Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в театр» во 2 младшей группе.
Автор: Бабенко Галина Павловна
Воспитатель МКДОУ Латненский детский сад “Родничок”
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в театр» во 2 младшей группе.
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в театр» во 2 младшей группе.
Приоритетные образовательные области:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель:
дать детям первоначальные представления о театре, его многообразии и назначении.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его многообразии и назначении;
- познакомить детей с профессиями людей, работающих в театре (артист, режиссер, костюмер, художник-декоратор, музыкант) и помещениями театра (зрительный зал, сцена);
- формировать знания детей о профессии актера;
- закреплять знания о цвете, геометрических фигурах.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к театру;
- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям;
- приобщать к словесному искусству через стихотворные рифмы;
- познакомить с правилами поведения в театре.
Развивающие:
- развивать интерес к театрально – игровой деятельности;
- формировать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и отвечать на вопросы;
- формировать умение слушать музыкальные произведения (фрагмент) и соотносить их с литературными образами;
- активизировать речевую активность детей, обогащать активный словарь по лексической теме «Театр»;
- развивать умения согласовывать действия своего персонажа с музыкой, передавать образ в движении с помощью мимики, жеста, пластики;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
- обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
Предварительная работа:
беседы: «Что такое театр?», «Зачем люди ходят в театр?», «Кто работает в театре?», «Как себя вести в театре?», «Что мне понравилось в театре?»; рассматривание картинок, иллюстраций по теме, чтение стихотворений, просмотр презентации о театре.
Материалы и оборудование:
ноутбук, магнитофон, маски, театральный сундучок, разноцветные модели геометрических фигур, модели – картинки «Правила поведения в театре», сюжетные картинки про театр, вывеска «Театральная касса», афиша, билеты, мольберт.
Ход занятия.
Воспитатель:
Театр – волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!!!
Ребята, а вы были в театре? (Ответы детей).
Что же такое театр?
(Рассказ воспитателя).
Театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи.
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, зачем люди ходят в театр?
(Ответы детей).
Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Каждое посещение театра – это праздник. Давайте и мы с вами отправимся в театр. Я буду вашим экскурсоводом. Приглашаю вас к мольберту.
(Дети садятся около мольберта, на котором размещена театральная афиша).
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, что это? Яркая, красочная!
(Показывает на закрепленную на мольберте афишу).
Это афиша. О чем рассказывает афиша? Давайте рассмотрим, что на ней нарисовано.
(Дети рассматривают афишу).
Скажите, ребята, как называется спектакль, который изображен на афише?
(Дети: «Колобок»).
Кто исполняет роли?
(Ответы детей).
Правильно, роли в спектакле исполняют артисты, которые играют колобка, бабушку, дедушку, зайчика, волка, медведя, лису. А кто же помогает артистам? Это режиссер. Он предлагает актерам исполнить роли сказочных героев, показывает артистам как себя вести, чтобы быть похожим на своего героя, каким голосом говорить. Режиссер проводит репетиции с артистами. О чем еще можно еще узнать из афиши? Это дата и время, когда будет спектакль. Вот сколько сведений мы узнали о предстоящем спектакле. А помогла нам узнать все это афиша. А что же нужно иметь каждому зрителю, чтобы попасть в театр? Билет. Где можно приобрести билет? В кассе. Эта касса называется театральной.
(Обращает внимание детей на вывеску: «Театральная касса»).
Воспитатель:
Встаньте, ребята, в кружок и получите свои билеты.
(Раздает билеты детям).
В зрительный зал нас приглашает звонок.
(Звонит в звонок).
Толкаться не будем, спокойно войдем,
И место свое по билету найдем.
(Дети ищут свои места по цвету и форме геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник и занимают их.
Цвет и форма геометрической фигуры на билете должны совпадать с цветом и формой геометрической фигуры на спинке стула).
Воспитатель:
Ребята, покажите мне свой билетик, я проверю, правильно ли вы нашли свое место.
(Дети показывают свои билетики воспитателю, он их проверяет).
Воспитатель:
Вы хотите быть хорошими зрителями?
(Ответы детей).
Тогда давайте познакомимся с правилами поведения в театре.
(Прикрепляет к мольберту модели – картинки «Правила поведения в театре» и по очереди рассказывает о каждой).
Воспитатель:
Что обозначает эта картинка? Главное правило – соблюдение тишины во время спектакля. Очень важно, ребята, во время спектакля не разговаривать. О чем говорит эта картинка? Важное правило – приходить вовремя. А эта картинка говорит о том, что артистам нужно хлопать, когда спектакль закончится.
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актерам, в благодарность,
Дарим мы аплодисменты.
Воспитатель:
Ребятки! Покажите, как вы будете хлопать.
(Дети хлопают в ладоши).
Воспитатель:
А сейчас я вам расскажу о том, что есть в театре.
(Показ презентации «Театр»).
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – сцена.
Воспитатель:
Какая в театре сцена? Большая, красивая, широкая. Самое большое театральное помещение – это зрительный зал. Посмотрите, ребята, на экран, зал какой? Большой, огромный, красивый, светлый. Чего так много в зрительном зале? Очень много стульев, кресел. Чем украшена сцена? Украшена занавесом – специальными шторами, которые до начала представления закрыты. Когда начинается спектакль, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать разноцветные прожектора, софиты.
Воспитатель:
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие декорации.
Воспитатель:
Для того, чтобы спектакль был ярким и красочным нужны декорации. Они помогают зрителям, нам, девочкам и мальчикам, оказаться в сказке у красивого замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках.
(Дети рассматривают изображения с разными декорациями).
Дидактическая игра «Назови профессию».
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы все вместе поиграем игру и назовем профессии тех, кто работает в театре.
(По сюжетным картинкам дети совместно с воспитателем называют главные профессии: артист, режиссер, костюмер, художник, музыкант).
Дидактическая игра «Театральный сундучок».
(Маски зверей для детей).
Воспитатель:
Ребята, хотите превратиться в настоящих артистов?
(Ответы детей).
В моем волшебном сундучке есть разные маски. Выбирайте и наряжайтесь.
(Дети выбирают маски по желанию и одевают их).
Ой, моих ребят и не узнать!
Воспитатель:
Полина, в кого ты хочешь превратиться?
(В зайчика).
А заяц какой, скажите, ребята?
(Трусливый, быстрый).
Воспитатель:
А ты кто?
(Воспитатель спрашивает всех детей по очереди, дети отвечают).
Медведь какой?
(Неторопливый, тяжелый, большой, смелый).
Волк какой?
(Голодный, серый, злой).
Лиса какая?
(Хитрая, рыжая, красивая).
Колобок, румяный бок – какой?
(Веселый, круглый, добрый).
Бабушка какая?
(Добрая, заботливая).
Воспитатель:
А сейчас, мы все вместе покажем, как настоящие актеры играют свою роль.
(Играет музыка для каждого персонажа, персонаж двигается и танцует в соответствии со своей ролью).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Все справились со своей ролью! Вы были настоящими артистами, а артисты после представления всегда кланяются. Давайте и мы с вами поклонимся друг другу.
(Дети раскланиваются).
Воспитатель:
А, теперь, давайте все вместе друг другу похлопаем.
(Дети хлопают в ладоши).
Воспитатель:
Ребята, а легко ли быть артистом? Как вы думаете?
(Ответы детей).
Нелегко. Каждый день репетиции. Надо уметь весело смеяться, горько плакать, хорошо танцевать, петь и учить наизусть много слов.
Дидактическая игра «Покажи настроение».
Воспитатель:
Давайте, ребята, как настоящие артисты мы тоже покажем веселое и радостное настроение: улыбнемся друг другу.
(Дети обмениваются улыбками).
Воспитатель:
Вот мы с вами и побывали в театре, стали артистами. Как много нового и интересного мы узнали о театре.
С театром расставаться нам очень жаль.
Артистами мы были так умело,
Как жаль, что быстро время пролетело.
Ведь быть артистом каждый рад,
А нам, друзья, пора в детсад!
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в театр» во 2 младшей группе.
Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Оборудование: иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, дидактическая игра «Театральные профессии», муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты к игре «Парикмахерская».
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре?(ответы детей).
Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».
Ты к окошку подойди,
Ему деньги протяни.
И окошечко в ответ
Отдает тебе билет.
Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку. Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.
Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.
Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.
Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.
Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии)
• Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.
• Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называетсябутафором.
(Воспитатель показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).
• Звук к спектаклю — фонограмму — готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.
• Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется «костюмер».
• Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.
• Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене – режиссер.
• Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.
• Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.
• Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.
Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»
Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.
(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).
Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?
(Ответы детей)
Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.
(Дети рассматривают фотографии артистов пермских театров и отрывки из спектаклей, в которых они играли).
Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.
Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» — то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства».
(Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, гримуборная актеров).
Воспитатель: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей). Правильно, это гримуборная актеров. Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из девочек принцесс, а из мальчиков – дедушек.
(Дети распределяют между собой роли гримеров и актеров и на глазах у всех начинаются перевоплощения)
Затем дети «возвращаются» обратно в детский сад.
Подведение итогов:
Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.