня его особенностей (темп речи, внимание) Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход отсутствует
Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен Эмоциональный уровень занятия неудовлетворителен

Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т.ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагогов в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

Используемая литература: ж. «Справочник старшего воспитателя» № 3 2009 г., с. 4.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]