Интерактивные технологии в дошкольном образованиистатья


Основные условия проведения занятия в ДОУ и интерактивные методы обучения

  • правильное определение темы занятия, тщательный отбор программного содержания и задач;
  • включение предыдущего опыта детей в учебный процесс (использование метода апперцепции);
  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми, смены видов деятельности дошкольников;
  • использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия;
  • наличие высоких профессиональных качеств воспитателя, что обеспечит творческое сотрудничество и взаимодействие;
  • наличие содержательной игровой предметно-развивающей среды, богатого дидактического материала;
  • обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей.

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий подход к решению проблем, учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные формы и методы работы с детьми

1. Сущность и основные понятия интерактивного обучения

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно — необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя — специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом и воспитателем интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-либо.

Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и педагог, и воспитатель являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

2. Особенности интерактивного обучения

Каковы же особенности интерактивного обучения?

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

3. Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

— case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

— интерактивные и ролевые игры:

— «мозговой штурм»;

— дискуссии и дебаты;

— метод проектов;

— метод ассоциаций.

Эти формы/методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

— Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

— Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках.

Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство , третий — объект с теми же свойствами.

Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

Ассоциативный цветок — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные».

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

  1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
  2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
  3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

  • «прослушать» звуки картины через «наушники»;
  • вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
  • почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине;
  • «выйти за пределы изображенного»;
  • мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она?

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

«Дискуссия» с английского — это то, что подлежит обсуждению, спору.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

«Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

Викторина — метод-познавательная игра, которая состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учетом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование проблемных ситуаций — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

«Что? Где? Когда?» — активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное.

«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

Предвидение — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я — первый месяц осени — сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

Показуха — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на команды, каждая из которых загадывает слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

«А что было бы, если бы… ?» — метод работы, в ходе которого предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.

Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«Что можно делать…?» — метод работы, в ходе которого дети учатся осознавать полифункциональные свойства предметов. Например: «Представьте, как еще можно использовать карандаш? (как указку, дирижерскую палочку, термометр, жезл и тому подобное).

Перевоплощение — интерактивные методы обучения, когда предлагается детям поделиться на команды и представить себя на месте какого-то предмета (книги, ручки, стола, куклы и тому подобное) и презентовать себя с точки зрения выбранной роли.

Сказка наоборот — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому.

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Коллаж — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и дорисовать на листе бумаги свою картину (например, фигуру неправильной формы) всеми подручными материалами и рассказать о ней 2-3 предложениями.

— метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды, каждая из которых выбирает любой предмет и пытается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других.

Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. — презентация


Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования

Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Основные задачи обучения и воспитания -Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; -Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию; -Интегрированное содержание работы с детьми; -Партнерские взаимоотношения детей и взрослых; -Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Преимущества интерактивного обучения — решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; — развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач; — обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; — релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т. д.

Интерактивное педагогическое взаимодействие интенсивная целенаправленная деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия в целях развития

— технологии развивающего обучения — технологии проблемного обучения, проектная деятельность — кейс-технологии — ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — технологии разноуровнего обучения — игровые технологии — интегрированное занятие — ИКТ-технологии — вариативность среды, наличие различных пространств, обеспечение свободного выбора детей и другие Интерактивные технологии — инструмент профессиональной деятельности педагога

К интерактивным методам относятся: — метод проектов; — групповые обсуждения – групповые дискуссии — мозговой штурм — ролевые игры — баскет-метод — тренинги — получение знаний с использованием компьютерных технологий; — анализ практических ситуаций

Результаты интерактивного обучения активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; повышается интерес и желание участвовать в работе; умение высказать свое мнение и отстоять его; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха); формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

«Кластер» Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. 1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа. 2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. 3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи. 4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

«Кластер» На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними. ЗИМА елка каток Новый год лыжи праздник Дед Мороз снеговик санки подарки

Синквейн 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы) МАМА Добрая, любимая Заботится, любит, кормит Я люблю свою маму! ДОБРОТА в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

Синквейн в ДОУ 1 строка: Предмет или явление одним словом. 2 строка: Описать какой этот предмет. 3 строка: Действия данного предмета. 4 строка: Нравится ли данный предмет и как? 5 строка: Как можно по другому назвать этот предмет?

Баскет-метод баскет- (корзина) метод обучения на основе имитации ситуаций.корзина Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Броуновское движение Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных ( слон, обезьяна, заяц и т.д.) Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных ( слон, обезьяна, заяц и т.д.)

Анализ практических ситуаций метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Метод создания проблемных ситуаций

Интерактивная доска Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.

Интерактивный стол Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями. Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально. Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсором, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.

Проекторы Использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера. Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно.

Интерактивный пол

Интерактивная песочница это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки.

Конструкторы LEGO. Робототехника. Освоение навыков работа–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов: 1. знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. 2. На втором этапе учимся собирать простые конструкции по образцу. 3. Сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Тема «Зимнее приключение» с использованием интерактивных технологий

Виноградова Анастасия Анатольевна

воспитатель

МБДОУ д/с «Малышок»

п. Балезино

Материал участвует “Постоянно действующие профессиональные конкурсы для педагогов”

Рекламное сообщение

Непосредственно образовательная деятельность

Тема «Зимнее приключение»

с использованием интерактивных технологий

Возрастная группа: средняя группа

Цель: Создание условий для развития интереса и эмоциональной отзывчивости детей к жителям леса через разные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать представления детей о диких животных и птицах.

Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (рисование ватной палочкой, зубной щёткой, тампонирование, рисование ватой) для создания зимнего пейзажа.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление, мелкую моторику у детей.

Воспитательные:

Учить действовать в парах и микрогруппах, согласовывать свои действия с товарищем.

Оборудование: 4 мешочка разной формы; 4 разрезанных картинки диких животных из 4 частей; картинки зимующих и перелётных птиц на кубиках 16 шт.; 2 обруча; снежинка-пушинка и прищепки; тонированная бумага с готовым зимним деревом, гуашь белого цвета, зубные щётки и кусочки губки, вата, клей ПВА, кисточки для клея, ватные палочки, влажные салфетки по количеству детей; видеофильм; ёлка с игрушками.

Предварительная работа: игры на развитие логического мышления по типу «Разрезные картинки», «Что лишнее?»; рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, разучивание самомоссажа.

Методические приёмы: использование ТСО, сюрпризный момент, игровые ситуации (найти мешочки, собрать картинки животных, распределить птиц), словесные, наглядные, практические( самомассаж, рисование), поощрение.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Ход занятия:

Организационный момент

В группе раздается звук видео вызова, воспитатель обращает внимание детей на этот звук.

В: – Ребята, слышите нам кто- то звонит, посмотрим, кто это может быть?

Дети садятся на стульчики к компьютеру.

Проблемная ситуация.

Обращение Д.М. к детям.

Д.М.: – Здравствуйте, дорогие мои, ребятушки! У меня случилась беда, злая Б.Я. заколдовала зимний лес, диких животных и птиц. Вы можете мне помочь?

Д.: – Да!

В.: – Ребята, а как мы можем ему помочь?

Д.: – Мы можем расколдовать лес!

Д.М.: – Чтобы разрушить колдовство Б.Я., вам надо выполнить все задания из волшебного мешочка Б.Я. Она его где-то в вашей группе спрятала. Посылаю я вам на помощь свою снежинку-пушинку, она покажет вам верный путь. Удачи, друзья!

В.: – Ну, что ребята. Отправляемся в зимнее приключение?

Д.:- Да!

В.:- (читает задание на снежинке) в группе надо найти волшебный мешочек Б.Я.. Для этого вам надо разделиться на пары и отправиться на поиски.

Д. делятся на пары и ищут в спальне, туалете, раздевалке, группе.

Д. находят мешочки и передают их взрослому.

В.: Молодцы! Как же нам определить какой мешочек Б.Я.? Снежинка-пушинка помоги?

С.: В ручки вы мешки возьмите и немножко потрясите,

Тот мешочек, что шумит, он задания хранит.

Воспитатель и дети определяют мешок Б.Я.

ребёнок достаёт яйцо, внутри задание.

Воспитатель читает задание: интерактивная технология: «Работа в парах»

В.: Б.Я заколдовала диких животных: разделила картинки животных на части и спрятала в корзинки, которые у вас на столах. Нужно найти и собрать картинку, не забывайте, что картинку надо собирать в паре, вместе, дружно, на середине стола.

Д. делятся на пары, самостоятельная работа детей: проходят к столам, где лежат разрезанные картинки, находят и собирают картинку в парах.

В: Ребята, расскажите, какое животное вы собрали и назовите его жилище.

Дети озвучивают свою картинку, называют жилище животных.

В: Вы справились с заданием, молодцы! Собирали картинки дружно! Расколдовали животных: зайца, белку, медведя, лису, волка.

В.: переходим ко второму заданию (ребёнок достаёт яйцо с заданием). Ребята, Б.Я. всех птиц запутала. Надо каждому разыскать всех птиц в группе и распределить на зимующих и перелётных. Здесь, (кладёт обруч) где лежит снежинка-пушинка будут зимующие, а здесь (кладёт обруч) – перелётные. Отправляйтесь на поиски в группе.

Д. собирают кубики с птицами и раскладывают в обручи.

В.:- Проверим. Называйте птиц

Дети называют

В.: Здесь, зимующие, а здесь, назовите.

Дети называют

В.:. Правильно, перелётные. Почему?

В.: вот и второе задание осталось позади. Выполним третье (достаёт задание, читает, показывает детям снежинку – пушинку). Что это?

Д.: снежинка-пушинка

интерактивная технология: «Хоровод»

В.: Ты прищепку прикрепи и снежинку опиши. Какая она?

Дети берут в руки синие прищепки, передают друг другу снежинку и закрепляют прищепки, подбирая к существительному «Снежинка» прилагательные.

Д.: необыкновенная, загадочная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, снежная, блестящая, синяя или белая, холодная.

В.: Брр, как мне стало холодно, у меня замёрзли пальчики. Разотрём их немножко. Массаж рук «Пальчики»

Каждый пальчик разотрём:

Этот – всех красивей, (массируем мизинец)

Этот – всех ленивей, (массируем безымянный)

Этот пальчик – всех длинней, (массируем средний палец)

Этот пальчик – всех умней, (массируем указательный)

Вместе – это пять друзей (массируем большой палец и сжимаем ручку в кулачок) Пальцы растянуть хочу, (растопыриваем ладошку, стараемся поставить пальчики подальше друг от друга)

Каждый пальчик покручу, (поочерёдно все пальцы массируем круговыми вращениями вокруг пальца)

Этот – всех красивей, Этот – всех ленивей и т. д.

Каждый пальчик мы возьмём (сжимаем ладонь вокруг каждого пальчика)

И сожмём, сожмём, сожмём.

В.: молодцы, ребята! Заглянем в волшебный мешочек Б.Я., может ещё задание осталось? теперь осталось последнее задание, и мы справимся с колдовством Б.Я.

Дети смотрят, находят яйцо с заданием.

В.: О-о! Б.Я растопила весь снег в лесу своим колдовством. Нужно снегом укутать деревья в лесу, Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в лесу?

Д.:

В.: Что станет с деревьями, если они не будут укутаны снегом?

Д.: деревья замерзнут, погибнут…

В.: чтобы корни деревьев не промёрзли, они не погибли, нужно деревья укутать снегом.

В.: А как это сделать, мы сейчас узнаем….

В.: Проходите за столы. Посмотрите, у нас для работы необычные предметы, они лежат у вас на столах, назовите их.

Д.: проходят за стол, смотрят, называют: ватные палочки, зубные щётки, губки, вата.

В.: Эти предметы и помогут нам совершить волшебство. Чтобы всё получилось – надо внимательно слушать, наблюдать и запоминать. Ребята, когда вы ложитесь спать в свою кроватку, чем вы укрываетесь?

Д.: одеялом.

В.: А чем же мы можем укрыть деревья, чтобы они спали всю зиму сладким сном?

Д.: снегом

В.: Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой предмет поможет нам изобразить снег? Как думаете?

Д.: ватная палочка.

В.: Начинаем наше волшебство, возьмите её, и макая в краску, примакивая к листу, приговариваем волшебные слова:

Пусть падает снежок на волшебный мой листок.

Д. берут ватные палочки, макают в белую гуашь, примакивают на своих листах.

В.: Ватные палочки нам больше не понадобятся, мы их отложим. И продолжим наше волшебство. Сначала послушайте, посмотрите, а потом будите работать. Снег на ветках можно нарисовать, используя губку или зубную щётку. Для этого их надо обмакнуть в краску и укрыть ветки, чтобы им было тепло. Вот так (показывает, рисует) Продолжайте волшебство.

Д.: смотрят, слушают, запоминают, выбирают предметы, макают в краску и укрывают ветки деревьев.

В.: А снег на нашей картине всё идёт и идёт, укрывая землю белым пушистым одеялом. Как думаете, с помощью чего можно изобразить снег под деревом?

Д.: ответы

В.: Вату надо приклеить под деревом. Вот так: кисточку обмакнуть в клей, намазать под деревом кисточкой с клеем и приклеить кусочки белой, мягкой ваты.

Д.: смотрят, слушают, запоминают, берут предметы, выполняют (звучит лёгкая музыка)

В.: ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу мы вместе проделали. Укутали снегом деревья. Для чего? Какие красивые деревья у нас получились.

Д.: ответы

С.: Друзья, Д.М. звонит

Видеообращение Д.М.: Ребята, какие вы молодцы! Все задания выполнили, разрушили колдовство Б.Я. За вашу доброту и смелость для вас сюрприз (ёлка с ёлочными игрушками). До новых встреч, друзья!

Д. смотрят, слушают, радуются.

Воспитатель показывает мешок с сюрпризом, достаёт, собирает ёлку, ставит на столик, раскладывает ёлочные игрушки вокруг ёлки на столике.

В.: если вам понравилось приключение, возьмите игрушку и повесьте на ёлочку. Если не понравилось, оставьте игрушку на месте.

Д. выполняют

В.: У нас с вами получилась нарядная ёлка, а это значит, что скоро праздник…

Д.: Новый год!

С.: Какая красота! Ребята, можно я останусь у вас в гостях?

Д.: ответы.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]