Общие рекомендации по проведению логопедического занятия на тему «Профессии» в ДОУ
Когда проводится логопедическое занятие «Профессии» важно учитывать особенности детского восприятия. Малыши пока еще не имеют навыков самодисциплины. Поэтому важно, чтобы занятие носило игровой характер и увлекало их.
Развивающие виды деятельности для занятий
При проведении занятий могут применяться не только игры, расширяющие знания малышей, но и упражнения в том, чтобы учились правильно произносить звуки в словах и совершенствовали речевые навыки. Рекомендуется планировать обучение детей на ближайшие недели.
Игры по теме: «Профессии»
В этом случае задаются загадки и вопросы, ответы на которые расширяют знание детей о различных специальностях. Иногда делаются ложные утверждения для того, чтобы малыши нашли ошибку.
Составляются рассказы, относящиеся к различным специальностям.
Список литературы для чтения в группе
Когда рассматриваются лексические темы по логопедии, связанные с профессиями, для работы с детьми можно использовать, например, чтение следующих произведений:
- Дж. Родари «Какого цвета ремесла».
- Я. Аким «Неумейка».
- А. Шибарев «Почтовый ящик».
Обратите внимание! Чтение и обсуждение художественных произведений поможет детям лучше освоить изучаемую тему. Полезно, если такие чтения проводят дополнительно их родители дома.
Тематическая физкультминутка
Далее описан один из примеров физкультминутки.
Малыши выполняют движения под чтение стихотворения «Почтальон» воспитателем:
Что принес нам почтальон(Сжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он
Перевод, журнал, газету
В бандероли две кассеты (Малыши разгибают и загибают пальцы)
И письмо от тети Вали
Чтоб приезда ее ждали (Руки разводят в стороны).
Гимнастические упражнения
Обычно при занятиях используются физкультминутки, а также пальчиковая гимнастика. При этом воспитатель читает стишок, относящийся к рассматриваемой теме. В определенные моменты дети выполняют движения, которые относятся к произносимым фразам. Если необходимо, учитель подсказывает, что делать.
Использование интерактивных досок и ИКТ в процессе обучения
Использование ИКТ позволяет предложить малышам увлекательные обучающие компьютерные игры.
Например, им могут предлагаться картинки с людьми и предметами, которые они используют в работе. При этом дети должны будут описать словами то, что изображено на рисунках и составить небольшой рассказ об этой профессии. Использование компьютерной техники способно расширить возможности обучения дошкольников. Однако необходимо учить детей работать с ней на подгрупповых занятиях.
Возрастные особенности и коррекция речевых нарушений в процессе групповых занятий
Знание особенностей жизни взрослых, связанных с их работой жизненно важно для малышей, однако в разном возрасте подход к изучению вопросов, связанных с профессиями, должен быть разный. Он обязан учитывать возрастные особенности малышей.
Плакат о различных профессиях
Лексическая тема «Профессии» в средней группе
На занятиях в средней группе не только развиваются речевые навыки, но и даются начальные знания о том, что такое профессии и какими они бывают.
Цель и задачи занятия: знакомимся с разными профессиональными специальностями
Выполняются следующие задачи:
- При работе с детьми им дается понятие о том, что существуют различные профессии и рассказывается об их основных особенностях.
- Развивается словарный запас, совершенствуется артикуляция при произнесении звуков.
- У малышей развивают слуховое внимание, логическое мышление.
Рекомендуется провести планирование занятий на ближайшее время.
Краткий план-конспект занятия
С детьми выполняется пальчиковая гимнастика. Ее делают следующим образом:
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Много есть профессий знатных (При этом поочередно каждый палец правой руки соединяют с большим).
И полезных и приятных (Делают такие же движения пальцами левой руки).
Повар, врач, маляр, учитель, продавец, шахтер, строитель (Соединять пальцы левой руки и правой руки с большими).
Сразу всех не называю (При этом малыши сжимают и разжимают кулачки несколько раз).
Вам продолжить предлагаю (дети вытягивают руки вперед, держа ладони обращенными вверх).
Далее воспитатель проводит стихотворный диалог с малышами: «Был сапожник?/Был!/Шил сапожки?/Шил!/Для кого сапожки?/Для соседской кошки!» это упражнение предназначено для улучшения четкости дикции и работы над выразительностью произношения предложений.
В занятии используются скороговорки для развития отчетливости произношения, правильности выговаривания различных звуков. При этом учитель вместе с ребятами стараются произносить определенные фразы. Вот пример скороговорки: «Кран протекший очень хочет подкрутить водопроводчик».
Важно! В течение всего занятия с детьми проводят разнообразные лексические упражнения.
Тематические стихи и скороговорки
Стихотворная форма подачи материала детям помогает им лучше усваивать материал. Поэтому важно использовать стихотворения и читать их вслух воспитателю совместно с детьми. Один из вариантов упражнений — загадывать стихотворные загадки.
Вот несколько примеров:
- «Доктор но не для детей, а для птиц и для зверей. У него особый дар. Этот врач … .» (Ветеринар).
- «Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать.» (Учитель).
- «На работе день-деньской, он командует рукой. Поднимает та рука. Сто пудов под облака.» (Крановщик на стройке).
Скороговорки позволяют не только совершенствовать словарный запас, но и дают возможность улучшать дикцию детям.
Могут быть использованы такие скороговорки:
- «Матросы в матросках. Матроски в полосках».
- «Два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят».
- «Ткет ткач ткани на платье Тане».
При работе с детьми в логопедическом занятии на тему «Профессии» может быть использована следующая игра. Она называется «Стихи-небылицы».
Ее целью являются: улучшение слухового внимания, совершенствование способности логически мыслить, развитие лексики детей, относящегося к теме профессий.
Игра состоит в том, что детям читают стихи о профессиях взрослых, причем в них воспитатель делает ошибочные утверждения. От малышей требуется, чтобы они определили, где правда, а где нет. При этом логопед и дети подробно обсуждают ответы.
Лексическая тема «Профессии» в старшей группе
Важно! В этом возрасте дети способны освоить не только начальные понятия о различных специальностях, но и приступить к созданию общих представлений о мире взрослых и месте, которая в нем занимает профессиональная деятельность.
Задачи занятия: формируем целостную картину мира
Малышей учат коротко рассказывать о профессиях. Во время занятия они больше узнают о видах занятий взрослых. Когда выполняются задания для детей логопедической группы по теме «Профессии», детей учат тому, что труд является необходимым, объясняют его общественную значимость.
Малыши тренируются образовывать от названий работников слова мужского и женского рода (военный и военная, воспитатель и воспитательница).
Обратите внимание! У ребят воспитывают способность распознавать речь на слух, совершенствуют зрительное восприятие, внимание. Им помогают развивать память, внимание и способность к связной речи.
В детях воспитывают активность, инициативность и способность к коллективному труду.
План-конспект занятия
При рассмотрении лексических тем в старшей группе сначала происходит тематическая физкультминутка.
Проводится беседа о том, что означает для взрослого человека профессия. Рассказывают о том, что профессии бывают разными, приводят соответствующие примеры. Говорят о необходимости зарабатывать деньги для покупки домашних вещей, которые необходимы семье.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
Рассказывается история от имени малышей, которые спорили, чья профессия главнее. Воспитатель и дети обсуждают этот спор и дают свои ответы.
Проводится игра в рифму. Произносятся, например, фразы о профессиях, связанных с транспортом: «Поезд водит … (Машинист). Пашет поле … (Тракторист) …» Дети должны заканчивать каждую фразу.
Дети достают карточки из конвертов и видят изображения работающего человека. Они должны рассказать о его специальности.
Дети с помощью воспитателя составляют свои рассказы о различных профессиях, руководствуюсь примерным планом и картинками.
Проводится физкультминутка. При этом читаются стихи о профессиях, во время которых дети имитируют соответствующие движения.
Воспитатель приводит фразы, а дети угадывают, кто мог их произнести.
Малышам предлагают назвать работников в мужском и женском роде (например, летчик-летчица).
В заключение подводятся итоги, воспитатель напоминает детям, что нового они узнали.
Игровые технологии в обучении
В процессе работы с ребятам активно используются лексические упражнения, проводятся физкультминутки. Малышей учат самостоятельно составлять несложные рассказы о различных специальностях. Активно используются вопросы и загадки, на которые дети должны находить ответ.
Лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе
В этом возрасте важно подготовить людей к школе, дать им знания о том, как живут взрослые люди.
Цель и задачи занятия
В занятиях с дошкольниками необходимо не только расширить словарный запас относящийся к рассматриваемой теме, но и сформировать кругозор, придать знаниям больше систематичности, развивать коммуникационные навыки детей, способность связно выражать свои мысли.
Виды деятельности
В это время по-прежнему важны физкультминутки и игровые моменты, однако особую важность приобретает формирование кругозора, умение выражать свои мысли и способность вести целенаправленный диалог с другими людьми.
Предварительная работа по изучению литературного материала
Учитель рассказывает детям об описаниях различных работников, которые имеются в детской литературе.
С детьми происходит чтение вслух тематических литературных произведений.
Оборудование
Когда рассматривается лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе, нужны картинки в качестве раздаточного материала. На них должны быть изображены представители различных профессий.
Обратите внимание! У воспитателя должны быть подготовлены демонстрационные изображения по теме занятий. Может использоваться доска или ширма, на которой будет показан наглядный материал.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Познание (Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Цели: расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий; воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам; развить внимание, память, мышление.
Программные задачи:
Образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий.
Развивающие задачи: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии».
Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Активизация словаря: фонендоскоп.
Демонстрационный и раздаточный материал: мультимедийное оборудование (на проекторе демонстрируются картинки с изображениями профессий, инструментов), доска, магниты, картинки с изображением овощей и фруктов, кастрюли и банки, картинки с изображением нарисованной расчески без зубчиков, карандаши, руль, «автобус», аптечка.
Ход занятия
1. Организационный момент. Установление эмоционального контакта. [слайд 1]
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
− Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра. (Дети здороваются.)
2. Объявление темы занятия. Вводная беседа.
− Ребята, каждый день утром родители приводят вас в детский сад, [слайд 2] а сами отправляются куда, как вы думаете? (Ответы детей)
Правильно, на работу. Все люди трудятся. А вы знаете, кем работают ваши родители? (Ответы детей)
Я тоже работаю. Скажите мне, где и кем я работаю? (Ответы детей) Да, я работаю в детском саду, а профессия моя – воспитатель. [слайд 3] А как вы думаете, что такое профессия? (Ответы детей.)
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь, это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Профессий очень много, все они очень нужны и важны для людей. Чтобы получить профессию, как вы думаете, что нужно сделать? (Ответы детей) Верно, нужно хорошо учиться, много знать и уметь.
Воспитатель: Ребята вы не слышите, кажется, кто-то плачет. Да это же наш Кузя. Кузя, Что случилось?
Кузя: Когда я вырасту, я хочу стать настоящим Человеком, а Нафаня говорит, что у настоящего Человека должна быть профессия, а что это такое я не знаю (плачет).
Дети садятся на коврик. Успокаивают Кузю.
Воспитатель: Да, у каждого взрослого человека есть профессия. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день.
Кузя: как всё сложно и непонятно.
Воспитатель – Мы тебе постараемся помочь. Мы сегодня отправляемся в мир профессий. И сейчас я хочу предложить вам отправиться в путешествие по миру профессий. А в путешествие я предлагаю вам отправиться на поезде, который уже ждет нас около детского сада занимайте места отправимся в путь. Поехали! [слайд 4]
(Ответы детей)
3. Знакомство с профессией «Повар».
− И вот наша первая остановка [слайд 5].
(Дети выходят из «автобуса» и подходят к экрану)
Ребята, как вы думаете, куда мы с вами приехали? Как называется это место?
(Ответы детей)
Правильно, это кухня – помещение, где готовят еду. А люди какой профессии здесь трудятся? (Ответы детей)
Правильно, повара [слайд 6]. Это очень важная и нужная профессия. Повар есть и в детском саду, в школе, в больнице, на заводе, в кафе.
А что делает повар?
(Ответы детей: варит, жарит, печет, тушит, чистит, режет и т.д.)
Повар умеет готовить много вкусных и полезных блюд, умеет печь торты и пироги. Ребята, а что нужно повару для работы?
(Ответы детей: плита, кастрюли, сковородки, половники и т.д.) [слайд 7]
А давайте мы поможем поварам приготовить суп и компот. А ты смотри, Кузя и учись! Скажите, из каких продуктов можно приготовить суп? (Ответы детей: картофель, лук, капуста и др.)
А как назвать все это, одним словом? (Ответы детей: овощи)
Молодцы! Значит, суп мы с вами будем готовить из овощей. А компот, из каких продуктов готовят?
(Ответы детей: яблоки, груши и т.д.)
А как назвать эти продукты одним словом?
(Ответы детей: фрукты и ягоды) Верно! Компот мы будем готовить из фруктов.
Дидактическая игра «Суп или компот?» На столах лежат картинки овощей, фруктови ягод, кастрюли и банки. Овощ нужно положить в кастрюлю (суп), фрукт и ягоды в банку − в банку (компот). При этом необходимо побуждать детей объяснять свой выбор словами: «Яблоко – это фрукт, поэтому из него варят компот» или «Лук добавляют в суп».
− Хорошо, вот сварили мы с вами вкусный суп и компот. А теперь отправимся дальше в путь, занимайте места в поезде. Поехали! [слайд 8]
4. Знакомство с профессией «Парикмахер».
− А вот и следующая остановка [слайд 9]. (Дети выходят из «поезда» и подходят к экрану)
Как вы думаете, где мы с вами оказались? (Ответы детей)
Правильно, это парикмахерская. А скажите, кто здесь трудится?
(Ответы детей)
Правильно, парикмахер [слайд 10]. А чем занимается парикмахер на своей работе. (Ответы детей: стрижет, красит, делает прическу и т.д.) [слайд 11].
А какими инструментами пользуется парикмахер в своей работе?
(Ответы детей: расческой, ножницами, феном и т.д.) [слайд 12].
Это очень интересная и творческая работа, ведь парикмахер каждый день делает разные прически и делает людей красивыми. Люди этой профессии должны быть аккуратными, вежливыми и выносливыми, ведь они целый день проводят на ногах.
Ребята, парикмахер попросил нас о помощи, он очень много работает, и у него сломались зубчики на расческах, давайте ему поможем и дорисуем зубчики на расческах. Поможем? Тогда проходите за столы берите фломастеры и дорисовывайте зубчики..
…зубчики это вертикальные линии одной длины.
(Воспитатель предлагает детям нарисовать расчески.)
Рисование «Дорисуй расческе зубчики». Дети рисуют «зубчики расчески» − вертикальные линии одной длины на нарисованной заготовке.
Воспитатель: — молодцы, и с этим заданием справились, помогли парикмахеру починить все зубчики теперь он может продолжать работать.
Кузя: как много вызнаете о профессиях!
5. . Физкультминутка. [слайд 13].
Игра: «Кто, что делает?» Здесь есть список профессий.
Кузя – я с этим заданием справлюсь сам.
Воспитатель – ты уверен? А давай мы тебе немного поможем. Встанем в круг. Если ты скажешь правильно – дети будут хлопать, если не правильно – топать.
Врач делает укол.
Художник поливает цветы.
Парикмахер стирает одежду.
Пожарный тушит картошку.
Шофёр красит стены.
Воспитатель – ты всё перепутал, давай мы с тобой поиграем в игру с мячом «Кто, что делает?» и ты во всём разберёшься.
Кузя называет профессию, отвечает тот, кому он бросит мяч.
1. Врач. делает компресс, дает лекарства, мажет мазью, смотрит горло, накладывает бинт, гипс.
3. Продавец …считает деньги, взвешивает товар, продаёт, упаковывает.
4. Парикмахер …стрижёт, сушит волосы, моет, делает прическу, красит волосы.
5. Пожарный …тушит пожар, спасает людей, запасается водой, едет на помощь.
6. Повар …жарит котлеты, варит компот, делает винегрет, печет пирожки.
7. Шофёр …водит машины, меняет колеса, везет людей, ремонтирует.
8. Почтальон …приносит письма, газеты, журналы, раскладывает их в почтовый ящик, носит телеграммы, ходит с большой сумкой.
Молодцы, и с этим заданием справились, Кузя ты все запомнил?
− Отправляемся дальше. Поехали! [слайд 14].
6. Знакомство с профессией «Врач».
− А вот и следующая остановка [слайд 15]. (Дети выходят из «поезда» и подходят к экрану.)
Как вы думаете, где мы с вами оказались?
(Ответы детей)
Правильно, это поликлиника (больница). Скажите, люди какой профессии здесь трудятся? (Ответы детей)
Правильно, врачи [слайд 16].
А что делает врач? (Ответы детей: лечит, ставит уколы, выписывает рецепты, измеряет, прослушивает и т.д.)
Что нужно врачу для работы? (Ответы детей: аптечка, градусник, бинты, шприц и т.д.) [слайд 17].
А вы знаете, как называется этот инструмент и для чего он служит?
(Ответы детей)
Этот инструмент нужен для прослушивания ваших внутренних органов: сердца, легких. Он называется фонендоскоп. [слайд 18].
(Дети повторяют новое слово.)
Профессия врач – это очень важная и необходимая профессия.
Скажите, что случилось бы, если бы у нас не было врачей? (Ответы детей)
Правильно, если бы не было врачей, люди бы часто болели и могли умереть от разных болезней. Врачи бывают разные. Каких врачей вы знаете?
(Ответы детей)
Правильно, педиатр лечит детей, хирург делает операции, стоматолог лечит зубы, окулист проверяет зрение. Врачи должны быть смелыми, решительными и сильными. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Соберем аптечку». Кузя помогает! На столе лежат различные предметы, из которых детям нужно выбрать инструменты, необходимые врачу для работы.
Воспитатель: Ты понял, Кузя?
Кузя: Да я много сегодня узнал! А главное, я понял, что нужно много учиться.
Итог:
− Наше путешествие в страну профессий подходит к концу. С какими профессиями мы сегодня с вами познакомились? (Ответы детей)
Мы обязательно продолжим путешествие в следующий раз, ведь профессий очень много. И все они очень важны и нужны людям. А сейчас давайте возьмем курс обратно в детский сад.
(Дети садятся в «поезд» [слайд 19] и возвращаются в детский сад [слайд 20])
Кузя – Да… сколько много в мире профессий. Сколько много, сегодня я узнал. Ребята, мы с вами выполнили все задания, за это я Вас благодарю, и дарю вам вот такие раскраски!
Прощаются с Кузей!
Воспитатель: Ребята спасибо вам за старание, вы все сегодня молодцы!
Следующая > |