Открытое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Транспорт»


Развитие речи. Тема: «Виды транспорта» (подготовительная группа)

Транскрипт

1 Развитие речи Тема: «Виды транспорта» (подготовительная группа) Цель занятия: закрепление знаний о различных видах транспорта. Задачи: Воспитатель Назина Ирина Леонидовна 1. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств; названиями профессий людей, управляющих этими средствами. 2.Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о разных видах транспорта. Упражнять детей в согласовании слов в предложении, в выделении первого звука в словах. 3. Закреплять формирование таких обобщающих понятий как «водный транспорт», «воздушный транспорт», «наземный транспорт; дифференцировать их на «пассажирский», «грузовой» и «спецтранспорт». 4. Развивать познавательный интерес к различным видам транспорта. 5. Воспитывать чувство ответственности на дороге. Ход занятия -В. Тему нашего занятия вы узнаете, если ответите, как называется всё то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы? (Транспорт) -В. Давайте вспомним, каким бывает транспорт? ( наземный, водный, воздушный, подземный, городской, пассажирский, грузовой, специальный, волшебный). -В. Сегодня, ребята, мы поговорим о различных видах транспорта и выясним, как много вы о них знаете. Для начала проведём разминку. Проверим, насколько вы внимательны. Я буду называть разные транспортные средства, если при этом я ошибаюсь вы хлопаете в ладоши. Лодка, поезд, самолет, И автобус, и троллейбус, И конечно же, пилот! Д/И «Не ошибись»

2 Лайнер, катер, вертолёт, Мотоцикл, пулемёт, Самосвал и самолёт! Электричка, грузовик, баржа, спичка, внедорожник! Бензовоз, мусоровоз, водовоз, молоковоз, Пылевоз, цементовоз! -В. Молодцы. Все были внимательными. Присаживайтесь на стулья. Перед детьми на доске вывешены картинки с изображениями разных транспортных средств по видам: водный, воздушный, наземный транспорт. -В. Какой это вид транспорта? (водный) Почему он так называется? (плавает по воде). Назовите, что относится к водному транспорту ( ответы детей). Кто управляет водными судами? (капитан). Аналогично задаются вопросы по воздушному и наземному транспорту. -В. Возьмите каждый по геометрической фигуре и разделитесь на три группы. Сейчас вы будете делить все транспортные средства по назначению: на пассажирский, грузовой и специальный транспорт. Задание «Пассажирский, грузовой, специальный» Дети выполняют задания подгруппами. 1-я получает условный знак «пассажиры»; 2-я условный знак «груз»; 3-я получает условный знак «МЧС». Далее каждая подгруппа называет «свои» транспортные средства и объясняет свой выбор. -В. Молодцы, справились с заданием. Присаживайтесь на стулья. Ребята, кто хочет рассказать о любом транспортном средстве по плану: как называется, из каких частей состоит, где движется, для чего используется, кто управляет. Остальные будут внимательно слушать и если вспомните какие- нибудь интересные сведения, то потом дополните рассказ. Составление описательных рассказов о разных транспортных средствах (2-3 чел.). -В. Давайте вспомним, что может делать машина. Встаньте в круг. Будете передавать мяч друг другу. Отвечает только тот, у кого мяч. Д/И «Подбери действие».

3 Машина может: ехать, тормозить, перевозить груз, разгоняться, объезжать ямы, съехать с моста, заезжать в гараж, обгонять, подъехать к дому. (остальным детям дается задание назвать, что можно делать с машиной). Машину можно: купить, помыть, продать, заправить бензином, подарить, сделать на заводе, нарисовать, покрасить. В. Ребята, как вы думаете, по звуку можно определить вид транспорта? (Да). Поиграем?(Да). Сейчас вы должны будите изобразить тот вид транспорта, звук которого вы услышите. Подвижная игра «Море, небо, дорога, рельсы». Звук моря: дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах). Гул самолета: дети изображают самолет ( «летают» в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга). Стук колес вагона: дети встают друг за другом, изображая вагоны поезда и ритмично передвигаются в одном направлении. Звук работающего автомобильного мотора: дети изображают езду на машине («едут» по указанному направлению). -В. Молодцы! На разных видах транспорта покатались. Вы знаете, животные тоже захотели прокатиться, да вот только ни как не могут решить, кто на чем поедет. Поможем им? (Да) Садитесь за столы (детям раздаются индивидуальные карточки с изображениями животных и разных транспортных средств). Сегодня животные в гости спешат, На транспорте ехать они все хотят. Чтоб транспорт животным нам подобрать, Звук первый лишь в слове надо узнать. — В. Рассмотрите внимательно, что изображено на картинке. Ваша задача, соединить линией животное и транспорт, название которых начинается с такого же звука, как и название животного. Дети самостоятельно выполняют задание. На листах бумаги изображены Дид/игра «Кто на чем поедет?» животные: слон, лошадь, панда, мышь, корова, верблюд; транспортные средства: вертолет, самосвал, поезд, катер, лодка, мотоцикл.

4 -В. Все справились с заданием? Теперь поменяйтесь с соседом и проверте, нет ли ошибок. Молодцы! Дид/игра «Склоняем слова». -В. Кого мы прокатили? (Слона, панду, лошадь, мышь, верблюда, корову). Кому мы помогли? (Слону, панде, лошади, мыши, верблюду, корове). Мы заботились о ком? (О слоне, о панде, о лошади, о мыши, о верблюде, о корове). Мы любуемся кем? ( Слоном, пандой, лошадью, мышью, верблюдом, коровой). — В. Молодцы вы справились с заданием. Физкультминутка Упражнения на координацию речи с движением «Едем, едем на машине» -В. представьте,что вы вышли из машины, на которой только что ехали и пошли пеком. Как вас сейчас можно назвать?(пешеходы). А теперь представьте, что вы вошли в автобус. Как вас сейчас можно назвать?(пассажиры). Что должны знать пешеходы, водители и пассажиры, чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах (правила дорожного движения). А вы знаете как нужно вести себя в транспорте? (Да). Сейчас проверим. Вам нужно добавить всего одно слово: «разрешается или запрещается» — играть и прыгать на остановке — громко разговаривать в автобусе — уступать место старшим — высовываться из окна -в автобусе вести себя спокойно — всех расталкивать, кричать — отвлекать водителя — на дороге шалить, мешать народу — быть примерным пешеходом. Дид. игра «Разрешается запрещается». -В. Молодцы! О чем мы говорили сегодня на занятии. (Ответы детей)

5 — В. Чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах мы с вами будем продолжать изучать правила дорожного движения.

Тема: Транспорт

Цель: обобщить и систематизировать представление о транспорте, активизировать словарь по данной теме, практическом употреблении приставочных глаголов и составлению короткого описательного рассказа с помощью вопросов.

Программное содержание:

Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

— упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

— практическом употреблении приставочных глаголов;

— согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

— учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

Ход занятия

— Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

— Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

— Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

— Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

— Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать — (сжимать и разжимать пальчики) Будем транспорт называть: Автомобиль, такси, Трамвай, метро, автобус (разжимают пальчики, начиная с мизинца) 5 пальцев мы в кулак зажали, 5 видов транспорта назвали. (сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

— Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

— А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

— Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

— Куда складывают груз? (Кузов)

— Где сидят пассажиры? (Салон)

— Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

— А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

— Автобус от остановки (отъехал), к другой остановке (подъехал). Затем на небольшую горку (въехал или заехал) и вместе с нами он мост (переехал). Он быстро в тоннель (заехал) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку Подъезжают на заправку. (обеими руками “крутят руль” перед собой) Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал).

— В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Название машины.

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего она предназначена.

— Начну я с рекламы: Это автобус. Он красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Автобус перевозит пассажиров.

Заслушать 3-4 рассказа.

— Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Воспитатель Дети
машина машинка
автомобиль автомобильчик
грузовик грузовичок
трамвай трамвайчик
троллейбус троллейбусик
автобус автобусик

Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали, Развалилась машина на детали. Помогите, помогите Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]