Проект в средней группе по конструированию» Ферма»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Томска
Проект в средней группе
«Ферма»
Выполнила воспитатель: Шкотова Е.А.
Томск 2022г.
Пояснительная записка
Инновационные процессы в системе образования РФ требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Одной из главных задач, которую ставит перед педагогом Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также развитие творческой и познавательной деятельности. Современные реалии ставит перед нами задачи – растить юных инженеров. Конструирование – одно из современных направлений развития детей, оказывающее положительное влияние на всестороннее развитие дошкольников. Конструктивная деятельность – это мощное средство умственного развития ребенка. Современные конструкторы, так называемые конструкторы «нового поколения» – современное, уникальное средство развития, обучения и воспитания детей, которое не только готовит детей к изучению технических наук, но и развивает пространственную ориентировку, умение анализировать и сопоставлять, планировать, моделировать, находить связи и закономерности, развивает восприятие и образное мышление, воображение и фантазию, творческие способности, формирует предпосылки положительной мотивации к обучению в школе.
В процессе занятий конструированием идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи
Тип проекта:
информационно – творческий, познавательно -исследовательский.
Вид проекта:
— по количеству участников: групповой;
-по времени: краткосрочный.
Период проведения:
25.10.-16.11.2021г.
Участники проекта:
дети 4-5 лет, родители, воспитатели.
Проблема:
дошкольник максимально чувствует свою связь с миром природы: недаром дети тянутся к братьям нашим меньшим (собакам, кошкам; просят родителей завести домашних питомцев). В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями в которых они живут, как за ними ухаживать, какую пользу они приносят человеку, как важно любить и бережно относиться к ним. Для современного ребёнка корова, баран, овечка, и т.д. практически редкие животные. В больших сёлах очень редко можно увидеть сейчас корову или лошадь, да и в деревнях их осталось совсем мало. Поэтому, можно мы решили познакомить детей с домашними животными через конструктивные навыки с помощью современного конструктора.
Цель проекта:
сформировать простейшие представления о работе фермы для животных через использование современных конструкторов (напольный пустотелый конструктор («Строитель»); настольный деревянный конструктор («Строитель», «Городок»); LEGO Duplo, Полесье, конструктор «Пиксели» мини и макси).
Задачи проекта:
Обучающие
:
- закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию;
- обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.;
- формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире
Воспитательные:
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться
- выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
Планируемый результат:
- У детейпоявится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
- о деталях конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
Условия для реализации проекта
- Конструкторы: напольный пустотелый конструктор («Строитель»); настольный деревянный конструктор («Строитель», «Городок»); LEGO Duplo, Полесье, конструктор «Пиксели» мини и макси, «мягкий конструктор большой».
- Технические средства обучения: фотоаппарат
- Демонстрационный материал по тематике НОД.
- Дидактические игры на закрепление техник.
- Технологические карты, карты – схемы построек.
- Тематические раскраски.
Виды организации работы:
- конструирование по образцу – когда есть готовая модель, того что нужно построить и замыслу – когда ребенок сам, без каких либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения, и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности;
- конструирование по схемам – это когда прилагается готовая инструкция и по условиям – когда образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки — должен быть маленький, а для лошади — большой).
Реализуемые образовательные области:
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие.
Продукт детской деятельности:
постройки для домашних животных из разных видов конструктора.
Этапы проекта:
Подготовительный Этап Цель: определить основные направления работы: -Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта -Сбор и накопление информации о конструкторе — Оформить наглядные пособия (алгоритм действий и схемы, инструкции и чертежи) — Планирование совместной деятельности | Основной этап Цель: помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO. 1. Беседы по темам: «Жители фермы», «Труд взрослых на ферме» 2 Чтение художественных произведений( К.Д. Ушинский «Бодливая корова», «Два козлика», «Козел», К.Г. Паустовский «Дружище Тобик»,И.А. Крылов «Свинья под дубом», русские народные сказки «Бычок, смоляной бочок», «Курочка ряба», «Кот, петух и лиса», «Гуси -лебеди», В.В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Чтение потешек: «Петушок -петушок», «Поросеночек мой», «Скачет, скачет, чок-чок-чок», «Кисонька-мурысонька», «Как у нашего кота». 3. Дидактические игры «Кто, где живет?», «Кто чем питается?», «Большой – маленький», «Кто как кричит», 4. Отгадывание загадок 5. Рассматривание сюжетных картин о домашних животных, ферме, постройках на ферме 6. Образовательная деятельность: аппликация, конструирование из бумаги, Лего 7. Создание выставки работ «В мире животных» На втором этапе, дети обогащали словарный запас слов; развивали диалогическую и монологическую речь. | Заключительный этап Цель: Развивать у детей умение использовать полученные знания о конструкторе в играх. Пути решения проблем (домашним животным нужен дом) — работа с конструктором Lego (сооружение построек и животных из крупного и мелкого строительного материала для создания фермы и дальнейшего её обыгрывания) Алгоритм работы с конструктором: 1. Рассматривание образцов, схем, рисунков, картин. 2.Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора. 3.Сборка частей модели. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель. 4.Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, рисунком, картинкой. 5. Создание лэпбука по легоконструированию. На третьем этапе дети знакомились с разными видами Лего – конструктора и анализировали собранные конструкции. |
Предварительная работа:
рассматривание энциклопедий; иллюстрации; просмотр мультфильмов: «Уроки тетушки Совы», «Мои домашние питомцы», «Простоквашино», «Как старик корову продавал»(дома с родителями); раскраски «домашние животные», раскраски построек (дом, амбар, мельница, ворота, забор, крыша, пол, стены, окна), работа с Лего- конструктором.
Непосредственно образовательная деятельность:
- Рисование «Кошечка» (способом тычка), конструирование «Домашние животные» из втулок, аппликация «Корова»
- «Знакомство с LEGO – конструктором»
- «Разные домики» (постройки на ферме)
- «Собака»
- «Лошадь»
- «Утята в озере»
- «Построим загон для коровы»
- «Домик фермера»
- «Цыплята»
Вывод:
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в играх-театрализациях;
— в сюжетных играх;
— в экспериментировании;
— используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях;
— при подготовке к обучению грамоте; — ознакомлении с окружающим миром;
— в познании и других видах деятельности;
В итоге, систематические наблюдения, беседы показали, что у детей после проведенной работы стало преобладать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви и уважения к природе. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволила добиться положительных результатов:
1) у детей появился интерес к представителям животного мира;
2) появилось желание общаться с природой;
3) дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром;
4) научились бережно и заботливо относится к животным;
5) у дошкольников значительно расширился словарный запас;
6) дети проявляют устойчивый положительный интерес к конструктивной деятельности,
7) знают название деталей конструкторов, способов их крепления,
умеют осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования;
9) приобрели практические умения и навыки конструирования по схеме, чертежу, модели, теме, замыслу;
10) создали игровой уголок «Ферма».
При реализации данного краткосрочного проекта столкнулись с проблемами:
Трудности и риски проекта | Пути устранения трудностей и рисков проекта |
Недостаточное начальное оснащение ДОУ конструкторами | Четкое планирование закупочной деятельности. Постепенное наращивание конструкторской базы |
Недостаточное методическое обеспечение по данной теме. | Разработка методического обеспечения реализации занятий по техническому конструированию и робототехнике. Активное использование интернетресурсов. |
Отсутствие заинтересованности техническим конструированием и робототехникой со стороны родителей. | Активизация деятельности родителей через активные формы взаимодействия (мастер-классы, открытые занятия, консультации), системное информирование об успешности детей в области технического конструирования. |
Список литературы
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
5. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф , 2013.
Приложение.
Настольно-печатные игры
Конструирование из бумаги
Аппликация «Корова»
Конструирование из разных видов конструктора
Работа с лэпбуком
Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, придавая форму собаки.
Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали.
Закреплять технику выполнения базовой формы «простой треугольник»,
закрепить умение пользоваться в работе техникой обрывания при украшении поделки.
Расширять знания об окружающем мире, о том, что людям необходимы друзья.
Развивать фантазию, творчество, сообразительность.
Развивать мелкую моторику рук в процессе труда,
продолжать работу по автоматизации звука Л.
Воспитывать аккуратность в работе, любовь к домашним животным.
Материал: квадратные листы бумаги 10×10 см двух цветов: белый и коричневый, бумага черного и белого цвета, ножницы, клей, кисточки, собака игрушка, корзинка, прищепки, сердечки.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии.
Интеграция: ОО «Познание», ОО «Художественное творчество».
Методика: коммуникативная, деятельностная, проблемно-поисковая.
Ход НОД:
В — ль: Дети, какое у нас сейчас время года? (Зима)
В — ль: Давайте проговорим чистоговорку, выделяя голосом звук ЛВсе бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки —
Все на лыжи и коньки.
В — ль: Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, и улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.
В — ль: Вздохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек, любовь к животным.
В — ль: Дети, а у вас есть домашние животные? Вы с ними играете? (Да)
В — ль: А к нам сегодня пришел необычный гость, он очень грустный, потому что ему не с кем играть. Отгадайте, кто это?
Лежит — молчит:
Подойдешь — заворчиm. Кто к хозяину идет; Она знать дает.
В-ль: Правильно, это собачка. Посмотрите, какая она грустная. Чем можно помочь нашему гостю? (Поиграть)
В — ль: Но он уйдет домой и опять останется один. Как еще мы можем помочь ему?
Дети: Ему нужны друзья.
В — ль: Да, правильно. Одному не скучно, когда много друзей.
В — ль: Посмотрите, какого друга я сделала нашему гостю. Он красивый, как настоящая собака. Вы хотите научиться делать такую же? (Да). Сейчас я вас научу, как изготовить собачку из бумаги.
В — ль: Становитесь, поудобнее, вокруг меня и внимательно смотрите, как я буду делать собачку и учитесь.
В — ль: Возьмем для работы лист бумаги. Какой он формы? (квадратной).
В — ль: Наш квадрат я сгибаю по диагонали пополам, совмещая углы и стороны, хорошо проглажу пальчиком линию сгиба. Что это за линия? (это линия сгиба).
В — ль: Какой формы стал наш лист? (Треугольной). Намечаем середину большой стороны, сложив верхние углы и защипнув точку сгиба. Как называется эта точка? (точка сгиба).
В — ль: Ставим пальчик к точке сгиба, загибаем правый верхний угол вниз — вперед. Тоже делаем с другим углом. Переворачиваем нашу поделку. Загибаем верхний угол вниз на себя, придерживая другой рукой лист бумаги. Отгибаем нижний угол вверх. Что у нас получилось? (мордочка).
В — ль: Сейчас я покажу, как делать туловище. Берем лист бумаги и делаем из него «базовый треугольник». Какой треугольник? (базовый), Как мы его делаем? (складываем лист по диагонали).
В — ль: Отгибаем правый нижний угол влево до середины, поставили пальчик и отгибаем его обратно. Что получилось? (туловище). Мы склеиваем их. Вот у меня получилась собачка. Но у нее чего-то не хватает? Чего? (глаз, носа, ротика). Это вы сделаете самостоятельно.
В — ль: Вы долго смотрели и слушали меня и ,наверное, очень устали. Давайте с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Раз — согнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлоnка. Головою три кивка.
На четыре руки шире Пять, шесть — тихо сесть.
В — ль: Вот, теперь вы сами попробуйте сделать собачек. Проходите исадитесь за столы. У вас лежит бумаги разного цвета. Вы подумайте и выберите, какую собачку вы будете делать: белую с черными пятнами — далматинца; или коричневую с белыми пятнами — сенбернара. Итак, вам все понятно, все запомнили. Но прежде, чем вы начнете работу, давайте разомнем ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому ,Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, Безымянный и последний Сам, мизинец — малышок, Постучался на nорог. Вместе пальчики — друзья. Друг без друга им нельзя.
В — ль: Помните, что я делала сначала? Что потом? Что у нас получилось.
В — ль: Давайте теперь приклеим собачек к прищепке и посадим их в корзину рядом с нашим гостем.
В — ль: Дети, посмотрите, какие они у вас получились? Какая собачка понравилась больше всего и почему? Сейчас я раздам вам сердечки, а вы их приклеите к собачке, которая вам понравилась.
В — ль: Ну, а закончим мы наше занятие на веселой нотке, песней «Дружба».
Конспект занятия по конструированию «Как мы строим дома для домашних животных»
Основная часть. Введение в тему занятия.
Воспитатель предлагает обратить внимание на экран.
На экране демонстрируется презентация «архитектура». Воспитатель совместно с детьми комментируют фотографии зданий, проецируемые на экран, отмечают материалы, красоту и необычность сооружений.
На экране появляется слайд с изображением детского сада. Дети узнают здание. Совместно с воспитателем описывают внешнее и внутреннее устройство здание.
Воспитатель:
Что такое детский сад? (это дом для ребят) Для чего его построили? (чтобы дети здесь играли, занимались, кушали, спали, рисовали, танцевали) Чем отличается детский сад от того дома, в которых живут домашние животные? (удобно, красиво, уютно)
На экране появляются слайды с изображением жилищ животных, воспитатель уточняет названия зданий и названия животных, живущих в этих зданиях, совместно с детьми отмечают прочность и безопасность сооружений.
Целеполагание и планирование деятельности.
На экране демонстрируется видеоролик с обращением лего-человечков. «Мы путешествовали по Пермскому краю и увидели животных, которые паслись на лугах и полях, наверно у них нет жилья, кто им сможет помочь?»
Воспитатель:
Хотите им помочь? (да) Сейчас я предлагаю вам поиграть в архитекторов. Для игры нужно разделиться на команды с помощью стикеров и занять по цвету свои столы с конструкторами и получить задание, чтобы дружно построить дома для животных. Самым сложным будет сконструировать животного. Справитесь? (да)Тогда выбирайте стикеры и подходите к своим столам.
Дети распределяются на команды по 4 человека, занимают места за столами.
Воспитатель:
Прежде, чем начать, скажите, пожалуйста, что мы будем делать?
Дети описывают последовательность действий, открывают конверты со схемами животных, иллюстрацией изображения здания, конструируют жилища домашних животных.
Работа в группах.
В процессе деятельности воспитатель уточняет есть ли окна у здания, пройдет ли животное через двери. Воспитатель выполняет роль тьютера, консультирует детей, помогает решать трудности.
Дети сообщают, что готовы, обыгрывают постройку с животными.
Когда дети заканчивают строительство зданий, воспитатель предлагает детям подойти к столу одной из команд.
Защита проекта
Воспитатель предлагает детям рассказать, что у них получилось, для чего они построили здание и как оно называется. Спрашивает получилось ли у них то, что они задумали. Дети оценивают свои работы, делают выводы, что все справились с заданием. Так же поочередно дети перемещаются от стола к столу.
Рефлексия.
Воспитатель обращает внимание на экран, где лего-человечки говорят слова благодарности детям за их помощь.