Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космос» ФИО участника: Котегова Людмила Сергеевна Образовательные области: развитие речи Тема занятия: Космос Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель
занятия: формирование у детей знаний о космосе и планетах солнечной системы. Задачи занятия: Воспитывать интерес к космосу,…
Конспект занятия «Путешествие в космос» для детей старшей группы Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»
Раздел
«Рисование»
на тему:
«Путешествие в космос»
. для детей старшей группы возраст
(5 – 6 лет)
Тема:
«Путешествие в космос»
. Цель: Определение знаний и умений,…
«Космос» Конспект НОД по ФКЦМ в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»
Тема: «День Космонавтики»
Цель:
формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.
Задачи
1. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
2.Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
3.Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.
Ход занятия
-Воспитатель: Сегодня, ребята наша страна отмечает День Космонавтики.
-Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?
12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)
-Как его зовут? (Юрий Алексеевич Гагарин)
Воспитатель: С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушка не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.
-Как их называют?
Дети: Их называют космонавтами.
— А кто такие космонавты? (Ответы детей)
Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.
-Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)
-Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (Ответы детей)
Ученые придумали специальные приборы — телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом.
-Что они могли увидеть в телескопы? (Ответы детей) показ слайдов, иллюстраций.
Они могли увидеть другие планеты,
-Какие планеты вы знаете? (Ответы детей)
Луна, Марс, Венера и другие планеты. Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.
-И что придумали ученые? (Ракеты, космические корабли)
-Кто же первым в России придумал ракету? (Константин Эдуардович Циалковский) показ портрета.
Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их, и очень ему хотелось, до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности, такой летательный аппарат сделать.)
-Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? (Ответы детей — Сергей Павлович Королев (показ портрета) -ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник., Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.)
-Первый полет в космос совершил наш космонавт — Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. (Показ слайдов). До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком — истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?
Дети: много заниматься спортом.
Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?
Дети: испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.
Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. (Показ центрифуги на слайде). Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время влета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.
-Что такое перегрузки? (Предположение детей)
Перегрузки-это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.
-Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)
Физ. минутка:
1. Невесомость на животе — ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:
2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:
3. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?
Дети: да, все!
Воспитатель: молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?
Дети: на космических ракетах!
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.
На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.
Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.
Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов?
Дети: еда космонавтов находится в тюбиках!
Воспитатель: правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.
Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?
Дети: костюм называется – скафандр, а головной убор — шлем.
Воспитатель: правильно скафандр и шлем.
-А для чего нужны они?
Дети: чтобы выйти в космос.
Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?
Дети: чтобы космонавт мог дышать.
Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?
Дети: окно в ракете называется — иллюминатор!
Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?
Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.
Воспитатель: Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля) .
Дети: спутник нашей планеты Земля называется — Луна!
Воспитатель: правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.
Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.
Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.
А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.
Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.
Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.
Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.
А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.
В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
— Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракеты и изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.
Вот и закончилось наше занятие путешествие. Пожелание детям. Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учится и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Каждый человек знает, что такое космос. Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чём сейчас мы сможем полететь в космос? Дети: На ракете. Воспитатель: Разработал теорию ракеты, продумал её устройство и то, как она будет двигаться замечательный учёный Константин Эдуардович Циолковский. И только много лет спустя другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королёв смог сконструировать по теориям Циолковского ракету и первый космический спутник. Полетели в космос первыми собаки: Белка и Стрелка. И только после удачного их приземления,12 апреля 1961 года в космос поднялся человек — Юрий Алексеевич Гагарин, стал первым космонавтом. С тех пор 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики. У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. В нашем городе есть Аэрокосмический университет, где учёные и студенты разрабатывают новые ракеты. И большой . На заводе строят ракеты и собирают двигатели к ним. Наш город − Самара считается космической столицей страны. А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами собираемся в космическое путешествие (Звучит тихая спокойная музыка) — Представили? А какими же должны быть космонавты? Сейчас нам ребята расскажут. Дети: Чтец 1: Он пример для всех ребят, Его зовут героем. Гордо носит космонавт Звание такое. Чтобы космонавтом стать, Надо потрудиться: День с зарядки начинать, Хорошо учиться.
Чтец 2: Показаться и врачу – Здесь экзамен строгий. Слабакам не по плечу Звездные дороги. На корабль могут взять Только сильных, ловких. И поэтому нельзя Здесь без тренировки. Чтец 3: Барокамера, бассейн, Где мы невесомы… Это космонавтам всем Хорошо знакомо. Вот кабину карусель Кружит круг за кругом. Не снаряд, а просто зверь Эта центрифуга.
Чтец 4: Очень много предстоит Испытаний разных. Тот, кто в космос полетит, Их пройти обязан. Он профессии любой Должен знать секреты – Ведь на высоте такой Не спросить совета.
Чтец 5: Мы пока что только дети, Но придёт желанный час — На космической ракете Дружно полетим на Марс! Воспитатель: В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Что же это за правила? Дети: 1. Космонавт, не забудь Во вселенную ты держишь путь.
2. Главным правилом у нас Выполнять любой приказ. 3. Космонавтом хочешь стать? Должен много-много знать. 4. Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит труд. 5. Только дружных звездолёт Может взять с собой в полёт. 6. Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на (орбиту).
Воспитатель: Космонавты должны много знать. Сейчас мы посмотрим, как много вы знаете. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. 1. Что значит космос? — Пространство вокруг Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами. 2. Как звали первого в мире космонавта? — Юрий Алексеевич Гагарин. 3. Когда наша страна отмечает день космонавтики? — 12 апреля. 4. Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция. 5. Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают. 6. На что похож космический дом? – на огромную птицу. 7. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? — Космический корабль. 8.Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? — Ракета. 9. Как называется костюм космонавта? — Скафандр. 10. Как называется и животное, и созвездие? — Медведица. 11. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? — Белка и Стрелка. 12. Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон. 13.Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце. 14. Как называется завод в Самаре на котором собирают ракеты?- «Прогресс». Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили. Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Давайте представим и тоже сейчас наденем скафандры. Физкуль. (Звучит музыка) — На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы). — Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса). — Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей). — Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки). — На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох) Воспитатель: Ну вот, мы почти готовы к полёту. Но для того чтобы полететь в космос нам нужна ракета. Давайте мы её сейчас соберём. Дети собирают ракету на ватмане из картонных геометрических фигур. В круги (иллюминаторы) клеят свои фотографии (звучит музыка). Воспитатель: Ракета наша готова. Покажите, что у вас получилось. А из каких геометрических фигур вы её собрали? Дети: Прямоугольник, круги, треугольники, трапеция. Воспитатель: Вот теперь всё к полёту готово. Начинаем обратный отсчёт. Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 — пуск! (звучит музыка дети убегают).
Следующая > |