Конспект НОД в подготовительной группе. На лесной поляне
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «На лесной поляне»
Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметной картинке и опорному плану.
Автор: Сидорова Ольга Сергеевна, воспитательМесто работы: МБДОУ № 6Цель: Составление рассказов-описаний насекомых по предметным картинкам и опорному плану. Задачи: — активизировать словарь по теме; — уточнить названия, внешние признаки, строение насекомых; — упражнять детей в подборе слов-определений к каждому насекомому; — практиковать в подборе существительных с уменьшитель – ласкательными суффиксами; — практиковать в подборе существительных единственного и множественного числа; — практиковать в употреблении в речи существительных Р.п. единственного числа; — учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям; — развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей; — воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям. Оборудование: проектор, проектная доска; демонстрационные и раздаточные картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, муха, стрекоза, божья коровка, муравей и др.); опорный картинный план 6 (иллюстрация 6).
Ход занятия
Воспитатель с детьми заходит в группу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети, вы любите отгадывать загадки?
I. Интеллектуальная разминка
Воспитатель: Тогда попробуйте отгадать мою загадку: (загадывает детям загадку). Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает — Когда это бывает? Воспитатель: Правильно. А какое сейчас наступило время года? Воспитатель: Посмотрите на наш волшебный экран, он сегодня будет нам помогать. СЛАЙД 2 Воспитатель: Какие приметы весны вы знаете? (Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетают перелетные птицы, зимовавшие в теплых краях.) С началом весны возвращаются перелетные птицы. Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно: появились насекомые.) В загадке есть слова: «ожил лужок», а что это значит, как он «ожил»? (Дети говорят о прорастающей травке, появившихся насекомых.)
II. Основная часть занятия
1. Вводная часть. Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Садитесь на свои места и представьте, что мы едем в автобусе, а чтобы было нескучно, я расскажу вам о насекомых, за которыми мы едем наблюдать. СЛАЙД 3 Автобус Насекомые. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна. Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло — весной или летом. Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (бабочки, кузнечики). Насекомых поедают птицы. СЛАЙД 4- 8 Дидактическая игра «Большой — маленький» У нас первая остановка! Здесь мы с вами поиграем в игру «Большой – маленький» Я вам буду показывать картинку насекомого, вам нужно назвать его и подумать, как будет называться его детеныш. Воспитатель: вы правильно справились с заданием! Едем дальше! СЛАЙД 9 Автобус СЛАЙД 10-14 Воспитатель: Как здорово у вас получается. Если вам нравится играть, то я еще приготовила интересную игру: «Один — много» Я буду называть вам одно насекомое, а вы будете говорить мне много…» Молодцы, вы правильно справились с заданием! Едем дальше.. СЛАЙД 15 Автобус Воспитатель: А вы знаете, что среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха». Воспитатель: Следующая остановка: СЛАЙД 16-17 Посмотрите, на этой поляне веселятся насекомые. Посмотрите и скажите, кого не стало? Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Теперь прямиком едем на волшебную поляну. СЛАЙД 18 Автобус СЛАЙД 19 На экране появляется изображение лесной поляны. Воспитатель: Вот и лесная полянка! Но почему-то на полянке никого нет! Посмотрите-ка, ребята, кто к нам пришел? Дети: Кот ученый. Воспитатель: Сейчас у него мы все и узнаем. Появляется Кот-ученый: Здравствуйте ребята. Воспитатель: Здравствуй, Кот. Кот: Я решил загадать вам загадки и задать вопросы. Если вы сможете справиться моими заданиями, насекомые перестанут прятаться и вернутся на лесную полянку. Воспитатель: Кто отгадает загадку и ответит на вопросы Кота, тот получит картинку с изображением этого насекомого. 2. Отгадывание загадок. Кот: 1.Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) СЛАЙД 10 Вопрос Кота ученого: Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.) 2.Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела) СЛАЙД 11 Вопрос Кота ученого: Почему это насекомое так заметно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!) 3.Летом целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет. (Муха) СЛАЙД 12 Вопрос Кота ученого: Почему муха считается вредным насекомым? (Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.) 4.Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. Это — девчонка, В поясе — тонка, Огромные очи. Летит — стрекочет. (Стрекоза) СЛАЙД 13 Вопрос Кота ученого: Сколько крыльев и сколько лапок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.) 5.Лесная «коровка», Черная головка, Крылья — красные, на крыльях точки-пятнышки. (Божья коровка) СЛАЙД 14 Вопрос Кота ученого: Почему божья коровка так назы¬вается? (Она выделяет для защиты особое молочко оранжевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровки не очень приятны на вкус.) 6.На поляне возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. Они — лесные жители, Дружные строители. (Муравьи) СЛАЙД 15 Вопрос Кота ученого: Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.) Воспитатель: Давайте заселим нашу лесную полянку насекомыми. СЛАЙД 16 На экране, на полянке, появляются насекомые. Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей — кузнечик — бабочка». По команде воспитателя «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» — «летают». 3. Составление рассказов-описаний насекомых по пунктам картинного плана. Кот: Дети, я попрошу вас выполнить мое последнее задание — составить рассказы-описания о запомнившихся вам насекомых. Ведь все насекомые такие разные! Составьте рассказ о любом насекомом по картинкам нашего плана. Воспитатель: Ну что ребята выполним задание? СЛАЙД 17 На экране появляется картинный план. Дети составляют описательный рассказ. Кот: Спасибо ребята, вы справились с моим заданием, мне очень понравились ваши рассказы. Но мне пора прощаться, до встречи ребята. А на прощание я хочу подарить вам корзинку с сюрпризом. До свидание, до новой встречи! Воспитатель: До свидания Кот, спасибо за корзинку с сюрпризом и до скорой встречи. Ребята, смотрите, все насекомые вернулись на лесную полянку. А теперь нам с вами пора возвращаться домой…
III. Подведение итогов занятия
Воспитатель подводит итог занятия, благодарит детей за старание, отмечает наиболее удачные рассказы детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированной НОД. Подготовительная группа Конспект НОД в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Откуда бер Конспект открытой НОД в подготовительной группе по ОО «Познание». Состав числа 7
Похожие статьи:
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Весёлые ребята»
НОД «На лесной полянке»
Интеграция: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- Закрепить умение соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности, навыки изобразительной деятельности. (Художественно- эстетическое развитие.);
- Закрепить знания о пищевой цепочки в природе, формировать представление о правилах поведения в лесу (Познавательное развитие.);
- Активизировать и пополнять словарный запас у детей, формировать связанную речь (Речевое развитие.);
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Материал: Силуэты птиц (синицы, дятла, воробья) и диких животных. жёсткая и мягкая кисти на каждого ребёнка, клей, пластилин, бумажное и соленое крашеное тесто, кусочки рванной цветной (коричневой, оранжевой) бумаги, мелко нарезанная цветная шерстяная нитка (коричневого, оранжевого и белого цветов), салфетка — для каждого ребенка.
Методы и приемы:
Словесные: Вопросы к детям, пояснение, указания, педагогическая оценка.
Наглядные: Рассматривание силуэтов птиц.
Практические: Моделирование.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке; игры; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, разучивание тематических песен.
Логика непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на «сороку» (из бумаги), залетевшую в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела сорока. Кажется, она чем-то встревожена и зовет нас за собой. Давайте пойдем за ней.
(Птица выводит детей на «лесную полянку».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, птица привела нас на лесную полянку. Но что-то с полянкой не так. Как вы думаете, что?
Дети: На полянке не видно лесных обитателей: диких животных и птиц.
Воспитатель: Ребята, каких животных и птиц вы могли бы увидеть на полянке?
Дети: Волка, лису, зайца, кабана, лося, белку, синичку, ласточку, воробья, скворца.
Воспитатель: Давайте спросим у сороки, что же случилось? Куда подевались лесные обители?
(Звучит запись стрекочущей сороки.)
Воспитатель: Ребята, сорока рассказала, что лес посетили туристы. Они нарушили правила поведения в лесу, и поэтому дикие животные и птицы покинули свои жилища: кто гнезда, кто норку, а кто своё логово). Ребята, нужно рассказать людям о правилах поведения в лесу, в природе.
(Воспитатель предлагает детям каждому взять знак, напоминающий о правилах поведения в лесу и рассказать о нем.)
Дети: Этот знак запрещает разорять гнёзда.
Этот знак запрещает разводить костёр в лесу.
Этот знак запрещает рубить деревья.
Этот знак запрещает разбрасывать мусор в лесу.
Этот знак запрещает включать музыку в лесу и шуметь.
Этот знак запрещает рвать без надобности растения в лесу.
Этот знак запрещает брать с собой в лес собак весной и в начале лета, когда размножаются животные, так как собаки инстинктивно разоряют гнёзда и уничтожают малышей животных.
Этот знак запрещает ловить красивых бабочек и насекомых.
Этот знак запрещает ловить и уносить домой диких животных.
Воспитатель: Ребята, давайте исправим ошибку, которую совершили люди.
(Воспитатель предлагает детям изготовить из материала для творческих работ лесных обитателей и заселить ими полянку. Ребёнок сам выбирает материал для изодеятельности и способы его изготовления. В процессе творческой деятельности воспитатель следит за качеством выполнения поделки, если нужно использует приемы, необходимые для достижения цели в намеченной деятельности ребенка.)
Воспитатель: Ребята, разместите хищных диких животных слева от ёлки, а травоядных диких животных справа от ёлки.
Если какое-либо из диких животных не будет выполнено, то воспитатель должен сказать следующее:
Воспитатель: Ребята, какое дикое животное отсутствует на лесной полянке?
Дети: Отсутствует заяц.
Воспитатель: Ребята, мы обязательно выберем время и сделаем зайца, ведь если мы исключим его из природы, что может произойти?
Дети: Мы можем нарушить пищевую цепочку в природе.
Воспитатель: Верно, и это может привести к экологической катастрофе: животные будут погибать от голода.
(Стрекочет сорока, воспитатель сообщает детям, что птица благодарит детей за спасение природы, что теперь ей не будет одиноко, и весь птичий хор дарит детям свою веселую трель.)
НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к Лесовичку» — презентация
НОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к Лесовичку»
Петухова Татьяна Тимофеевна Воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Детский сад 21» (Псков). Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж – 10 лет.
«Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы». Интеграция образовательных областей:
воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель Интеграция работы специалистов ДОУ:
Задачи: Образовательные расширять знания детей о характерных признаках осени, активизировать словарный запас по теме; закреплять правильную посадку детей на мяче; контролировать осанку, функцию равновесия и вестибулярного аппарата; совершенствовать различные виды ходьбы и бега; развивать способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения. Цель: закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе и в жизни людей.
Развивающие развивать координацию движений и глазомер, внимание, ориентировку в пространстве; укреплять различные группы мышц; развивать гибкость и подвижность суставов; развивать образное мышление, познавательный интерес и речевую активность детей; развивать основы музыкального мышления, активизируя мыслительную деятельность и долговременную память во время слушания музыки.
Оздоровительные способствовать улучшению эмоционально- психического состояния детей; способствовать укреплению правильной осанки; развивать мышечную систему путём выполнения упражнений на фитболах.
Воспитательные воспитывать личностные качества: уверенность в своих силах, любознательность, чувство товарищества; вызвать интерес к занятиям с фитболами, эмоционально-положительное отношение к занятиям физической культурой; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать творческие музыкально-слуховые представления, передавая через пластику движений образы прослушанного музыкального произведения.
Бруски, ребристая доска, фитболы; конфетти из цветной бумаги, картон, клей, фломастеры, салфетки; аудиозапись «Пение птиц», аудиозапись «Сказка про Осень-Златовласку» В. Борцовой. Материалы к НОД:
повторение правил поведения в природе, чтение произведений об осени, отгадывание и толкование загадок, наблюдения и знакомство с приметами, поговорки об осени, прослушивание музыкальных произведений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения на фитболах. Предварительная работа:
1. Методы мотивации (приглашение в гости; использование музыкальных средств; появление сказочных персонажей Лесовичка и Кикиморы). 2. Методы образовательного процесса (подвижные игры и упражнения, наглядные пособия и спортивное оборудование, задания на развитие музыкально- двигательной памяти детей). 3. Методы контроля (беседа, зрительная опора, помощь при необходимости). 4. Методы стимулирования детей (сюрпризный момент, поощрение). Методы и приёмы организации НОД:
Ход НОД Вводная часть Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня нас пригласили в гости! А хотите знать, куда и к кому мы пойдем? (Ответы детей – Да, хотим.) Воспитатель: А идем мы с вами в лес к доброму старику-лесовику. Он хочет узнать, знаем ли мы, какие изменения происходят в лесу с приходом осени и умеем ли мы правильно вести себя в лесу. Итак, отправляемся в путь, а чтобы попасть в лес быстрее — надо закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Лес, тропинка и пенек, Здесь живет Лесовичок. Добрый дедушка лесной В гости нас позвал с тобой. (Дети закрывают глаза и хором повторяют вместе с воспитателем.) ( Звучит музыка. Входит Лесовичок.)
Лесовичок: Здравствуйте, дорогие гости! Я рад нашей встрече. Сорока на хвосте принесла весть, что ко мне в гости спешат друзья природы, они знают правила поведения в лесу и всегда их выполняют. Вот я и хочу послушать, что же нельзя делать в нашем лесу? Дети называют правила безопасного поведения в лесу: 1. В лес нельзя ходить одному. 2. В лесу нельзя разжигать костёр. 3. В лесу нельзя бросать мусор. 4. Нельзя шуметь, чтобы не пугать животных и птиц, живущих в лесу. 5. Нельзя брать в рот незнакомые грибы и ягоды. 6. Нельзя разорять гнёзда птиц. 7. Нельзя трогать и брать домой животных, которые живут в лесу.
Лесовичок: Ну что же, молодцы! Я думаю, вам смело можно идти в лес. А приглашаю я вас на лесную полянку, там нас с вами ждет сюрприз. Но путь предстоит непростой. Справимся?
Чтобы нам быстрей добраться, Нужно очень постараться. Поднимайте выше ноги, Коль идете по дороге. Ходьба с высоким поднятием колена Вот пенечки впереди, Змейкой ты их обходи. Ждет овраг нас на пути, По мосточку ты пройди. Ходьба «змейкой» между предметами Ходьба с перешагиванием гимнастической скамейки. Мы доходим до опушки, Мы нашли тропинку. Голосов чудесных пенье Улучшает настроенье! Легкий бег со сменой направления и дыхательные упражнения в конце Основная часть Упражнения с Лесовичком. (Звучит аудиозапись пения птиц)
Воспитатель: Смотрите, какая красивая полянка! Это необычная поляна: кто забредёт на неё, всегда может услышать какую-нибудь сказку. А вы любите сказки… Тогда усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно и скажите, о ком эта сказка. (Звучит аудиозапись сказки)…
Я на лесной палитре Смешаю чудо-краски, Душистый запах хвои И солнца тёплый свет. И напишу вам сказку Про осень-златовласку, Багрянцем, позолотой создам её портрет. Ей из опавших листьев сплету венок пастушки, И ягодным узором украшу сарафан. Её лицо согреют весёлые веснушки, Сказка про Осень-Златовласку
Плащом на плечи ляжет заботливый туман. Рябины ей наденут рубиновые бусы, Гранаты ей нанижут из зёрнышек браслет, Пшеничные колосья косой совьются русой, Блеснёт в её улыбке безоблачный рассвет. Ей мягкий мох обует пушистые сапожки И аромат подарит сосновая смола, её наряд дополнят из желудей серёжки И кроткий лик запомнят озёра-зеркала. Василиса Борцова
Лесовичок: Посмотрите, а здесь что-то спрятано. Хотите посмотреть, что там? (Ответы детей — Да!) (Открывают полог.) Так вот какой сюрприз приготовил для нас Лесовичок! Лесовичок: Это мячи, очень похожие на солнышко! Но это не простые мячи, а очень полезные – фитболы. Берите фитболы и располагайтесь на лесной полянке. А я позову свою подружку – Кикимору-Веселушку, чемпионку по фитболу, она готовит команду нашего леса к участию в Олимпийских играх. (Зовёт Кикимору, просит её научить ребят любимым упражнениям зверят)
ОРУ на фитболах. «Лисята» И.П. – сидя на мяче, стопы на полу, руки на поясе, спина прямая 1-2 – перекаты на стопах с пятки на носок и обратно – 15 раз «Совушка» И.П. – сидя на мяче, стопы на полу, руки на поясе, спина прямая В. – повороты головы влево- вправо (выполнить 6-8 раз)
«Ежик» И.П. – лежа на животе, на мяче с опорой на стопы и ладони В. – поднять прямую правую ногу, вернуться в и.п., то же левой ногой (выполнить 6-8 раз) «Бобрята плавают» И.П. – стоя на коленях перед мячом, опираясь на него грудной клеткой, выполнять руками плавательные движения (выполнить 6-8 раз).
«Медвежата играют» И.П. – сидя на полу с опорой руками за спиной, фитбол между ног. В. – попробовать поднять мяч ногами, вернуться в и.п. (выполнить 6-8 раз) «Зайчата» И.П. — сидя на мяче, руки на бедрах. В. – прыжки на мяче. Выполнить 2 подхода по 20с.
Лесовичок: Вот как хорошо мы позанимались с Кикиморой! Ребята, давайте тоже сделаем приятное Кикиморе, расскажем, какие изменения происходят в живой и неживой природе осенью (ответы детей) Игра «шкатулка» (называем приметы, пословицы об осени ) 1. В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. 2. Гром в сентябре предвещает теплую осень. 3. Облака редкие — будет ясно и холодно. 4. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая. 5. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу — поздняя.
6. В сентябре лето кончается, а осень начинается. 7. В сентябре одна ягода, да и та — горькая рябина. 8. В сентябре синица просит осень в гости. 9. Сентябрь без плодов не бывает. 10. Сентябрь — листопад. Молодцы, много примет назвали, а теперь быстро в круг становитесь, будем с дождиком играть, от него мы убегать.
Стало солнцу скучно в небе, Потянуться двумя руками, через стороны вверх и опустить руки вниз. Позвало оно соседей: Позвать одной рукой к себе, а затем другой. Эй, вы тучки прилетайте Говорить в рупор (сложить ладошки у рта). И со мною поиграйте Скрестить руки на груди, затем руки в стороны и вниз. Тучи быстро прилетели,Махать руками над головой. Поиграть они хотели Покружиться один раз — руки опустить внизу. Только солнце потеряли,Пожать плечами, удивится. Горько, горько плакать, стали.Потереть глаза кулачками. Дождь пошел, как из ведра. Прыгать на двух ногах, хлопая в ладоши. Разбегайтесь, кто куда!Убегают. Физкультминутка
Лесовичок: Спасибо, Кикимора, что смогла уделить нам время. Иди, готовь свою команду будущих олимпийских чемпионов. Кикимора: А вы, ребята, будете болеть за нашу лесную команду?.. Тогда мы обязательно победим, всё золото олимпиады будет наше. Растите умными и здоровыми… До свидания… (Кикимора уходит)
Игра на закрепление «Бывает-не бывает» (Педагог произносит фразу, дети говорят, правда — или нет, объясняют.) Лесовичок: Ребята, внучок прислал мне письмо, но что-то, мне кажется, он напутал, давайте исправим ошибки: «Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Они стоят очень красивые. Стало прохладнее, идут дожди. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Жаль, что цветов осенью нет. Зимующие птицы не хотят с нами зимовать и улетели на юг. Улетели ласточки, грачи, воробьи. Хорошо и свежо дышится в лесу осенью. Звери заснули. Спит, свернувшись клубочком, в дупле белка. Только волки и лисы бегают и гложут кору деревьев. Осень неинтересное, скучное время года, хорошо, если б после лета сразу зима наступила!».
Лесовичок: Ребята, а если после лета сразу наступит зима? Что случится, если осени не будет? Дети. Все живое не успеет подготовиться к зиме. Погибнут деревья, замерзнут птицы и насекомые. Не сделают запасы на зиму белка, еж. Люди не успеют убрать урожай. Лесовичок: Вы много, ребята, знаете об осени и любите ее. В это время года вам скучно не бывает, всегда найдется занятие интересное и полезное.
Лесовичок: Сегодня я предлагаю вам сделать самим себе подарок на память о нашей прогулке по осеннему лесу. Присаживайтесь за парты, а что нужно сделать, я сейчас расскажу. Дети рисуют фломастерами ствол и ветки дерева; Густо намазывают клеем там, где будут листья на дереве, под деревом; Посыпают конфетти на клей. Подождём, пока работы высохнут. А чтобы нам было нескучно ждать, споём песню об осени.
Песня: «Прощание с осенним лесом» Слова и музыка Е. В.Машечковой Осень, осень, до свиданья. Нам пора уже домой. Лист осенний на прощанье Закружился надо мной. (2раза) До свиданья сосны, ели, Мы весною к вам придём. А в морозы и в метели Спите крепки, крепким сном!(2раза)
Лесовичок: Понравилась вам наша прогулка?.. Скоро вы вернётесь домой, но прежде наведём порядок, ведь в лесу нельзя мусорить (уборка рабочих мест) Фотография на память.
Чем занимались на занятии? Что понравилось? Что запомнилось? Лесовичок: До свидания, приходите ко мне в гости ещё. Я буду ждать вас. А на память о нашей встрече я хочу подарить вам подарок-угощения. (Лесовичок раздаёт детям подарки) Заключительная часть