Значение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Значение альтернативных техник рисования:
- помогают преодолеть страхи и комплекс неуверенности;
- развивают пространственное мышление и чувство цвета, формы, фактурности;
- создают условия для свободного выражения индивидуальности детей;
- знакомят детей со свойствами различных материалов;
- прививают вкус к нестандартному мышлению и творческим поискам;
- совершенствуют мелкую моторику;
- позволяют испытать чувство радости и эмоционального удовлетворения.
Альтернативные техники рисования позволяют открыть творческие потенциал в каждом ребёнке
Нетрадиционные техники рождают особую атмосферу, они окрыляют и вдохновляют. Кроме того, в сочетании с традиционными техниками, которые чрезвычайно важны, они дают ощущение новизны и являются импульсом к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.
Схема и пример конспекта занятия
В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия:
1. Организационная часть — включает познавательный рассказ, развивающую беседу или игровую ситуацию мотивирующего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения Вводная часть занятия стимулирует творческую активность детей и настраивает на осознанную работу (приблизительно 3–5 минут).
Пример организационной части занятия по теме «Русская народная игрушка» (автор Татьяна Изъюрова)
На стол выставляются разные матрёшки. — Дети, вы знаете, как называются эти игрушки? Правильно это матрёшки. — Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами. — Мы тоже с вами уже познакомились с некоторыми глиняными игрушками, у которых есть своё название. — Назовите, какие вы знаете глиняные игрушки (дымковские, филимоновские.). — У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки. Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки. — Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки. На матрёшках нарисованы и фартучки, и косыночки, и красивые узоры. — Теперь сравним две народные игрушки — дымковскую игрушку и матрёшку. Одинаковые ли узоры на них нарисованы? (Нет) — Чем они отличаются? (Дети находят отличия: на дымковской игрушке — колечки, круги, точки, круги, линии, чёрточки; на матрёшке — цветы, листья, завитки, ягоды.) — Но всё-таки все матрёшки разные. Они расписаны крупными, яркими цветами с отчётливым чёрным контуром. — Художники разукрашивали розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками. — Матрёшки покрыты прозрачным лаком. Эти разноцветные узоры делают их очень нарядными. — А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и разукрасить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты). |
2. Практическая часть — воспитатель поясняет и показывает способ технического исполнения задания (3–5 минут). Особенностью занятий с использованием нетрадиционных техник является то, что старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, чем на занятиях, построенных на изучении классических способов создания изображения, у каждого ребёнка получится свой неповторимы результат. Таким образом, демонстрация образца, подготовленного воспитателем, не должна использоваться для копирования, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения.
Пример практической части занятия с использованием техники рисования по мокрому листу «Волшебная страна — подводное царство» (автор Тимошина Р. Н.)
– А что же это такое рисование «по мокрому листу»? Давайте с вами вспомним. Главным инструментом сегодня станет губка — небольшая, поролоновая. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист бумаги быстрым движением (показ воспитателя). Работу выполнять надо быстро, лёгким движением, рука движется свободно. А потом уже «по мокрому листу» наносится краска. Кисточка не касается листа, краска красиво ложится, образуя волшебные переливы. Вспомнили, ребята? Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство, то и рисование наше сегодня пусть будет волшебным, удивительным, сказочным. — Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист слева направо быстрыми движениями. Широкой кисточкой провожу линию сверху листа, и краска стекает вниз. Вы тоже проведёте полоску и поднимите листочек вертикально, чтобы у вас краска тоже стекала. Чуть-чуть подсохнет краска, и будем рисовать обитателей подводного царства уже тонкой кисточкой. Рисуем водоросли, песчаное дно и всех обитателей волшебной морской страны. Если вы хотите, то вы можете изобразить в своём рисунке и сказочный дворец «золотой» рыбки. |
3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут).
4. Заключительная часть — подводятся итоги, рассматриваются работы, дети делятся впечатлениями и учатся высказывать своё мнение о работах своих товарищей, а также о приобретённом художественном опыте (3 минуты).
Конспект занятия «Первобытные рисунки» в рамках краткосрочного проекта «Угольные карандаши» (Автор Татьяна Семеняко)
Проблема: Кто придумал рисовать углем? Что можно нарисовать угольным карандашом? Игровая мотивация: Путешествие на машине времени Цель: Эксперимент: выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей. Задачи:
Материалы: Листы бумаги белые и тонированные в пастельные тона формата А4, уголь. У педагога — фото наскальных рисунков первобытных людей, ноутбук для демонстрации фото. 1. Организационная часть. Педагог: На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое уголь и зачем он нужен. Но скажите, что ещё можно нарисовать угольным карандашом? (Предположения детей) Для ответа на этот вопрос мы отправимся в путешествие на… Машине Времени! Вы согласны? Тогда в путь. Давайте сядем поудобней, закроем глаза, произнесём волшебные слова, которые вы знаете. (Дети предлагают варианты) Педагог открывает ноутбук, рассказывает и показывает фото.
Познавательный рассказ. Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса — мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картины с изображением первобытного человека.) У человека не было ни острых зубов, ни когтей, да что там говорить — у него не было ни телефонов, ни телевизоров. Даже не было дома, посуды. И одежды! Посмотрите, во что был одет древний человек? (Дети: в шкуру.) Почему человек одевался так? (Дети размышляют) Да, тогда не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадается, зачем ему шкура? А вам для чего ваша одежда? (Дети: защита от холода.) Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя. Ответы детей.) Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? (Дети: ягоды, траву, мясо). Игровая ситуация. Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды. По команде — начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше — станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою «добычу», кладите в миску. Развивающая беседа. А где мог жить первобытный человек? (Дети: в пещере) Но вот человек поел. Прилёг в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книжку не прочтёшь. Что делать? (Размышления детей) — Человек стал… рисовать! На чём? На стене пещеры. А чем? Карандашей нет, и красок. А вот уголёк от сгоревшего костра оставляет хороший чёрный след! (Показ фото с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? Дети перечисляют: деревья, люди, животные. Ну что ж, у машины времени заканчивается топливо, пора возвращаться! Ребята, давайте мы о нашем путешествии расскажем так, как сделал бы это первобытный человек — нарисуем, что видели. Вы согласны? 2. Практическая часть. Тогда за работу! (Дети подходят к столам). Бумагу мы сделаем «старой» — сомнём её. Вот так (показывает) развернём и разгладим. Теперь бумага стала похожа на стены пещеры. А вот и уголь — как в древние времена. Нарисуйте им все, что видели, по желанию.
3. Самостоятельная работа детей. Дети рисуют. Педагог руководит деятельностью детей, используя советы, указания, похвалу.
4. Заключительная часть. Итог: Выставка детских работ. Педагог: Что нового вы узнали в путешествии на машине времени? Ребята, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? А вам понравилось путешествие? Рисунки мы оформим как альбом «Путешествие на машине времени».
|
Видео: Рисование по ткани в старшей группе
Комбинированное использование традиционных и нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческого самовыражения, откроет новый радостный мир необычных художественных техник, привьёт вкус к исследовательской деятельности, обогатит словарный запас. На таких занятиях педагог демонстрирует только способ действий, образец не является непререкаемым эталоном для подражания, что создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.
Рисуем пернатых
Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):
- нарисуйте овальное туловище;
- сверху круглую голову;
- шея идет от головы по овалу;
- на туловище прорисовываете треугольные крылья;
- к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
- на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
- от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
- раскрасьте птицу красками.
Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.
От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.
На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями — длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.