Занятие по конструированию с детьми средней группы на тему «Домашние животные»


Проект в средней группе по конструированию» Ферма»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Томска

Проект в средней группе

«Ферма»

Выполнила воспитатель: Шкотова Е.А.

Томск 2022г.

Пояснительная записка

Инновационные процессы в системе образования РФ требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Одной из главных задач, которую ставит перед педагогом Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также развитие творческой и познавательной деятельности. Современные реалии ставит перед нами задачи – растить юных инженеров. Конструирование – одно из современных направлений развития детей, оказывающее положительное влияние на всестороннее развитие дошкольников. Конструктивная деятельность – это мощное средство умственного развития ребенка. Современные конструкторы, так называемые конструкторы «нового поколения» – современное, уникальное средство развития, обучения и воспитания детей, которое не только готовит детей к изучению технических наук, но и развивает пространственную ориентировку, умение анализировать и сопоставлять, планировать, моделировать, находить связи и закономерности, развивает восприятие и образное мышление, воображение и фантазию, творческие способности, формирует предпосылки положительной мотивации к обучению в школе.

В процессе занятий конструированием идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи

Тип проекта:

информационно – творческий, познавательно -исследовательский.

Вид проекта:

— по количеству участников: групповой;

-по времени: краткосрочный.

Период проведения:

25.10.-16.11.2021г.

Участники проекта:

дети 4-5 лет, родители, воспитатели.

Проблема:

дошкольник максимально чувствует свою связь с миром природы: недаром дети тянутся к братьям нашим меньшим (собакам, кошкам; просят родителей завести домашних питомцев). В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями в которых они живут, как за ними ухаживать, какую пользу они приносят человеку, как важно любить и бережно относиться к ним. Для современного ребёнка корова, баран, овечка, и т.д. практически редкие животные. В больших сёлах очень редко можно увидеть сейчас корову или лошадь, да и в деревнях их осталось совсем мало. Поэтому, можно мы решили познакомить детей с домашними животными через конструктивные навыки с помощью современного конструктора.

Цель проекта:

сформировать простейшие представления о работе фермы для животных через использование современных конструкторов (напольный пустотелый конструктор («Строитель»); настольный деревянный конструктор («Строитель», «Городок»); LEGO Duplo, Полесье, конструктор «Пиксели» мини и макси).

Задачи проекта:

Обучающие

:

  • закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию;
  • обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.;
  • формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей.

Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире

Воспитательные:

  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться
  • выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,

Планируемый результат:

  • У детейпоявится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Условия для реализации проекта

  • Конструкторы: напольный пустотелый конструктор («Строитель»); настольный деревянный конструктор («Строитель», «Городок»); LEGO Duplo, Полесье, конструктор «Пиксели» мини и макси, «мягкий конструктор большой».
  • Технические средства обучения: фотоаппарат
  • Демонстрационный материал по тематике НОД.
  • Дидактические игры на закрепление техник.
  • Технологические карты, карты – схемы построек.
  • Тематические раскраски.

Виды организации работы:

  • конструирование по образцу – когда есть готовая модель, того что нужно построить и замыслу – когда ребенок сам, без каких либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения, и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности;
  • конструирование по схемам – это когда прилагается готовая инструкция и по условиям – когда образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки — должен быть маленький, а для лошади — большой).

Реализуемые образовательные области:

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие.

Продукт детской деятельности:

постройки для домашних животных из разных видов конструктора.

Этапы проекта:

Подготовительный

Этап

Цель:

определить основные направления работы:

-Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта

-Сбор и накопление информации о конструкторе

— Оформить наглядные пособия (алгоритм действий и схемы, инструкции и чертежи)

— Планирование совместной деятельности

Основной этап

Цель:

помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO.

1. Беседы по темам:

«Жители фермы»,

«Труд взрослых на ферме»

2 Чтение художественных произведений(

К.Д. Ушинский «Бодливая корова», «Два козлика», «Козел», К.Г. Паустовский «Дружище Тобик»,И.А. Крылов «Свинья под дубом», русские народные сказки «Бычок, смоляной бочок», «Курочка ряба», «Кот, петух и лиса», «Гуси -лебеди», В.В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Чтение потешек: «Петушок -петушок», «Поросеночек мой», «Скачет, скачет, чок-чок-чок», «Кисонька-мурысонька», «Как у нашего кота».

3. Дидактические игры «Кто, где живет?», «Кто чем питается?», «Большой – маленький», «Кто как кричит»,

4. Отгадывание загадок

5. Рассматривание сюжетных картин о домашних животных, ферме, постройках на ферме

6. Образовательная деятельность: аппликация, конструирование из бумаги, Лего

7. Создание выставки работ «В мире животных»

На втором этапе, дети обогащали словарный запас слов; развивали диалогическую и монологическую речь.

Заключительный этап

Цель:

Развивать у детей умение использовать полученные знания о конструкторе в играх.

Пути решения проблем (домашним животным нужен дом)

— работа с конструктором Lego (сооружение построек и животных из крупного и мелкого строительного материала для создания фермы и дальнейшего её обыгрывания)

Алгоритм работы с конструктором:

1. Рассматривание образцов, схем, рисунков, картин.

2.Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3.Сборка частей модели.

Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

4.Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, рисунком, картинкой.

5. Создание лэпбука по легоконструированию.

На третьем этапе дети знакомились с разными видами Лего – конструктора и анализировали собранные конструкции.

Предварительная работа:

рассматривание энциклопедий; иллюстрации; просмотр мультфильмов: «Уроки тетушки Совы», «Мои домашние питомцы», «Простоквашино», «Как старик корову продавал»(дома с родителями); раскраски «домашние животные», раскраски построек (дом, амбар, мельница, ворота, забор, крыша, пол, стены, окна), работа с Лего- конструктором.

Непосредственно образовательная деятельность:

  • Рисование «Кошечка» (способом тычка), конструирование «Домашние животные» из втулок, аппликация «Корова»
  • «Знакомство с LEGO – конструктором»
  • «Разные домики» (постройки на ферме)
  • «Собака»
  • «Лошадь»
  • «Утята в озере»
  • «Построим загон для коровы»
  • «Домик фермера»
  • «Цыплята»

Вывод:

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в играх-театрализациях;

— в сюжетных играх;

— в экспериментировании;

— используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях;

— при подготовке к обучению грамоте; — ознакомлении с окружающим миром;

— в познании и других видах деятельности;

В итоге, систематические наблюдения, беседы показали, что у детей после проведенной работы стало преобладать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви и уважения к природе. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволила добиться положительных результатов:

1) у детей появился интерес к представителям животного мира;

2) появилось желание общаться с природой;

3) дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром;

4) научились бережно и заботливо относится к животным;

5) у дошкольников значительно расширился словарный запас;

6) дети проявляют устойчивый положительный интерес к конструктивной деятельности,

7) знают название деталей конструкторов, способов их крепления,

8) умеют осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования;

9) приобрели практические умения и навыки конструирования по схеме, чертежу, модели, теме, замыслу;

10) создали игровой уголок «Ферма».

При реализации данного краткосрочного проекта столкнулись с проблемами:

Трудности и риски проекта Пути устранения трудностей и рисков проекта
Недостаточное начальное оснащение ДОУ конструкторами Четкое планирование закупочной деятельности. Постепенное наращивание конструкторской базы
Недостаточное методическое обеспечение по данной теме. Разработка методического обеспечения реализации занятий по техническому конструированию и робототехнике. Активное использование интернетресурсов.
Отсутствие заинтересованности техническим конструированием и робототехникой со стороны родителей. Активизация деятельности родителей через активные формы взаимодействия (мастер-классы, открытые занятия, консультации), системное информирование об успешности детей в области технического конструирования.

Список литературы

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

5. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф , 2013.

Приложение.

Настольно-печатные игры

Конструирование из бумаги

Аппликация «Корова»

Конструирование из разных видов конструктора


Работа с лэпбуком

Задачи:

Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, придавая форму собаки.

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали.

Закреплять технику выполнения базовой формы «простой треугольник»,

закрепить умение пользоваться в работе техникой обрывания при украшении поделки.

Расширять знания об окружающем мире, о том, что людям необходимы друзья.

Развивать фантазию, творчество, сообразительность.

Развивать мелкую моторику рук в процессе труда,

продолжать работу по автоматизации звука Л.

Воспитывать аккуратность в работе, любовь к домашним животным.

Материал: квадратные листы бумаги 10×10 см двух цветов: белый и коричневый, бумага черного и белого цвета, ножницы, клей, кисточки, собака игрушка, корзинка, прищепки, сердечки.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии.

Интеграция: ОО «Познание», ОО «Художественное творчество».

Методика: коммуникативная, деятельностная, проблемно-поисковая.

Ход НОД:

В — ль: Дети, какое у нас сейчас время года? (Зима)

В — ль: Давайте проговорим чистоговорку, выделяя голосом звук ЛВсе бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот веселые деньки —

Все на лыжи и коньки.

В — ль: Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, и улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.

В — ль: Вздохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек, любовь к животным.

В — ль: Дети, а у вас есть домашние животные? Вы с ними играете? (Да)

В — ль: А к нам сегодня пришел необычный гость, он очень грустный, потому что ему не с кем играть. Отгадайте, кто это?

Лежит — молчит:

Подойдешь — заворчиm. Кто к хозяину идет; Она знать дает.

В-ль: Правильно, это собачка. Посмотрите, какая она грустная. Чем можно помочь нашему гостю? (Поиграть)

В — ль: Но он уйдет домой и опять останется один. Как еще мы можем помочь ему?

Дети: Ему нужны друзья.

В — ль: Да, правильно. Одному не скучно, когда много друзей.

В — ль: Посмотрите, какого друга я сделала нашему гостю. Он красивый, как настоящая собака. Вы хотите научиться делать такую же? (Да). Сейчас я вас научу, как изготовить собачку из бумаги.

В — ль: Становитесь, поудобнее, вокруг меня и внимательно смотрите, как я буду делать собачку и учитесь.

В — ль: Возьмем для работы лист бумаги. Какой он формы? (квадратной).

В — ль: Наш квадрат я сгибаю по диагонали пополам, совмещая углы и стороны, хорошо проглажу пальчиком линию сгиба. Что это за линия? (это линия сгиба).

В — ль: Какой формы стал наш лист? (Треугольной). Намечаем середину большой стороны, сложив верхние углы и защипнув точку сгиба. Как называется эта точка? (точка сгиба).

В — ль: Ставим пальчик к точке сгиба, загибаем правый верхний угол вниз — вперед. Тоже делаем с другим углом. Переворачиваем нашу поделку. Загибаем верхний угол вниз на себя, придерживая другой рукой лист бумаги. Отгибаем нижний угол вверх. Что у нас получилось? (мордочка).

В — ль: Сейчас я покажу, как делать туловище. Берем лист бумаги и делаем из него «базовый треугольник». Какой треугольник? (базовый), Как мы его делаем? (складываем лист по диагонали).

В — ль: Отгибаем правый нижний угол влево до середины, поставили пальчик и отгибаем его обратно. Что получилось? (туловище). Мы склеиваем их. Вот у меня получилась собачка. Но у нее чего-то не хватает? Чего? (глаз, носа, ротика). Это вы сделаете самостоятельно.

В — ль: Вы долго смотрели и слушали меня и ,наверное, очень устали. Давайте с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Раз — согнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлоnка. Головою три кивка.

На четыре руки шире Пять, шесть — тихо сесть.

В — ль: Вот, теперь вы сами попробуйте сделать собачек. Проходите исадитесь за столы. У вас лежит бумаги разного цвета. Вы подумайте и выберите, какую собачку вы будете делать: белую с черными пятнами — далматинца; или коричневую с белыми пятнами — сенбернара. Итак, вам все понятно, все запомнили. Но прежде, чем вы начнете работу, давайте разомнем ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому ,Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, Безымянный и последний Сам, мизинец — малышок, Постучался на nорог. Вместе пальчики — друзья. Друг без друга им нельзя.

В — ль: Помните, что я делала сначала? Что потом? Что у нас получилось.

В — ль: Давайте теперь приклеим собачек к прищепке и посадим их в корзину рядом с нашим гостем.

В — ль: Дети, посмотрите, какие они у вас получились? Какая собачка понравилась больше всего и почему? Сейчас я раздам вам сердечки, а вы их приклеите к собачке, которая вам понравилась.

В — ль: Ну, а закончим мы наше занятие на веселой нотке, песней «Дружба».

Конспект занятия по конструированию «Как мы строим дома для домашних животных»

Основная часть. Введение в тему занятия.

Воспитатель предлагает обратить внимание на экран.

На экране демонстрируется презентация «архитектура». Воспитатель совместно с детьми комментируют фотографии зданий, проецируемые на экран, отмечают материалы, красоту и необычность сооружений.

На экране появляется слайд с изображением детского сада. Дети узнают здание. Совместно с воспитателем описывают внешнее и внутреннее устройство здание.

Воспитатель:

Что такое детский сад? (это дом для ребят) Для чего его построили? (чтобы дети здесь играли, занимались, кушали, спали, рисовали, танцевали) Чем отличается детский сад от того дома, в которых живут домашние животные? (удобно, красиво, уютно)

На экране появляются слайды с изображением жилищ животных, воспитатель уточняет названия зданий и названия животных, живущих в этих зданиях, совместно с детьми отмечают прочность и безопасность сооружений.

Целеполагание и планирование деятельности.

На экране демонстрируется видеоролик с обращением лего-человечков. «Мы путешествовали по Пермскому краю и увидели животных, которые паслись на лугах и полях, наверно у них нет жилья, кто им сможет помочь?»

Воспитатель:

Хотите им помочь? (да) Сейчас я предлагаю вам поиграть в архитекторов. Для игры нужно разделиться на команды с помощью стикеров и занять по цвету свои столы с конструкторами и получить задание, чтобы дружно построить дома для животных. Самым сложным будет сконструировать животного. Справитесь? (да)Тогда выбирайте стикеры и подходите к своим столам.

Дети распределяются на команды по 4 человека, занимают места за столами.

Воспитатель:

Прежде, чем начать, скажите, пожалуйста, что мы будем делать?

Дети описывают последовательность действий, открывают конверты со схемами животных, иллюстрацией изображения здания, конструируют жилища домашних животных.

Работа в группах.

В процессе деятельности воспитатель уточняет есть ли окна у здания, пройдет ли животное через двери. Воспитатель выполняет роль тьютера, консультирует детей, помогает решать трудности.

Дети сообщают, что готовы, обыгрывают постройку с животными.

Когда дети заканчивают строительство зданий, воспитатель предлагает детям подойти к столу одной из команд.

Защита проекта

Воспитатель предлагает детям рассказать, что у них получилось, для чего они построили здание и как оно называется. Спрашивает получилось ли у них то, что они задумали. Дети оценивают свои работы, делают выводы, что все справились с заданием. Так же поочередно дети перемещаются от стола к столу.

Рефлексия.

Воспитатель обращает внимание на экран, где лего-человечки говорят слова благодарности детям за их помощь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]