Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе


Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Галина Мамонтова

Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Старшая группа

Наблюдения за неживой природой

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за росой — где оседает, на что похожа, полюбоваться блестящими капельками.

Учить наблюдать явления природы, анализировать

2 неделя Наблюдение за солнцем — где солнце было утром, где находится сейчас? Когда было теплее?Когда солнце светится ярче: утром или днем? Развивать память, умение сравнивать.

3 неделя Наблюдение за тенью — отчего она получается? Обратить внимание на то, что утром и вечером тень длинная, а днем — Развивать интерес к окружающему, желание наблюдать.

4 неделя Наблюдение за общим состоянием погоды — не так ярко светит солнце, появляется роса, дни становятся прохладнее, вспомнить понятие «ранняя осень». Развивать интерес к окружающему, желание наблюдать.

ОКТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдениеза туманом — когда туман был гуще: утром или днем? На что он похож, из чего он состоит? Знакомить с осенними явлениями, уметь делать выводы о закономерностях природы.

2 неделя Обратить внимание на освещенность в течение дня,на продолжительность дня: дни стали короче, ночи длиннее Закреплять понятие о сезонных явлениях, умение анализировать результаты наблюдений.

3 неделя Наблюдение за дождем — какое небо во время дождя, отличается ли летний дождь от осеннего и чем? Изменилась ли температура воздуха на улице во время дождя? Учить строить предложения на основе собственных наблюдений.

4 неделя Наблюдение за небом — части ли появляются тучи, какое небо? Гак ли ярко светит солнце? «В октябре с солнцем распрощайся, поближе к печи подвигайся». Закрепить признаки осени, познакомить с приметами октября, уточнить понятие «золотая осень».

НОЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за инеем — что лежит на траве, предметах; на что похож иней? Как вы объясните слова «заморозки»? Развивать наблюдательность, умение размышлять.

2 неделя Наблюдение за ветром — с какой стороны дует ветер? Определить силу ветра, что можно о нем сказать? (холодный, сильный, морозный)

Учить подбирать соответствующие слова.

3 неделя Предложить измерить температуру воздуха — стало ли теплее, чем утром? Где температура выше в тени или на солнце? Можно ли сказать, что солнце припекает? Почему? Развивать желание наблюдать, учить делать выводы и объяснять их.

4 неделя Наблюдение за состоянием погоды — отметить, что изменилась освещенность дня, температура воздуха стала низкой, дует холодный ветер. Формировать понятие об осени, уточнить понятие «поздняя осень». «Ноябрь — ворота зимы».

ДЕКАБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за падающим снегом обратить внимание на полет снежинок — легко, плавно падают отдельными снежинками или хлопьями. Учить наблюдать явления природы, видеть красоту её, анализировать результаты наблюдений.

2 неделя Рассматривание льда на лужах — от чего зависит толщина льда? Можно ли ходить по льду. Что такое лед? Формировать элементарные представления о переходе вещества их жидкого состояния в твердое.

3 неделя Наблюдение за солнцем — жарко ли греет солнце, высоко стоит?Какой цвет солнца: ярко-желтый или бледный? Развивать умение наблюдать, говорить о своих наблюдениях.

4 неделя Наблюдение за сезонными изменениями — за каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь?Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?Зачем засыпают корни деревьев снегом?Как одеваются люди зимой и осенью? Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает)

;, познакомить с пословицей
«Декабрь год замыкает, зиму начинает»
.

ЯНВАРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдениеза морозными узорами на окнах: на стекле цветы и листья — все искрится, все бело, но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал, отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (мороз)

— в какую погоду образуются узоры? Почему они образуются? Чем их рисует мороз? Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях.

2 неделя Наблюдение за гололёдом : что такое гололёд? Как он появляется? Чем опасен? Продолжить формировать элементарные представления о переходе вещества из жидкого состояния в твёрдое.

3 неделя Наблюдение за снегом: что такое снег?Где образуются снежинки? Какой на ощупь снег?Почему скрипит снег?Когда снег бывает мокрый, когда сухой?Из какого снега легче лепить? Почему?

Формировать представление о свойствах снега;предложить рассмотреть снежинки сквозь лупу, учить замечать красоту окружающей природы.

4 неделя Наблюдение за небом: какого цвета небо Низкое оно или высокое? Чем покрыто небо? Как дети определили, что это – тучи? –

Развивать умение наблюдать, делать выводы и объяснять их,

познакомить с приметой января «январь — середина зимы»

.

5 неделя Наблюдение за следами на снегу: кто здесь прошел (взрослый или ребенок)

Чей это след
(птица, животные, следы машины и лыж)
След свежий или
старый? Как вы определили? —
Развивать наблюдательность, мышление, умение обосновывать свой ответ, интерес к окружающему.

ФЕВРАЛЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за солнцем — жарко ли греет солнце, высоко ли стоит?Какой цвет у солнца: ярко — желтый или бледный? -.

развивать умение наблюдать, активизировать словарь, правильно строить предложения

2 неделя Наблюдение за ветром: как мы определим, есть ли ветер? Каким, по силе, бывает ветер? А если идет снег и дует ветер, как эти явления можно назвать? (поземка, метель, вьюга, буран)

расширять представления детей о зимних явления.

3 неделя Рассматривание сосулек: почему они не капали утром? Когда они капают, почему? Отчего они образуются?В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? Почему сосульки растут «головой вниз»

? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

развивать умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях природы.

4 неделя Наблюдение за таянием снега -где снег тает быстрее?Почему? Каким становится талый снег, во что он превращается?

Формировать представление о переходе вещества из твердого состояния в жидкое.

МАРТ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за солнцем: оно чаще стало появляться на небе, стало ли теплее? День стал короче или длиннее? Как вы это докажете?

развивать наблюдательность, умение делать логические выводы.

2 неделя Наблюдение за дождем — что можно о нем сказать (сильный, мелкий, моросящий, ливень)

. Какое всё во время дождя? (мокрое, сырое, унылое Развивать умение
наблюдать, подбирать определения.
3 неделя Рассматривание камней — предложить найти: самый красивый, самый блестящий, необычный, гладкий, шероховатый. Развивать интерес к окружающему. Умение описывать свои определения.

4 неделя Наблюдение за погодой описать правда ли, что уже пришла весна? В чем вы это почувствовали, увидели?

Развивать наблюдатель-ность, уточнить знание примет ранней весны, познакомить с поговоркой «Март весну встречает, с зимой борется».

АПРЕЛЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание песка и земли — каким стал песок (сухим, теплым, сыпучим, а каким он был зимой? Какой стала земля (сухая, темная, на ней появилась Развивать желание наблюдать, сравнивать.

2 неделя Наблюдение за увеличением светового дня — увеличился ли день? Почему? Солнце всходит раньше или позже? Развивать понятие детей о сезонных изменениях.

3 неделя Наблюдение за небом — обратить внимание на голубизну неба, на то, что оно стало выше. На что похожи, плывущие по небу облака? Развивать фантазию умение видеть происходящие в природе изменения.

4 неделя Наблюдение за туманом — что вы наблюдали утром, рассеялся ли туман днем? Из чего он состоит, что он напоминает? Чем опасен туман? Развивать желание дели-ться впечатлениями, раз-мышлять.Познакомить с пословицей: «Апрель — землю красит».

МАЙ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за температурой воздуха — предложить измерить температуру воздуха на прогулке — она стала выше или ниже, чем утром? Где температуры выше в тени или на солнце, почему? Развивать мышление, желание наблюдать.

2 неделя Наблюдение за первой грозой. Что такое гроза? — это и дождь, и ветер, и молния одновременно. Можно ли гулять во время грозы? Чем это грозит Знакомить детей с весенними явлениями.

3 неделя Наблюдение за воздухом — есть ли воздух вокруг нас? Как его обнаружить, предложить помахать перед собой ладошкой — что вы ощущаете? Развивать интерес.

4 неделя Наблюдение за состоянием погоды — определить и охарактеризовать состояние погоды, познакомить с пословицей «Дождь в мае — три Активизировать словарь детей, закрепить приметы поздней весны.

Старшая группа

Наблюдения за живой природой

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Сравнение колорадского жука с «Божьей коровкой» Отметить характерные особенности внешнего строения, окраски;основные жизненные функции: дышат, двигаются, растут, размножаются, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

2 неделя Наблюдение за кузнечиком.

Закрепить представление понятия о своеобразии данного живого существа, особенностей его строения, образа жизни.

3 неделя Рассматривание паука и паутины. Дать представление об условиях среды обитания.

4 неделя

Наблюдение за насекомыми.

Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в экосистемах. Дать представление о составе сообществ луга, об условиях среды, к

ОКТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за собакой Расширить представление детей о домашних животных, дать представление о проявлении чувств животного: голод, радость, привязанность.

2 неделя Наблюдение за кошкой Расширить представление о проявлении чувств животного: удовольствие, радость, привязанность, ласковость.

3 неделя Наблюдение за лошадью с

жеребенком. Дать конкретное представление о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются, характерные особенности строения данных животных.

4 неделя Наблюдение за коровой Расширить представление о домашних животных, дать представление о системе потребностей животного: оптимальная температура, место обитания, пища, об общей зависимости их

НОЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Разговор «Красная книга — что это?» Объяснить экологические зависимости, осознание которых способствует развитию у детей современного экологического

2 неделя Наблюдение за перелетными птицами, подготовка к отлету.Расширить знания детей о сезонных изменениях основных условиях среды обитания: дни стали короче, меньше света, холодные дожди, ветры, питаться стало нечем, птицы

3 неделя Наблюдение за птицами.

Сравнительная

характеристика. Расширить представление о составе сообщества,о среде обитания птиц: лес, поле, огород, дать представления об установлении связей с условиями их существования.

4 неделя Изготовление кормушки Расширить знания о том,что человек бережно и гуманно относится к среде обитания: защищает птиц, изготавливает кормушки для еды, чтобы птицы не погибли зимой.

ДЕКАБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за синицей с использованием художественной литературы. Продолжать вызывать интерес к пернатым; расширять представления детей о синице, ее повадках, среде обитания.

2 неделя Наблюдение за вороной,познакомить с приметой: ворона под крыло нос прячет — к морозу Расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

3 неделя Наблюдение за голубями. Закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними)

.

4 неделя Наблюдение за синицей и воробьем в сравнении, с использованием художественного слова. Углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.

ЯНВАРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание кроликов на картине.

Расширить представление об уходе за животными, об условиях трудовых процессов по уходу.

2 неделя Наблюдение за кошкой. Расширять представления детей о мире животных, воспитывать желание проявлять о них заботу.

3 неделя Наблюдение за собаками.

Развивать мышление, умение оберегать себя, желание помочь по мере возможности.

4 неделя Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Дать детям представление о том, что среди рыб есть

хищники,активизировать словарь.

5

неделя Рассматривание картин с изображением животных жарких стран: верблюдом, слоном, жирафом. Совершенствовать знания о жизни животных, развивать наблюдательность, умение рассказывать о своих наблюдениях.

ФЕВРАЛЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за домашними животными зимой.

Закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище)

.

2 неделя Наблюдение за зимующими птицами с использованием художественного слова. Закреплять знания о зимующих птицах;формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;воспитывать желание заботиться о них и охранять.

3 неделя Наблюдение за пауком.

Дать представление о своеобразии и неповторимости живого существа,о его жизненных свойствах: дыхании, движении, питании.

4 неделя Наблюдение за зимующими птицами.

Уточнить знания детей о птицах, развивать интерес к природе.

МАРТ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за курицей с цыплятами Расширить представление о домашних птицах, об уходе за ними, об удовлетворении их потребностей.

2 неделя Наблюдение за первыми перелетными птицами Расширить представление о сезонном изменении и возвращении в связи с этим перелетных птиц.

3 неделя Наблюдение за зимующими птицами Учить замечать и отмечать изменения в поведении птиц в связи с сезонными изменениями.

4 неделя Рассматривание диких животных: медведь, белка, еж, волк, лиса, лось. Уметь замечать, что с изменением условий среды обитания, происходят изменения в жизни и в поведении диких животных, расширить представление о помощи человека диким животным.

АПРЕЛЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за муравьями. Расширить представление об особенностях строения, о связи между средой обитания существ и особенностями их строения.

2 неделя Наблюдение «Пчелы коллективные насекомые».Расширить знание о потребностях данного вида в условиях среды: свете, воздухе, пище, месте обитания, защите от врагов.

3 неделя Наблюдение за гусями с гусятами. Расширить знания о домашних птицах, об уходе человека за птицами.

4 неделя Наблюдение за домашними животными (рассматривание)

Учить замечать изменения в их жизни в связи с сезонными изменениями; расширить знания об условиях жизни домашних
животных.
МАЙ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за животными около водоема. Расширить знания о жизненных свойствах животных: питание, дыхание, движение, питье.

2 неделя Наблюдение за животными луговой природной среды зоны. Учить замечать изменения в их жизни в связи с сезонными изменениями.

3 неделя Разговор «Красная книга»Познакомить детей с основной ее целью: выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, и для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

4 неделя Наблюдение за разновидностями бабочек. Развивать умение отличать своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

Старшая группа

Наблюдения за растениями

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 педеля Наблюдение за деревьями и кустарниками (тополь, ива, сирень, волчьи ягоды)

. Конкретизировать представления детей об основных
группах растений, закреплять умения различать их по коре, плодам, семенам. Проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
2 педеля Рассматривание осенних цветов в букете: астры, розы, георгины. Закреплять название цветов ранней осени, расширять представление растениях сада, представления о труде, человека по выращиванию садовых цветов.

3 неделя Наблюдениеза травой на поляне с чтением:

«Ты, трава, моя травушка.

Ты, трава, моя шелковая.

Да кто же тебя, траву, притоптал?

— Притоптали меня, травинушку,

Да всё детушки, да всё малые

В зеленом саду гуляючи,

Бегая играючи. Расширять представление детей о травянистых растениях луга.

4 неделя Рассматривание овощей: моркови, капусты, помидоры, огурцы. Закрепить представление об овощах, закрепить знания об основных трудовых процессах по уходу за растениями огорода.

ОКТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение: «Золотая осень» с чтением «Улетает лето» Трутневой. Закрепить представление о сезонных изменениях, основных условиях основных условиях среды обитания; закрепить понятие, что растения приспособились к переменам, сбрасывают листья деревья и кустарники.

2 неделя Рассматривание осенних цветов: хризантемы, дубки. Развивать умение давать сравнительную характеристику цветов средней осени; рассматривать представление о растениях сада.

3 неделя Наблюдениеза травянистыми растениями: подорожник, щавель.Расширить представление о растениях луга: растения приспособились к осенним переменам, сбрасывают семена, начинают вянуть.

4 неделя Рассматривание грибов (иллюстрации)

.Разновид-ности: съедобные,несъедобные с чтением: «За грибами». Закрепить знания о съедобных и ядовитых грибах; расширить представление об условиях среды, к которым приспособились грибы — определенная температура, освещенность, влажность.

НОЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за туей и вишней. Закрепить умение давать сравнительную характеристику по коре, плодам; расширить представление о серьезных изменениях одного вида в сравнении с другими видами.

2 неделя Наблюдение за распространением семян репейника. Расширить знания детей о размножении растений семенами.

3 неделя Рассматривание комнатного растения — алоэ. Закрепить знание о том, что растения бывают лекарственные, алоэ в том числе. Закрепить понятие, что

растения получают питание из почвы с помощью корней, размножаются черенками.

4 неделя Викторина «овощи и фрукты» с загадками. Д/И «Узнай по описанию». Закрепить умение классифицировать объекты по существенным признакам.

ДЕКАБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за ростом и развитием фиалки и фикуса.

Формировать представление о том, что одни растения растут быстро и цветут, а другие растут медленно. Закрепить представление о том, что растения дышать всеми частями, размножаются черешками, листьями.

2 неделя Наблюдение за вязом. Формировать представления о зимнем ясене, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

3 неделя Рассматривание муляжей фруктов — яблоко, груша, слива, апельсин, лимон — ввести понятие «цитрусовые»

Дать представление о том,что для их выращивания нужны определенные условия: влажность, температура, освещенность.

4 неделя Наблюдение за деревьями в инее Полюбоваться хрустальной красотой, созданной природой. Обратить внимание на состояние природы в окрестностях детского сада и необходимость её охраны. Воспитывать нетерпимость к бессмысленной порче растений

ЯНВАРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Продолжение наблюдения за ростом фиалки и фикуса.

Учить видеть изменения в росте растений, уточнить представление о росте растений, что необходимо для их роста.

2 неделя Наблюдение за всходами картофеля.

Развивать интерес к жизни растений, умение определять, что им нужно для лучшего роста.

3 неделя Наблюдение за вишней зимой Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;воспитывать бережное отношение к растениям (не заде-вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются)

.

4 неделя Наблюдение за цветущим декабрисом. Развивать интерес к растениям, умение замечать изменения, закреплять правила ухода за ним.

5

неделя Наблюдение за туей и вязом: что общего у этих деревьев? Чем они отличаются?

Закреплять умение давать сравнительную характеристику; расширять представление о серьезных изменениях одного вида в сравнении с другими видами.

ФЕВРАЛЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за почками на сирени.

Расширять представления детей о жизни растений, продолжать учить бережно относиться к растениям.

2 неделя Наблюдение за деревом и кустарником –сравнить два вида растений.

Упражнять в умении давать сравнительную характеристику, развивать наблюдательность.

3 неделя Наблюдение за проросшей фасолью.

Закреплять представление о росте, развитии и размножении растений.

4 неделя Наблюдение за распустившимися в вазе веточками.

закреплять знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений, развивать интерес к окружающему.

МАРТ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнение почек на ветках, в вазе и на деревьях. Обобщить представление о характерных признаках весны — набухание почек, развивать умение сравнивать объекты природы по признакам различия и сходства.

2 неделя Рассматривание цветущей традесканции Обобщить представление о характерных признаках весны — набухание почек, развивать умение сравнивать объекты природы по признакам различия и сходства.

3 неделя Рассматривание первых весенних цветов: нарциссы, пролески, подснежники, тюльпаны с чтением «Подснежник» Серова. Полюбоваться цветами, дать конкретное представление о зависимости роста, развития и размножения; об условии среды наиболее приятной для этого времени года.

4 неделя Развлекательная викторина «Где овощ, где фрукт?» Расширять знания об овощах и фруктах, знать их характерные особенности, уметь классифицировать

АПРЕЛЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание комнатных растений — бальзамин и герань Уточнить представление детей о функции растений, воспитывать стремление создать благоприятные условия для жизни растений.

2 неделя Наблюдение за цветением деревьев и кустарников. Продолжить формировать представление о сезонных изменениях Учить связно рассказывать о неблагоприятных явлениях природы, объяснять их, закреплять умение составлять рассказ о наблюдаемом.

3 неделя Наблюдениеза разновидностью травянистых растений: одуванчик, фиалка с чтением стих — я «Одуванчик» Высоцкой. Расширять представление о составе сообществ луга, закрепить представление об условиях среды, к которым приспособлены травы.

4 неделя Рассматривание грибов (альбом)

с загадками о грибах Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, представления о приспособленности грибов к определенной гем-ре, влажности, свете, которые есть в лесу.

МАЙ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Продолжение наблюдение за травянистым покровом с чтением стихотворения «Хорошо весной». Продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира.

2 неделя Д/И «Узнай дерево».Закрепить умение классифицировать объекты по существенным признакам: умение сравнивать по цветкам, листьям, цвету, запаху.

3 неделя Рассматривание комнатного растения — виноград и винограда садового. Дать обобщенное представление о жизни растений в обычной экологической системе и в помещении.

4 неделя Беседа «Богатство, окружающее нас». Закрепить представление детей о растительном мире, о его непрерывном движении, изменении и развитии.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях. Давайте ему немного расскажем (дети: «давайте»

). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.

Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей)

.

— Как называются эти комнатные растения? (ответы детей, например (герань, фикус)

. Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у
растений цветки?
Какие они и сколько их? (ответы детей)

.

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.

Воспитатель – Какого он размера? (ответ детей: «большой, похож на дерево»

, отвечая на вопросы воспитателя, дети устанавливают, что стебель у этого
растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.
Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? (предлагая потрогать листок)

— Какой он на ощупь? (ответы детей: гладкий, блестящий)

.

После этого подводят итог: что сказал о растениях каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.

Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.

Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.

Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях. Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые, оказывается это совсем не так.

Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение, хотите с ним познакомиться? (ответ детей – конечно Н Е Т)

. А ты Мишка?

Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение, которое называется «Бальзамин»

, а в народе его называют просто
«Огонек»
.

Мишка смеется над названием «огонек»

Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек»

. А хотите узнать почему?
(ответы детей)
. Потому что, у него много маленьких красных цветочков.

Мишка – Ну, теперь понятно.

Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают «огонек»

, описывают его).

Воспитатель – Нравиться вам, «огонек»

? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него?
(ответы детей)
.

Правильно, «огонек»

будет хорошо
расти там, где много света и солнца. А теперь сравним «огонек»
и другое
растение – дружную семейку. Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей)
.

Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения. В конце занятия проводиться дидактическая игра.

Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей:….)

Один из детей «водит»

, а другие дети прячут какое — нибудь
растение.
Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали. В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места.

Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях. Тебе понравилось?

Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения.

Карточка 30

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку)

. Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание
комнатных растений, учить сравнивать их между собой.
Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии

Карточка 31

НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8. НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ?

ЦЕЛЬ: Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов: по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая)

. Развивать сенсорный опыт
(рассматривание образцов сырой и сухой почвы)
Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о комнатных растениях. Учить узнавать растения по фотографии, картинке, модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.

Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии

Карточка 32

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше»

,
«меньше»
.

Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений: набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.

Карточка 33

«Комнатные растения — наши друзья»

Цель:

— развивать у детей познавательный интерес к природным объектам;

— формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения;

— учить детей выделять отдельные части растений;

— расширять круг наблюдений за трудом взрослых;

— воспитывать трудолюбие.

Интеграция образовательных областей: труд, коммуникация, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: комнатные растения группы, лейка с водой, влажные тряпочки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]